Литературные мистификации — всегда поле для экспериментов как над читателем и писателем, так и над рынком, обществом и государством.
Черубина де
Габриак
1909 год, в редакцию
петербургского журнала «Аполлон» пришло письмо в лиловом надушенном конверте со
стихами неизвестной поэтессы, подписанное одной буквой Ч. Произведения
оказались очень талантливыми, тонкими, и их сразу опубликовали. Потом
таинственная незнакомка иногда звонила в редакцию и рассказывала о себе: ее
зовут Черубина де Габриак, она красавица-испанка, пишет по-русски, очень
несчастна. Литературный Петебург сходил от нее с ума.
Мистификация была придумала
поэтом Максимилианом Волошиным и преподавательницей гимназии Елизаветой
Дмитриевой, талантливой, но некрасивой и хромой девушкой. Она писала яркие
критические статьи о Черубине, подогревая интерес публики. Однако вскоре обман
раскрылся, и влюбившиеся в красавицу-испанку петербуржцы были разочарованы.
Дмитриева исчезла из литературы.
Эмиль Ажар
Один из самых знаменитых
выдуманных авторов в мировой литературе XX века, созданный Роменом Гари. Благодаря
этой мистификации Гари под именем вымышленного писателя Эмиля Ажара стал
единственным французским прозаиком, дважды удостоенным Гонкуровской премии. У Гари,
кроме имени Эмиль Ажар были и другие псевдонимы: Шатан Бога, Фоско Синибальди. А
настоящее его имя - Роман Кацев.
В 1974 году вышел первый
роман Ажара «Голубчик», восторженно принятый критикой. Вторая книга «Вся жизнь
впереди» получает престижную литературную награду Франции – Гонкуровскую
премию, правда, писатель от нее отказывается. Для широкой публики роль Ажара по
просьбе Гари играл его племянник Поль Павлович, впоследствии написавший об этом
в книге «Человек, которому верили». До самоубийства Гари в 1980 году было
непонятно, кто такой Эмиль Ажар. Незадолго до смерти Гари написал эссе «Жизнь и
смерть Эмиля Ажара», где подробно рассказал о причинах мистификации.
В 70-х годах критика считала
Гари исписавшимся автором и, придумав псевдоним, писатель решил доказать, что
это не так. Но слава Ажара стала причиной самоубийства Гари: чужой успех,
который должен был достаться ему самому, стал угнетать писателя.
Михаил Агеев
В 1934 году в Париже вышел «Роман
с кокаином», откровенная история взросления главного героя в до- и
послереволюционной Москве, рассказанная на фоне исторических событий. Книга
понравилась ведущим критикам русской эмиграции Ходасевичу и Мережковскому.
В 80-х роман выходит на
Западе, а в 90-х и в России. Книгой зачитывались, но вопрос об авторе оставался
открытым. Считалось, что под именем Агеева скрывается Владимир Набоков: факты
биографии Набокова и главного героя «Романа с кокаином» совпадали, структурно
книга была похожа на ранние работы Набокова, а имена персонажей часто
встречались в набоковских текстах. И только в 1996 году литературоведы Габриэль
Суперфин и Марина Сорокина выяснили, что автор — писатель и переводчик Марк
Леви (1898-1973).
Биография самого Леви туманна
и загадочна, возможно, он сотрудничал с советской разведкой, изменял
гражданство с советского на парагвайское и обратно, после войны жил в Ереване.
Создание подставного автора избавляло писателя от каких-либо объяснений.
Макс Фрай
Издательство «Азбука» с 1996
года публиковало романы-фэнтези писателя Макса Фрая, которые быстро стали
бестселлерами. Уже в 2001 году Фрай стал одним из самых популярных русских
писателей-фантастов. В итоге возникла необходимость показать его публике.
Иностранных авторов с таким именем не было, фамилия — явно нерусская, возникли
подозрения насчет псевдонима.
Макс Фрай — литературный
псевдоним двух авторов — Светланы Мартынчик и Игоря Стёпина. В серии «Лабиринты
Ехо» и «Хроники Ехо» входят около 40 повестей, где от первого лица
рассказывается о приключениях обычного, на первый взгляд, молодого человека, который
резко меняет свою жизнь, дав согласие на предложение своего нового знакомого из
снов — переехать в другой мир и поступить к нему на службу. Таким образом, Макс
Фрай является и псевдонимом, и главным действующим лицом. Некоторые причины, по
которым главный герой является одновременно и автором книг, раскрываются позже.
Осенью того же года Светлана
Мартынчик — она же Макс Фрай, впервые появилась на публике, разоблачая
мистификацию в телеэфире.
Вскоре начался скандал:
писательница обвинила издательство в том, что они пытаются зарегистрировать имя
Макса Фрая как торговую марку, наняв «литературных негров» писать романы вместо
нее. Создание образа Фрая было обусловлено большим наплывом зарубежной
фантастики на российский книжный рынок в 1990 годы, в котором отечественные
авторы казались издателям менее важными.
Борис Акунин
Первый роман Акунина «Азазель»
появился в 1998 году. Интеллигентный исторический детектив с петербургским
сыщиком Эрастом Фандориным в качестве главного героя оказался удачным. Книги о
его приключениях становятся бестселлерами в 2000-е годы, их экранизируют.
Читатели и критики выдвигают разные предположения об авторе: называют то
политика Владимира Жириновского, то писательницу Татьяну Толстую.
Однако, игра быстро
раскрылась: под маской Акунина скрывался переводчик-японист, заместитель
главного редактора журнала «Иностранная литература» Григорий Чхартишвили. С тех
пор он выступает на публике в двух ипостасях: как Чхартишвили и как Акунин.
Затем Акунин выпустит романы
под именами Анатолий Брусникин и Анна Борисова. Позже Григорий Чхартишвили у себя в блоге
официально заявил, что Анатолий Брусникин и Анна Борисова — это он. Два
писательских проекта, развивавшиеся параллельно с 2008 года, оказались в
буквальном смысле авторскими — придуманными Чхартишвили и реализованными им при
конспирологическом содействии издательства «АСТ». Причем один из них стал
успешным: стартовый роман никому не известного Брусникина разошелся тиражом
больше 600 тыс. экземпляров. источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий