Белые
армии откатывались назад. Уже отдали Ростов, Новочеркасск, Таганрог. Шикарные
штабные офицеры постепенно исчезали с горизонта. Оставались простые, серые,
плохо одетые, усталые и растрепанные. Вместе с армией «отступал» и я со своими
концертами. Последнее, что помню, — была Ялта. Пустая, продуваемая сквозным
осенним ветром, брошенная временно населявшими ее спекулянтами. Концерты в Ялте
я уже не давал. Некому было их слушать.
Севастополь |
Несколько
дней городом владел какой-то Орлов, не подчинявшийся приказам белого
командования. Потом его куда-то убрали, и все затихло. Ждали прихода красных. Я
уехал в Севастополь.
Севастополь |
В
гостинице Киста, единственной приличной в городе, собралась вся наша братия.
Там жили актеры, кое-кто из писателей и много дам. Деньги уже ничего не стоили.
За ведро воды нужно было платить сто тысяч рублей.
К
концу 1918 года под неудержимым натиском Красной Армии белые докатились до
Перекопа. Это был последний клочок русской земли, еще судорожно удерживаемый
горстью усталых, измученных, упрямых людей, уже не веривших ни в своих вождей,
ни в свою авантюру. Белая армия фактически перестала существовать. Оставались
только ее разрозненные, кое-как собранные остатки. Генералы перессорились между
собой, не поделив воображаемой власти, часть из них уже удрала за границу,
кое-кто застрелился, кое-кто перешел к красным, кое-кто исчез в неизвестном
направлении.
Момент эвакуации врангелевских войск из Крыма осенью 1920 г |
Армия
разлагалась и таяла на глазах у всех. Дезертиры с фронта — оборванные, грязные
и исхудавшие, переодевшиеся в случайное «штатское» платье,— бродили по
Севастополю, заполняя собой улицы. Спали всюду — на бульварных скамейках, в
вестибюлях гостиниц и прямо на тротуарах, благо ночи в Крыму теплые. А те, кто
еще носил форму,— отпускные, командированные в тыл,— по целым дням торчали в
комендатуре, где с утра до ночи бегали с бумагами под мышкой военные чиновники,
охрипшие и ошалевшие. Сами ничего не знавшие, они никому и ничем помочь уже не
могли. Но рвали взятки с живого и с мертвого.
Высокие,
худые, как жерди, «великосветские» дамы и девицы, бывшие фрейлины двора,
графини, княжны и баронессы с длинными породистыми «лошадиными» лицами,
некрасивые и надменные, продавали на черном рынке свои бриллиантовые шифры и
фамильные драгоценности, обиженно шевеля дрожащими губами. Слезы не высыхали у
них на глазах.
Днем
они толкались в посольствах и контрразведках иностранных держав, в
консульствах, различных учреждениях и комитетах, где можно было купить любой
паспорт. Спекулянток можно было узнать сразу. Котиковый сак. Тюрбан на голове.
Заплаканные глаза и мольба: «Визу на Варну!», «В Чехию, в Сербию, в Турцию —
куда угодно! Только бежать, бежать!…» Они не мылись неделями, спали не
раздеваясь. От них шел одуряющий запах «лоригана-коти», перемешанный с запахом
едкого пота. Никто из них ничего не понимал. Словно их контузило, оглушило
каким-то внезапным обвалом. Они ждали чего угодно, но только не революции. Они
не могли осознать случившегося и только жалобно скулили, когда кто-нибудь
пытался с ними заговорить.
«Безработные
призраки прошлого» — таково было их шутливое прозвище.
По
улицам ходил маленький князь Мурузи и, встречая знакомых, сладко и заливисто
разговаривал, сильно картавя.
— Тут
нет жизни,— восклицал он, всплескивая руками.— Надо ехать на фгонт! Это
безобгазие!
Однако
сам он ни на какой «фгонт» не ехал. Уговаривать нас князь начал еще в Одессе. И
теперь докатился до Севастополя. Исчерпав все убеждения, он озабоченно спросил
у меня:
— Скажите,
догогой, а где тут хагашо когмят?
— Тут.
У Киста,— отвечал я.— Тут же и хорошо, тут же и плохо! Потому что другого места
все равно нет.
Единственный
в городе театр «Ренессанс» ежевечерне был набит до отказа серыми шинелями —
отпущенными или бежавшими с фронта офицерами. Мне предложили гастроли. Я
отказался. Петь было нелепо, ненужно и бессмысленно.
Поэт
Николай Агнивцев — худой, долговязый, с длинными немытыми волосами — шагал по
городу с крымским двурогим посохом, усеянным серебряными монограммами—
сувенирами друзей, и читал свои последние душераздирающие стихи о России:
Церкви — на стойла, иконы — на щепки!
Пробил последний, двенадцатый час!
Снятый боже, снятый крепкий,
Снятый бессмертный, помилуй нас!
На
его визитной карточке было напечатано: «Николай Агнивцев (миллионер)».
Знакомый
восточный князь Меламед купил шхуну и гостеприимно предлагал актерам ехать на ней
в Турцию. Предлагал и мне, Собинову, Балановской, Плевицкой. Молодые актеры
нанимались кочегарами на «Рион» — большой пароход, стоявший в порту. Спекулянты
волновались и покупали все что угодно, лишь бы только отделаться от корниловских
«колокольчиков» — тысячерублевок.
Перекоп
— узкая полоска земли, отделявшая нас всех от оставленной родины,— еще
держался. Его защищал Слащев. На стенах города появились приказы генерала
Слащева: «Тыловая сволочь! Распаковывайте ваши чемоданы! На этот раз я опять
отстоял для вас Перекоп!»
Иногда
в осенние ночи, когда море шумело и билось за окнами нашей гостиницы, Слащев
приезжал с фронта со своей свитой. Испуганные лакеи спешно накрывали стол внизу
в ресторане. Сверху стаскивали пианино, звали меня. Я одевался, стуча зубами.
Спускался вниз, пил с генералом водку, разговаривал, потом пел по его просьбе.
Но водка не шла. Голова болела, было грустно и пусто. Слащев дергался, как
марионетка, хрипел, давил руками бокалы и, кривя страшный рот, говорил,
сплевывая на пол:
—
Пока у меня хватит семечек, Перекопа не сдам!
—
Почему семечек? — спрашивал я.
— А
я, видишь ли,— мы уже были на «ты»,— иду в атаку с семечками в руке! Это
развлекает и успокаивает… моих «мальчиков»!
Черноморский
матрос Федор Баткин — краснобай, демагог и пустомеля, «выдвиженец» Керенского —
кого-то в чем-то безуспешно убеждал. Но люди пожимали плечами и, не дослушав до
конца, уходили…
— Визу,
визу, визу! Куда угодно! Хоть на край света!
Остальное
никого не интересовало. С Перекопа бежали. Слащев безумствовал. В Джанкое он
приказал повесить на фонарях железнодорожных рабочих за отказ исполнить его
приказы.
Однажды
утром я получил телеграмму: «Приезжай ко мне, мне скучно без твоих песен.
Слащев».
В
этот день на рейде стоял пароход «Великий князь Александр Михайлович». Капитан
его, грек, был моим знакомым. Пароход отходил в Константинополь. На нем уезжал
обиженный Деникиным генерал Врангель со своей свитой. Ночью, встретив капитана
в гостинице, я попросил его взять меня с собой. Он согласился.
Утром,
погрузив несложный багаж и захватив с собой единственного друга — актера Бориса
Путяту и пианиста, я уехал из Севастополя. (из книги А. Вертинского "Четверть века без родины. Страницы минувшего") читать здесь
Комментариев нет:
Отправить комментарий