Пасха до революции была
любимым праздником людей России, так как совпадала с приходом весны, тепла и
пробуждением природы. В конце XIX
столетия Пасха приобрела универсальное значение: образовалась целая отрасль прикладного
искусства, занимавшаяся выпуском пасхальной продукции. Пасхальные яйца
производились в огромном количестве, и изготовлялись они из самых разных
материалов — стекла, фарфора, дерева, различных поделочных материалов, камней,
живых цветов и даже мыла.
Балерина Матильда Кшесинская
в свое время рассказывала, как на Пасху ей подарили большое яйцо из живых
ландышей, а к нему было прикреплено миниатюрное драгоценное яйцо, которое можно
было носить как брелок. Однажды ей подарили простое соломенное яйцо, внутри
которого, лежали упакованные чудесные вещицы от Фаберже.
В Севастополе в детском
городке «Лукоморье» на Пасху в 2008 г. установлено большое пасхальное яйцо.
Яйца из мыла
Знаменитому русскому
парфюмеру Генриху Брокару принадлежит идея создания мыла в виде яиц. Причем,
эти яйца носили и «образовательный характер». Генрих Брокар нарисовал
обыкновенные куриные яйца — тридцать семь штук. Затем на каждом яйце обозначил
букву алфавита – от А до Я. Свою затею Брокар объяснял так: деревенскому
человеку понятны простые вещи: земля, солнце, река, лес, птицы. Земля кормит,
вода поит, куры несут яйца. Эти яйца – само совершенство. При виде яйца у
каждого ребенка возникают мысли о доме, мамке с папкой. А представь, что этим
«яйцом» будет мыло. Любой мужик купит его своему дитя. Ребенок спросит: «Тятя,
что это?» А мужик ему ответит: «Буква «а». Такую азбуку малыш осилит быстро. Я
буду продавать каждый кусок по копейке. Свою выгоду оборотом возьму, без ущерба
для кармана самого бедного крестьянина».
Скромная мыловарня Брокара
выпустила за первый месяц своего существования 120 кусков мыла «Детское». Оно продавалось
по копейке за кусок. Первые две недели его помощник Герасим ходил коробейником
по Пречистенке и ближайшим переулкам, держа в лотке два десятка кусков
названного мыла. Он сбывал его за полдня. Расчет Брокара на эпатаж оправдался.
Вскоре Брокар выпустил еще
один вид «мыльных яиц» — на этот раз без букв, но от этого не ставшего менее
интересным. Новые мыльные яйца были выкрашены специальной белой краской и
полностью имитировали настоящие яйца, хотя и были по своей сути всё тем же
мылом.
Резные яйца
Удивительным и единственным
русским мастером, занимающимся редким видом декорирования яиц, является
художница Мария Минситова из Алтайского края. Мария занимается резьбой и
росписью по яичной скорлупе. На самом деле мастеров, работающих с таким
необычным и хрупким материалом, не так уж и много. Подобный мастер живет в
Китае и Белоруссии. Это сложнейшая, филигранная работа, требующая ювелирной
точности и мастерства.
Писанка
Писанка — это преимущественно
куриное (гусиное) яйцо, расписанное по специфической технологии воском и
окрашенное природными или анилиновыми красителями. Традиция такой росписи
достигает глубин многовековой истории и составляет уникальное достояние
произведений миниатюрной живописи.
Существует даже музей
писанки. Открыт он был относительно недавно — на Украине (город Коломыи).
Архитектурное сооружение в форме самого большого расписного яйца в мире стало
визитной карточкой г. Коломыи. Торжественное открытие музея «Писанка» состоялось
23 сентября 2000 года, во время Х Международного Гуцульского фестиваля. Музей
был номинантом в конкурсе «7 чудес Украины». Уникальность Музея не только в
том, что он выполнен в форме яйца, высота которого составляет 14 метров , диаметр, — 10 м . Помещение изготовлено
полностью из цветного стекла, общая площадь витража составляет свыше 600
квадратных метров. Внешняя отделка выполнена в трехмерном пространстве. Музей
имеет три этажа, верх расписан звездами и главной звездой — Солнцем, нижняя
часть — «подобие утробы — там внутри стоит огромная мраморная композиция: мать
с младенцем внутри яйца.
Музей владеет коллекцией
свыше 6000 писанок, представленных из подавляющего большинства областей Украины
(Тернопольской, Львовской, Винницкой, Черкасской, Кировоградской, Одесской), а
также из Пакистана, Шри-Ланки, Беларуси, Польши, Чехии, Швеции, США, Канады,
Франции, и Индии.
Писанка — символ мира, его
устройства, символ возрождения, символ жизни, весны, любви. И все это выражено
в узорах писанок. Узоры эти возникли еще до христианства, когда народ почитал
природу и пребывал под ее властью. В глубине столетий наши предки праздновали
великий весенний праздник пробуждения природы после долгого зимнего сна, победы
добра над злом, света и тепла над тьмой.
Пасхальные яйца Фаберже
Пасхальные яйца Фаберже, так
называемая коллекция «Императорские сокровища Фаберже» – это грандиозный проект
серии пасхальных яиц, выполнявшийся для двух российских императоров. Начиная с
1885 до 1916 года придворный ювелир царской семьи, Карл Фаберже, преподносил
царю по одному шедевру в год. Общее количество, созданных Фаберже для
императорской семьи пасхальных яиц, составляет 50.
Царь Александр III дарил
пасхальные яйца Фаберже своей жене Марии Федоровне, царь Николай II преподносил
в качестве подарков своей матери и жене Александре Федоровне. Предположительно,
что императоры дарили пасхальные яйца, произведенные Фаберже и другим членам
царской семьи. В настоящее время известно только 42 сохранившихся шедевра
Фаберже.
Заказ, по которому Фаберже
делал яйца для царя, содержал выполнение трех условий: яйцеобразная форма;
сюрприз, содержащий связь с каким-либо событием царской семьи и третье условие
— чтобы произведение не имело повтора. Таким образом, эти пасхальные подарки
были украшены царскими монограммами или датами, на некоторых имелись
миниатюрные портреты детей и самого императора или изображения царских
резиденций, два из них содержали в себе модели кораблей, на которых плавал
последний русский император.
Яйцо торжественно
преподносилось царю либо самим Карлом Фаберже, либо его сыном Евгением и
неизменно встречалось с большим восторгом, так как при этом все могли увидеть
сюрприз, скрытый в подарке.
В числе «сюрпризов»
спрятанных во многих пасхальных яйцах Фаберже — миниатюрные модели, сделанные
из драгоценных материалов, ювелирные изделия, а также изображения людей,
событий и мест, имевших значение для императорской семьи. Некоторые сюрпризы —
по сути, отдельные произведения искусства, которые можно увидеть или, как в
ряде случаев, привести в движение, только при извлечении из яйца. Другие
секреты можно наблюдать сквозь прозрачную оболочку яйца.
Не существовало предмета,
объекта или растения, который бы не смогли воспроизвести мастера Фаберже в
качестве сюрприза для пасхального яйца.
Возвращение в
Россию
4 февраля 2004 г . аукционный дом
Sotheby’s объявил о продаже по частному соглашению коллекции Фаберже Форбса
российскому промышленнику Виктору Вексельбергу, который вернул яйца в Россию.
До возвращения в Россию
коллекция, включающая легендарные девять Императорских Пасхальных Яиц, была
представлена на общественной выставке в Сотбис в Нью-Йорке. Эта часть
коллекции, состоящая из девяти яиц, была оценена в 90 миллионов долларов,
окончательная сумма сделки не разглашается. Аукционный дом Сотбис осуществлял
эту частную сделку от имени семейства Форбс. источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий