воскресенье, 13 апреля 2014 г.

Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресение


Сегодня Вербное Воскресенье – день, когда Иисус Христос въехал в Иерусалим, а жители древнего города приветствовали его, покрывая одежды Иисуса и путь осла, на котором он ехал, пальмовыми ветвями. Поскольку на большей части территории России пальмы не растут, за неделю до Пасхи принято украшать дом вербой — именно это растение раньше других пробуждается в суровом климате, и распускается пушистыми серебристыми почками.
Канун Вербного Воскресенья – Лазарева суббота – день, когда Иисус исцелил Лазаря через несколько дней после его смерти. С тех пор христианство отмечает праздник Воскресения Святого Лазаря. В этот день у русских крестьян было принято ходить в лес за вербой до восхода солнца. Принесенные веточки тут же украшали бумажными цветами, плодами, часто к веточкам подвешивали бумажного ангелочка, «вербного херувима». Святить вербу ходили в церковь в этот же день к вечерней службе или утром в воскресенье. Освященные ветки ставились в переднем углу на божницу или клали за иконы. В Сибири для вербы делали специальный «теремок» из соломы, который украшали тряпочками, лентами, затем вешали перед иконой.

Как только возвращались домой с заутрени, все домочадцы непременно ударяли друг друга освященными ветками вербы, приговаривая: «Верба красна бей до слез, будь здоров». Этот обычай имел магический характер: во время соприкосновения верба передавала свои живительные силы человеку, наполняла его энергией. Так, когда прихлестывали вербой детишек, говорили-заклинали: «Как вербочка растет, так и ты расти», тем самым перенося свойства растения на ребенка. Верба и ее распускающиеся сережки, появление которых было первым видимым проявлением весны, в народном представлении являлась средоточием плодородия, растительной силы, здоровья.
Как детей хлестали, так и скот в день первого выгона на пастбище, в Егорьев день, ударяли освященной вербой, чтобы защитить животных от падежа, дурного глаза, змей, волков, чтобы обеспечить хороший приплод, а так же чтобы усмирить скот, заставить его слушаться пастуха. Затем ветки втыкали в хлеве под крышей, «чтобы скотина не блуждала», или пускали по воде, иногда сжигали в печи, или скармливали скоту. Но выбрасывать вербу после первого выгона было грешно. Порой освященные ветви хранили целый год за образами до следующей «Вербницы». Особенно важно, что вербу, оставшуюся с прошлого года, ни в коем случае нельзя выкидывать. Ее нужно либо сжечь, либо бросить в реку с бурным течением, либо отнести в храм. Или, если верба пустила корни, посадить, но это нужно делать не в Вербное воскресенье, а в другой день.
Также в Егорьев день, после выгона скота веточки могли разламывать и разбрасывать по полю, а почки раскрошить в зерно, предназначенное для будущего посева, тем самым воздействуя на силы природы, приумножая урожай.
Чтобы овцы водились и не переводились, а плодились их кормили специально приготовленными караваем и хлебцами, внутри которых запекали вербные почки. В некоторых местах пекли печенье в форме почек по числу скотины и птицы в доме, а в других местных традициях и для всех членов семьи. Печенье было принято освящать вместе с вербой. В Костромской губернии оно называлось «барашки», в Московской — «барашки», «бабашки» или «акатушки», в Рязанской — «орешки», «кытька».
В Пензенской губернии бытовал обряд окликания молодух. В полночь накануне Вербного воскресенья молодежь обходила дома, где жили новобрачные, и возле ворот кричала: «Отопри, отопри, молодая, вербушкою бить, здоровьем больше прежнего наделить». Молодой ничего не оставалось, кроме, как отпереть ворота, после чего толпа входила с песней: «Был бы урожай хлеба, скота умноженья». Всех спящих в избе слегка ударяли вербой, приговаривая: «Бьем, чтобы быть здоровым», — а также: «Вставай рано, бей барана». Последней хлестали молодую, когда она кланялась, провожая незваных гостей.
Верба в народном сознании была способна не только наделять живительной силой, но и предохранять от болезней и исцелять от них. Вербные почки глотали в качестве профилактического средства от различных хворей. Съедали по девять вербных почек, считая это лекарством от лихорадки. Бесплодным женщинам так же советовали есть освященные почки, после чего они благополучно рожали. На Кубани вербу применяли при лечении детских заболеваний. Для этого рано утром до восхода солнца отправлялись на реку, где срезали три пучка вербы по девять веток. Затем дома клали один пучок в горячую воду и купали ребенка у окна, которое выходило на восток. В полдень в воду опускали вторую связку и купали ребенка у того окна, где стояло солнце в тот момент. Чтобы дети были здоровы, веточку вербы нужно положить под матрас. На закате аналогичные действия совершались с третьим пучком перед окном, смотрящим на заходящее солнце. После все ветки и воду в сопровождении молитвы выливали в реку. Считалось, что после этих омовений болезнь уйдет. Также вербой окуривали больной скот, растирали ее в порошок и засыпали в раны, делали из нее отвар и пили, использовали в качестве примочек от опухолей и ушибов.
Веточка вербы с незапамятных дохристианских языческих времен наделялась магическими сверхъестественными свойствами: помимо того, что она обогащала и исцеляла, она была способна уберечь, защитить от молнии, бури, нечистой силы. Согласно поверью, верба, брошенная против ветра, может отвратить бурю, а брошенная в огонь – усмирить его. Повсеместно считали, что верба, защитит дом от грома и молнии, так как верба в верованиях славян дерево Громовержца, Перуна, который поражает очистительным огнем. Вербным веткам, несмотря на христианскую символику, приписывалась также колдовская сила, с ними связывалось поэтическое вдохновение, волхвование, ведьмовство. Так, если верить поверью, весной черти отогреваются на вербе, а после того как ее освятят в праздник, они падают в воду, и поэтому от Вербного воскресенья до Пасхи нельзя пить воду, почерпнутую под вербой.
Как обычно, в дни православных праздников нельзя работать, ведь этот день дан людям для радости и светлых мыслей, а не для тяжелого физического труда. Женщинам нельзя шить, вязать, вышивать и вообще заниматься рукоделием. Также нельзя работать в саду и огороде и заниматься уборкой или стиркой.
Вербное Воскресенье — последний день перед страстной неделей, когда соблюдающие Великий Пост могут позволить себе поесть более разнообразную пищу — в Вербное Воскресенье можно есть рыбу, использовать подсолнечное масло и даже разрешается выпить красного вина.
В Вербное Воскресенье хорошо посадить комнатное растение. Это по поверьям принесет человеку богатство. Однако за растением, посаженным в этот день, нужно хорошо ухаживать. Ведь если оно завянет в первый месяц после посадки, значит, предстоит всю жизнь прожить в бедности. Сажать на Вербное воскресенье нужно растение с большими толстыми листьями. Очень хорошо для этого подходит многим известное денежное дерево.
Источники: тут и тут

Комментариев нет:

Отправить комментарий