воскресенье, 4 сентября 2016 г.

Исмаил бей Гаспринский – идеолог, реформатор, просветитель

Исмаил бей Гаспринский – годы жизни: 8 (20) марта 1851 г. – 11 (24) сентября 1914 г.

Этот человек незаурядного ума, новаторского мышления и неуёмной энергии в конце XIX – начале XX столетия стал знаменем обновления тюрко-татарского мира. Сегодня его имя – символ национального здравомыслия, гражданского бесстрашия и истинной верности своему народу.

Семья И. Гаспринского. Первые успехи просветителя

В тюрко-татарском мире Исмаил Гаспринский – одна из самых известных фигур. Дед Гаспринского – Али Гаспринский имел государственный чин коллежского регистратора, служил чиновником XIV класса. Его семья владела небольшими земельными участками близ Ялты. Отец Исмаила – Мустафа Гаспринский состоял на военной службе. В 1839 году его назначили переводчиком с татарского языка, а через год он стал исполнять обязанности переводчика восточных языков при генерал-адъютанте М. С. Воронцове. За доблестную службу и боевые заслуги он получал очередные звания и в отставку в 1853 году вышел в чине поручика. Военная выслуга и офицерский чин дали ему определённые льготы, он возбудил дело о соискании потомственного дворянства – так Гаспринские стали дворянами.


Прославивший род Гаспринских Исмаил Гаспринский родился 8 (20) марта 1851 года в крымской деревне Авджикой (по другим сведениям в деревне Улу-Сала) Ялтинского уезда Таврической губернии (ныне Бахчисарайский район Крыма). Его матерью была вторая жена Мустафы Гаспринского – Фатима Султан.

Когда мальчик подрос, его отдали сначала в мусульманский мектеб (мусульманская начальная школа), потом – была учеба в Симферопольской казенной мужской гимназии, Воронежском военном училище и Московской военной гимназии.

В Москве Исмаил жил в семье редактора «Московских новостей» и «Русского вестника», известного русского славянофила М. Н. Каткова. В его доме он знакомиться с И. С. Тургеневым, здесь он получает первые журналистские навыки.

В те годы русская интеллигенция, условно разделенная на два течения «западников» и «славянофилов», оживленно дискутировала о путях развития России и месте русского народа в мировой истории. Все это стало своеобразным откровением для подростка, который до этого не сталкивался с обсуждением подобной проблематики. Он впервые столкнулся с понятием «политическая нация», «национализм», «шовинизм».

Гаспринский не закончив полного курса, бросает учёбу, решив бесповоротно покончить с военной карьерой, чтобы заняться более важным делом — служением родному татарскому народу. Но как это сделать?.. Именно в это время на острове Крит разгорается восстание греков против Османской империи. Вчерашний курсант вместе со своим однокашником, литовским татарином Мустафой Давидовичем отправляется в Одессу, чтобы на пароходе отплыть в Турцию и участвовать в боевых действиях на стороне Стамбула. Но у молодых людей нет заграничных паспортов и на полдороги их останавливает полиция… Исмаил возвращается к себе домой в Крым.

В Симферопольской казённой мужской гимназии юноша проходит специальное испытание и 1 мая 1870 года удостаивается звания учителя русского языка городских начальных учебных заведений. Казалось бы, он нашёл то, что искал. Но вскоре Исмаила уже влекут более широкие горизонты, ему становится тесно в Крыму, он грезит дальними странами, а себя видит участником больших и знаменательных событий. В 1871 году юноша отправляется в Париж. Полный идей и наполеоновских планов, лишь в столице Франции он замечает, что остался без гроша в кармане. На помощь приходит русская община Парижа. Гаспринского устраивают переводчиком в агентство «Ашет», которое занималось рекламой на восточных языках. Существуют сведения, что в годы жизни в Париже Гаспринский активно интересовался культурной и общественной жизнью Франции и посещал лекции в Сорбонне. Также популярна версия о том, что в Париже он работал личным секретарём И. С Тургенева, с которым познакомился ещё в Москве.

В 1874 году Исмаил бей покидает Францию и через Алжир, Тунис, Египет и Грецию едет в Стамбул. В Турции Гаспринский занимается совершенствованием своего турецкого языка, изучает культуру родственного народа, интересуется турецкой историей и системой народного образования. В Стамбуле он останавливается у своего дяди Сулеймана, пытается поступить в турецкий военный колледж, но «благодаря» стараниям русского посла графа Игнатьева эту мечту воплотить в жизнь не удаётся. Тем не менее, молодой человек не отчаивается и в 1876 году возвращается в Крым. Он устраивается преподавателем в одно из местных учебных заведений. Гаспринский активно участвует в выборах в местные органы самоуправления и в марте 1878 года становится гласным Бахчисарайской городской думы, в конце ноября – заместителем городского головы и, наконец, 5 марта 1879 года губернатор А. А. Кавелин утверждает И. Гаспринского в должности городского головы.

Новый голова Бахчисарая разворачивает бурную деятельность. При нём в Бахчисарае зажглись первые фонари, открылась больница для простого народа, бюджет города увеличился в три раза. На посту головы Бахчисарая Гаспринский остаётся до 5 марта 1884 года. Его всё же больше манит деятельность культурно-просветительского характера, чем должность крупного чиновника.

И. Гаспринский изучает многочисленные исторические труды по истории тюрок. Здесь он окончательно понимает, что его соплеменники в своем развитии остались далеко позади просвещенных европейцев, и эта отсталость показалась ему причиной всех бедствий, которым подверглись не только крымские татары, но и другие тюркские народы России. Он решает посвятить себя делу просвещения российских тюрок, чтобы «подтянуть» их до общемирового уровня.
 
Крымскотатарский просветитель Исмаил Гаспринский (четвертый слева во втором ряду) с выпускниками крымскотатарской гимназии. 1900-е годы. (фото из личного архива Севиле Изидиновой)
И. Гаспринский вынашивает идею объединения всех тюркских народов России с помощью общего литературного языка. Встает вопрос, как ознакомить наибольшее число своих соплеменников с этими мыслями? Ответ вскоре был найден: русские газеты формируют общественное мнение по национальному вопросу во всей России, значит, тюркам нужна своя газета. В 1883 году в Бахчисарае под его редакторством начинает выходить газета «Тарджеман» («Переводчик»), которая вскоре становится культурным знаменем всего тюркского мира России. Начинается этап блистательной просветительской деятельности И. Гаспринского.

Успех газеты был обусловлен еще и тем, что Гаспринский на основе языков различных тюркских народов пытался создать литературный язык тюрки. Минимизируя фонетические различия в разных тюркских языках, Гаспринский создаёт то, что он назвал «лисан-и-умми» - вопрос об общем языке, как писал Д. Валиди: «был решен в пользу 4 тюркских наречий – волжского, киргизского, среднеазиатского (чагатайского) и османского. Решающее значение здесь имели не теоретические доводы, а жизненная практика и суровая необходимость».

В своей газете Гаспринский пытался развернуть среди тюрков-мусульман России дискуссию по общегосударственным, общеисламским и общекультурным проблемам. Гаспринский становится популярной фигурой общероссийского масштаба и попадает под негласный надзор полиции.

Двигатель прогресса – любовь
Известно, что Исмаил бей был женат дважды, но чаще упоминают о его втором браке, а первая жена остаётся в тени... Вернувшись после долгих скитаний на родину, Исмаил бей начинает учительствовать. В один прекрасный день судьба сталкивает его с Моллой Асаном. Этот человек в то время владел гостиницей и садом в Ялте. Юноша узнаёт, что у него растёт очаровательная дочь 14-ти лет, которую за необыкновенную красоту прозвали «Самур» («Соболь»). Вскоре Исмаил бей, ничуть не сомневаясь в успехе, просит её руки. Начинается семейная жизнь, которая поначалу была вполне безоблачной и безмятежной. Однако как человека деятельного и активного Исмаила всё меньше и меньше устраивает такая семейная идиллия. Он загорается идеей издавать ту самую газету «Тарджеман», о которой сказано выше, и начинает, чуть ли не бредить этой мыслью, заражает новым проектом тестя Моллу Асана, а тот, будучи человеком просвещённым, с радостью соглашается помочь своему зятю. Но он ещё не знает, во что обойдётся ему это согласие. Сначала Молла Асан дал Гаспринскому две тысячи рублей, потом ещё тысячу. Через некоторое время продал сад, дом, а сам переселился в гостиницу. Деньги были потрачены на приобретение оборудования для типографии, печатание первой брошюры Гаспринского «Русское мусульманство». Но требовались всё новые и новые вложения. Исмаил бей просит жену уговорить отца заложить ещё и гостиницу. Это предложение зятя стало последней каплей, которая переполнила чашу его терпения: «Я отдал ему всё, что у меня было! – кричал он. Гостиница – это мой дом. Твой муж хочет выгнать меня на улицу, сделать нищим!» После этого скандала Самур в Бахчисарай не вернулась…

Совсем другой была история любви Гаспринского и Зухры Акчуриной – дочери известного симбирского фабриканта Асфандияра Акчурина. Зухра родилась в Симбирской губернии, жила и воспитывалась в дворянском имении, которое купил её отец вместе с суконной мануфактурой. После смерти матери 20-летняя девушка впала в меланхолию, жизнь перестала её радовать. Отец посылает дочь в сопровождении дяди Ибрагима на курорт в Ялту подлечить нервы и развеяться. Обстоятельства складываются так, что в Крыму Зухра встречается с Гаспринским. Она заочно знает Исмаила бея по его публикациям. Мало того, выясняется, что Ибрагим и Исмаил знакомы: они учились в одном и том же военном училище. Гаспринскому сразу понравилась Зухра, поскольку она была не только хороша собой, но и прекрасно разбиралась во многих науках, была очень начитана и знала несколько языков. Как только между молодыми людьми загорается искра симпатии, депрессия Зухры исчезает бесследно. В этом же 1882 году Гаспринский, не откладывая дела в долгий ящик, отправляется на Макарьевскую ярмарку в Нижегородской губернии, чтобы познакомиться с отцом Зухры. Через посредничество Ибрагима он просит руки его дочери. Асфандияр в резкой форме отказывает Исмаилу. Не в его интересах отдавать дочь за человека хоть и из благородного, но обедневшего дворянского рода (к тому же есть сведения, что он был знаком с первым тестем Гаспринского Моллой Асаном и не захотел связываться с таким «разорительным» зятем). Отказ не охладил Исмаила и он отправляется в симбирское село Коромысловка, где в то время находилась Зухра. При свидетелях с обеих сторон они заключают договор о браке – так называемый «алдым-бирдем» («взял-отдал»). Новоиспечённый жених показывает эту бумагу Асфандияру, но тот приходит в бешенство и прогоняет Исмаила. В этот момент Зухра, выбежав на балкон, кричит: «Я твоя! Я навеки буду твоей!»

Гаспринский не отчаивается и едет в Уфу к муфтию Салимгараю Тефкилеву. Муфтий подтверждает законность документа. Гаспринский заполучает Зухру. Асфандияр напоследок требует большой калым – 2 тысячи рублей. Исмаил уплачивает эту сумму векселем.

Зухра загорается идеей мужа выпускать газету. Она продаёт все свои драгоценности и вкладывает выручку в дело. Молодые люди полны энергии и немедленно приступают к работе. Они вручную крутят маховик допотопного типографского станка, складывают и сортируют газеты, рассылают их по адресатам. Они всё делают сами, без посторонней помощи. Так начинался «Тарджеман». Неоценима роль Зухры Акчуриной в издании этой газеты. Если бы в первые годы она не взяла нагрузку по изданию газеты на себя с мужем, то газета разорилась бы, так как тогда они не имели возможности нанимать помощников.

В 1893 году в Бахчисарае с большим размахом проводился 10-летний юбилей газеты. Кроме гостей из разных регионов России там присутствовали официальные лица из Турции, Ирана. Специальные представители шахиншаха Ирана и Бухарского эмира торжественно вручили Гаспринскому ордена своих стран. Получает подарки и Зухра Акчурина. Крымчане дарят ей дорогую брошь, а гости из Казани награждают её неофициальным титулом «миллэт анасы» («мать нации»).

Зухре Акчуриной не суждено было дожить до 20-летия газеты. Она скончалась 13 апреля 1903 года в возрасте 41 года от тифа. Гаспринский пережил свою жену на 11 лет и умер от туберкулёза 11 сентября 1914 года в возрасте 63 лет. В советский период его могила была снесена и лишь в марте 1999 года крымские татары восстановили надгробный камень над последним пристанищем великого просветителя.

На пути к просвещению тюркских народов России
Газета «Тарджеман» («Переводчик») была главным детищем И. Гаспринского, самим смыслом его жизни. Если первые номера еженедельника выходили тиражом всего в 320 экземпляров, то в последующие годы он вырос до 12-20 тысяч. Газету, освещавшую проблемы культуры и образования, с нетерпением ждали во всех уголках необъятной Российской империи. Мало того – её получали в Туркестане, Румынии, Китае, Иране, Египте, Болгарии и других странах.
Были и критические выступления в прессе. Например, татарский поэт Габдулла Тукай, известный своим острым, беспощадным языком, упрекает газету и лично Исмаила Гаспринского в том, что он не оправдал надежд тюрко-татарской нации, что «Тарджеман» не отвечает требованиям времени, не выступает за национальные интересы татар. Тукай полагал, что от турецких газет гораздо больше толку, поскольку они, по его мнению, намного острее и свободнее. Этим самым Тукай подметил чрезмерную лояльность Исмаила Гаспринского к властям, расцененную им как осторожность и слабоволие. Интересно, что обвинения раздаются и с противоположной стороны: сторонники русской государственности и монархисты навешивают на Гаспринского ярлык пантюркиста.

Неоценима роль Исмаила Гаспринского в области образования и просвещения. Он является основателем нового звукового метода преподавания языка – «Усуль ал-джадид» (от арабского слова «джадид» – новый) – новометодной программы, благодаря которой скорость усвоения материала увеличивалась во много раз.

Джадидизм как общественно-политическое движение сформировалось в конце XIX века, прежде всего как попытка реформирования начальной школы. Это направление стало альтернативой для господствовавшего долгое время в системе мусульманского образования «Усуль ал-кадим» (старого метода). Методы различались, в первую очередь, формой подачи одного и того же материала. Кадимисты применяли систему слогового преподавания, когда буквы сливались в слоги, а из слогов потом составлялись слова. Сторонники нового метода – джадидисты применяли так называемый «звуковой метод», когда каждой букве алфавита соответствовал определённый звук.

Гаспринский предложил сделать татарский язык языком преподавания в государственных начальных и ремесленных школах. Преподаватели таких школ должны были получить образование в 9–10 реформированных медресе, превращенных фактически в учительские институты. Эта программа представляет собой целостную совокупность мер, направленную на создание культурных институтов общества на уровне национальной начальной школы. При этом такая школа обеспечивалась преподавателями из лиц собственного вероисповедания и учебной литературой.

Создание государственных начальных школ обозначало окончание монополии духовенства в системе образования. Татарское духовенство оказалось в состоянии исторического выбора в отношении системы образования.

В январе 1884 года И. Гаспринский открыл первое джадитское учебное заведение в Крыму. Курс обучения был рассчитан на два года. В мектебе принимались дети 7-летнего возраста. Преподавать в школе по своему учебнику «Ходжа-и субьян» («Учитель малолетних») стал сам Гаспринский. Именно с этого события началась история распространения джадидизма в России. К 1895 году в Бахчисарае существовало уже семь подобных заведений. Эта методика быстро распространилась по всему тюрко-татарскому миру и, прежде всего, в Поволжье и на Урале. Только в Поволжском регионе в 1913 году было зарегистрировано 694 новометодных учебных заведения. Подобные школы открывались не только в России, но и в других странах.

Последние годы жизни просветителя – несостоявшийся Нобелевский лауреат

В 1905 году Исмаил бей Гаспринский избирается председателем 1-го съезда мусульман России, а в 1911-м в Центральный комитет турецкой партии «Согласие и прогресс». Он много путешествует по различным странам мира, пропагандирует свой новый метод, в 1907-1908 годах несколько раз посещает Египет с целью организации там международного мусульманского конгресса, в 1911 г. – Индию, где изучает состояние школьного образования, даёт показательные уроки по своему новому методу. Помимо вопросов просвещения, И. Гаспринского волнуют проблемы мусульман в Российской империи. Этим вопросам он посвятил две свои книги – «Русское мусульманство» (1881) и «Русско-восточное соглашение» (1896), написанные на русском языке.

В этих трудах он пытается разобраться в причинах отчуждённости христиан и мусульман: «…Должны ли русские и мусульмане жить рядом на одной земле, под одним законом как случайные спутники, соседи или между ними следует развить более близкие родственные отношения как между детьми великой семьи народов нашего обширного великого отечества?». Он отмечает, что российские мусульмане такие же полноправные подданные, как и все остальные граждане, что они хотят жить и работать вместе, что они могут принести много пользы своей родине. Исмаил бей призывает власти обратить взор к мусульманам, прислушаться к их проблемам.

В книге «Русско-восточное соглашение» Исмаил бей продолжает тему, начатую в предыдущей книге. Он отмечает, что по своему менталитету мусульмане и русские гораздо ближе друг другу, чем, например, русские и европейцы. При этом он полагает, что Западу выгодна конфронтация и состояние вражды в России между мусульманами и христианами и потому предлагает российским правителям обращать свои взоры не на Европу, а на Восток. Он считает, что дружба с Востоком может быть намного выгодней России.

Стремясь отметить просветительскую и миротворческую деятельность Гаспринского, сначала Индия, а потом Франция вносят предложение о выдвижении его кандидатуры на Нобелевскую премию мира. Многие журналы и газеты разных стран мира, в том числе и России, поддержали эту идею, но, к сожалению, её не удаётся претворить в жизнь.
похороны И. Гаспринского

Комментариев нет:

Отправить комментарий