В
самом начале XX века по ходатайству представителей севастопольской мусульманской общины городскими
властями было принято решение о выделении земельного участка для строительства
мечети. Первоначально мечеть планировали строить на центральном холме, но
фактически закладка мечети состоялась по другому
адресу: улица Азовская, 43 (ныне Кулакова, 31).
Акъяр Джами в начале XX века и современный вид |
Проект
ее разрабатывал городской архитектор Александр Михайлович Вейзен, который стал
автором некоторых жилых и общественных зданий в городе, таких как Караимская
кенаса, первой в России биологической станции (ныне институт биологии южных
морей). Он был членом высочайше утвержденной комиссии по восстановлению памятников
обороны Севастополя 1854-1855 годов. Проекту архитектор придал черты
египетского стиля, для которого характерны стройные пропорции, богатство и
пышность декоративных украшений. Фасады исполнены в виде выдержек из Корана – с
резьбой по камню.
Согласно архивным справкам, мечеть в Севастополе строилась под руководством имама мусульманской общины Ак-Яра – Юсуфа Рахимова. Строительство планировали закончить в 1912, но из-за нехватки денег, мечеть была готова лишь к 1914 году. Средства выделил царствующий дом Романовых в память о севастопольском визите (1886 год) императора всероссийского Александра III. Большой вклад в ее строительство сделали представители мусульманской общины Крыма. На входе в мечеть появилась надпись на арабском и русском языках: «В память императора Александра III» – так Император Николай II увековечил память о своем отце – императоре Александре III.
Ю.
Рахимов встретил советскую власть с надеждами на позитивные перемены в области
образования, он выполняет все инструкции и законы новой власти. Мулла развернул
широкую деятельность по распространению прогрессивных идей среди местного
населения…
Согласно архивным справкам, мечеть в Севастополе строилась под руководством имама мусульманской общины Ак-Яра – Юсуфа Рахимова. Строительство планировали закончить в 1912, но из-за нехватки денег, мечеть была готова лишь к 1914 году. Средства выделил царствующий дом Романовых в память о севастопольском визите (1886 год) императора всероссийского Александра III. Большой вклад в ее строительство сделали представители мусульманской общины Крыма. На входе в мечеть появилась надпись на арабском и русском языках: «В память императора Александра III» – так Император Николай II увековечил память о своем отце – императоре Александре III.
Вид на улицу Азовскую, в центре Соборная мечеть, нач XX века. |
Торжественное
открытие и освящение мечети состоялось 20 апреля 1914 года. Мечеть была убрана
флагами, коврами и гирляндами цветов. На открытии присутствовали: генерал-губернатор,
главный командир севастопольского порта и начальника гарнизона г. Севастополя
вице-адмирал Н. С. Маньковский, градоначальник города С. И. Бурлей, комендант
севастопольской крепости генерал-майор Коркашвили, полицмейстер Бочаров,
городской голова Н. Ф. Ергопуло, бахчисарайский голова г. Крымтаев, турецкий
консул Ахмед-Джамиль-бей, архитектор градоначальства Г. П. Долин, члены управы,
гласные городской думы, представители мусульманского духовенства, офицеры
мусульмане севастопольского гарнизона и другие. Мечеть имела двойной статус:
была гражданской и военной одновременно.
И. Гаспринский |
Первый
намаз в севастопольской мечети в 1914 году провел великий крымскотатарский
просветитель Исмаил Гаспринский, известный во всем тюрко-мусульманском
мире.
Ю. Рахимов |
Муллой гражданского населения стал Рахимов Юсуф Исмаилович, анухом
(военным священником) Черноморского флота – Мухамед-Захир Замалетди.
При мечети открыли «Общество пособия бедным
мусульманам», председателем которого стали мулла Юсуф Рахимов и Чешмеджи
СеитДжелиль. При мечети действовала мусульманская школа – мектеб. В 1913 г. в
школе обучалось тридцать девять учеников.
Паломники,
отправлявшиеся в хадж в Саудовскую Аравию, выезжали из России через Севастополь
и непременно совершали намаз в Севастопольской мечети перед отъездом. Эмир Бухарский,
совершавший Хадж в святые места в 1912-1915 гг., также посещал мечеть, гостил у
настоятеля, имама мусульманской общины Юсуфа Рахимова.
После
установления советской власти в Севастополе в 1920 году и проведения в жизнь
Декрета СНК РСФСР от 23.01.1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы
от церкви» меняется отношение к верующим. Постепенно органами власти проводится
политика, направленная на искоренение религии.
Начался
учет культовых зданий и церковной собственности. В соответствии с циркуляром
ЦАУ КСССР от 1924 г. № 139, культовые здания подлежали страхованию в Госстрахе
и передавались группам верующих во временное пользование по договору.
К
концу 1930 года, в связи с проводимой кампанией по раскулачиванию крестьянства,
все мечети в пригородных деревнях были закрыты. По праздникам и пятницам
мусульмане из сел вынуждены были приезжать на богослужение в город. Число
молящихся в праздничные дни составляло от 600 до 1000 человек. По этой причине
соборную мечеть в городе не закрыли, хотя неоднократные попытки со стороны
властей предпринимались, и храм продержался еще до 1938 года.
После
закрытия мечети в здании размещался кинотеатр, а впоследствии – архив
Черноморского флота. В годы Великой Отечественной войны мечеть значительно
пострадала. Авиабомбой были разрушены купол и крыша здания, выгорели внутренние
деревянные конструкции, не пострадал только минарет, но он был снесен в 1948 году.
С
июля 1992 года по пятницам мусульманская община Севастополя, по согласованию с
командованием Черноморского флота, стала проводить службы на втором этаже
здания архива. В 1994 году помещение было освобождено от архива и передано
верующим. В 1995 году проведена реставрация и восстановление мечети, а в 2000
году турецкими каменотесами заново был построен минарет. Новый минарет представляет
собой восьмигранную колонну высотой сорок метров с гладким конусом крыши и
резным балконом.
Юсуф Рахимов – основатель севастопольской мечети
Ю. Рахимов |
Основатель
и первый имам мечети Юсуф Исмаилович Рахимов (родился в 1870 году в деревне Новые
Мочалы Симбирской губернии). Юсуф Рахимов окончил с отличием деревенское
медресе и на средства благотворительного общества был отправлен для дальнейшей
учебы в Стамбул, где получил богословское образование. В Турции Рахимов познакомился
с Исмаилом Гаспринским, по рекомендации которого и приглашению мусульманской
общины приезжает в Севастополь в 1899 году.
Идейное
и духовное сближение с Гаспринским, принятие общественно-политического и
интеллектуального движения среди мусульман – джадидизма (движения за распространение просвещения, развитие тюркских языков и
литературы, изучение светских дисциплин, использование достижений науки,
равноправие женщин), повлияло на становление мировоззрения будущего муллы.
Татарская школа в Севастополе. В центре Ю. Рахимов - 1913 г. |
Ю.
Рахимов стал преподавателем по методике И. Гаспринского, а затем директором
Севастопольской татарской народной школы, где наряду с крымскими татарами
обучались дети переселенцев казанских татар. Рахимов начал нововведения в
школе. В учебный процесс добавлялись такие дисциплины, как математика, физика,
химия, география, история. До этого функции мусульманской школы сводились к
заучиванию религиозных толкований. Сам Юсуф Исмаилович преподавал историю и
географию. Нововведения встретили сопротивление не только властей города, но и
консервативных религиозных конфессий, т. к. усматривали в них покушение на их
монополию в сфере просвещения.
Новый
метод обучения постепенно приобрел широкое развитие. К 1917 году новометодных татарских
школ в Севастополе было двадцать пять, в 1920 г. – тридцать пять.
Свидетельство о смерти, написанное рукой Ю. Рахимова |
Свидетельство о рождении, написанное рукой Ю. Рахимова |
Дело на Ю. Рахимова |
Протокол допроса Ю. Рахимова |
В
тридцатые годы развернулась широкая антирелигиозная кампания, многие
священнослужители были репрессированы. 2 октября 1937 года Юсуф Рахимов был
арестован и посажен в севастопольскую тюрьму.
Выписка из акта о том, что приговор приведен в исполнение |
Его обвинили в контрреволюционной
националистической пропаганде и шпионаже в пользу Турции. Через месяц Рахимова
перевели в симферопольскую тюрьму и приговорили к расстрелу. Приговор был
приведен в исполнение 8 июля 1938 года. Ю. И. Рахимов реабилитирован посмертно
5 февраля 1957 года.
подробнее здесь: Фесенко А., Мулла севастопольской мечети. Юсуф Рахимов - представитель духовной элиты // Город-герой Севастополь. Неизвестные страницы, 2016. - с.122-127
а также: источник1, 2, 3подробнее здесь: Фесенко А., Мулла севастопольской мечети. Юсуф Рахимов - представитель духовной элиты // Город-герой Севастополь. Неизвестные страницы, 2016. - с.122-127
Комментариев нет:
Отправить комментарий