На Украине празднование
Рождества начинается на Свят вечер – 6 января. Вечерняя трапеза накануне
Рождества сопровождается многими традициями и обрядами. Накануне Рождества
церковь предписывала строгий пост – целый предрождественский день верующим
нельзя было есть и пить. Ужин на Свят вечер был для них первой трапезой в этот
день – им и заканчивался 40-дневный предрождественский пост. За стол можно было
садиться с появлением на небе первой звезды, в память о Вифлеемской звезде,
возвестившей пастухам о рождении Христа.
Подготовка к Рождеству
начиналась с осени. В давней украинской традиции для надлежащего празднования
рождественско-новогодних обрядов важной была заблаговременная и серьезная
подготовка. Обязательно еще с поры жатв бережно хранили обжиночный сноп – Рай-дидух
(Дидух), в который втыкали стебли разных злаковых культур (ржи, пшеницы, овса и
т.д.), и отбирали мягкое благоухающее сено. К праздникам завершали практически
всю важную работу по хозяйству и тщательным образом убирали в домах –
выбеливали помещение и цветами разрисовывали дымоход, застилали новые или чисто
выстиранные скатерки, рядна и полотенца.
Обязательно пытались купить
обновки – новую одежду для всех членов семьи и новую посуду (макитры, горшки,
кочерги и макогоны). Из воска собственной пасеки люди изготовляли праздничные
свечи, приговаривая специальные заговоры и молитвы.
В подготовке к
рождественско-новогодним праздникам были задействованы и мал и стар. Бабушки,
деря перо на подушки, попутно учили детвору колядовать, щедровать и засевать.
Парни и девушки, готовясь к колядкам, собирались вместе, изготовляли ритуальные
наряды, учились выполнять действа с вертепом и рождественской зарей. Также избирали
своего главного атамана («березу»), побажальников (тот, кто будет желать),
казначея, михоношу (тот, кто будет носить мешок) и других исполнителей.
Рождество на Украине – слияние
христианских и языческих обычаев. В канун Рождества – 6 января (этот день звали
Вилия) еще на рассвете хозяин и хозяйка ритуально готовили Божью еду. Для этого
особенным образом в печи ложились дрова, которые требовалось зажигать «живым
огнем» (потерев деревом о дерево, или огнивом), в более поздней традиции уже
пользовались спичками. Главными блюдами на украинский Святой вечер являются: кутя
– пшеничная или рисовая каша с медом, маком и изюмом, и узвар – компот из
сухофруктов. Всего на столе в Свят вечер должно быть 12 постных блюд, среди
которых в старину готовили постный борщ с грибами, горох, капустник, рыбные
блюда, вареники с капустой, кашу гречневую, голубцы с рисом, постные блины,
грибы, пироги.
Для кутьи бралась
заблаговременно потолченная и моченая пшеница, а также набранная до восхода
солнца вода, которую, считали, освятил ночью сам бог солнца. Пекли кныши,
замешивая их как обычный хлеб, и кладя сверху маленький хлебец, который звали
душой и который предназначался для Духов-Лада, то есть душ умерших предков.
Особенно следили, чтобы Божья еда была вынута из печи с восходом солнца. Для
окончательного приготовления кутьи к сваренной пшенице добавляли мед, орехи,
мак и изюмины (пшеница считалась символом вечной жизни, а мед – вечного счастья
святых на небе).
С первым лучом солнца хозяин
открывал домашние двери, амбары, риги, конюшни и даже ворота, потому что,
считалось, что на землю всходит бог урожая, достатка и богатства. Волшебным
зельем (маком-видюком) люди осыпали всю домашнюю живность, чтобы отвернуть злую
силу и еще раз проверяли все ли готово к Свят-вечеру. Тогда уже требовалось
внести в дом «Святки». Для этого отец брал за руку старшего мальчика и шел с
ним в овин, неся непочатую воду, а мальчик – три колоска. Там уже стоял
приготовленный Рай-дидух и 12 вязанок душистого сена. Все это обрызгивали
довосходной водой и, приговаривали молитву: «Милостивый
Боже, и ты, Солнце праведно, со Святым Рождеством! В прошлом году дали вы
урожай, дали добро, богатство и здоровье... Пошлите еще лучше в этом году!»
Потом брали Рай-дидуха и сено
и несли к жилищу, где хозяйка встречала их с кнышом и зажженной свечой.
Впоследствии все вместе устанавливали Дидуха на покуте, стелили сеном стол и
пол, и детки ритуально катались по полу, чтобы не переводилась живность.
Согласно традиционному
украинскому мировоззрению Рай-дидух вмещал в себе дидухов-пращуров, дух жилья,
добрых Духов-Лада. Последние, считалось, после жатв вселяются в сноп Дидух и с
ним переходят с нивы в ригу. А другие Духи-Лада переходят из полей в леса, горы
и долины. Именно на Вилию духи вместе с Дидухом, которого еще зовут «Раем»
(потому что именно там находятся души), входят в жилище людей и для них хозяева
устраивают Святую Вечерю. На эту Богатую Кутью кроме добрых духов приходят и
бог урожая, и бог домашних животных.
Место же Дидуха в доме
звалось «Раем», потому что там, считали, с этого времени будут находиться души
пращуров-покровителей рода и дома. Поверх сена на столе стелили первую скатерку
для добрых душ и, разложив по краям чеснок, застилали вторую скатерть – для
людей. Посреди стола хозяин ставил для духов кныш, а хозяйка каравай, в который
вставляли свечу. Кутью и узвар торжественно переносили в красный угол дома,
предварительно собрав из кутьи сухой верх для живности. Кутью накрывали кнышом,
узвар – караваем и, похозяйничав со скотом, все ожидали наступления сумраков.
В эту пору хозяйки даже
выносили из жилища веник, чтобы не подметать в доме. Святым называли не только
ужин 6 января, но и следующие ужины вплоть до Щедрого Вечера 13 января. В эту
пору годилось лишь праздновать и не работать.
Готовясь к ужину, семья
надевала нарядную одежду и нетерпеливо ожидала первой зари на ночном небе,
потому что целый день нужно было поститься и ничего не есть. Выйдя во двор, дети следили
за небом и с появлением звезды, заходили в дом и извещали долгожданную весть.
Из этого момента можно было начинать Святую Вечерю.
В первый день Рождества – 7
января, в гости почти не ходили. Только женатые дети (с невесткой или зятем)
должны были посетить после обеда своих родителей, говорили, что везут «деду
ужин». Издавна на Украине на Рождество колядовали – пели колядки. Колядки –
величальные обрядовые песни зимнего цикла – популярны и в современной Украине.
Также среди молодежи
распространены рождественские гадания.
На Украине считается, что именно в
«святые» дни можно наиболее точно предсказать будущее. Поэтому девушки
пользуются моментом и стараются предугадать свою судьбу. Считается, что именно
в эти дни можно наиболее точно предсказать будущее. Поэтому девушки
пользовались моментом и участвовали в рождественских гаданиях. Интересовало их,
прежде всего, выйдут ли они в следующем году замуж, будут ли богаты или бедны.
Поэтому очень многие гадания связаны с поисками суженого.
Существовали многочисленные
народные приметы, связанные с погодой на Коляды (Рождество). Когда, например,
первый день Коляд ясный – будет неурожайный год, а если хмурый, снег идет –
урожайный. Если в колядный вечер и ночью на небе много звезд – летом будет
много грибов; если в другой половине дня посыплет град – горох будет большой,
если снег – будут хорошо роиться пчелы.
Украинские обычаи на Свят вечер – ночь перед
Рождеством
Первым за стол садился
хозяин, а за ним по старшинству и другие. Все почтенно продували скамьи, чтобы
не присесть на Духа, потому что считалось, что на богатую кутью приходят духи
предков. Во время святого ужина не гоже было вставать из-за стола (это могла делать
лишь хозяйка, которая садилась перед столом), разговаривали почтенно и не
громко.
Все пытались быть дома вместе
и даже путешествующие предпочитали до этого дня вернуться домой. Начиная Святую
Вечерю, хозяин с молитвой набирал из горшка в новую макитру кутью, добавлял
тертого мака и медовую ситу и ставил на стол (где горела зажженная свеча, лежал
кныш и каравай). В первую очередь кормили скот и домашнюю живность.
Потом самый старший хозяин
брал ложкой кутью и говорил молитву за покойных дедов и родителей, приглашая их
на ужин. Для них и отсутствующих членов семьи на столе специально ставили две
рюмки и тарелки (из них никто не ел, и туда насыпали кутью). В некоторых
районах сохранился обычай подбрасывать ложку кутьи к потолку, приговаривая,
чтобы Бог послал много приплоду в хозяйстве. Потом хозяин подносил рюмку и
произносил молитву за сущих членов семьи. За ужин рюмка очередью обходила всех
взрослых родственников, а кушанья употребляли из общих мисок.
Считалось доброй приметой,
если на Святую Вечерю приходили одинокие, бедные, неприкаянные люди. Их щедро
принимали и угодничали. После ужина, который длился
несколько часов, кутью и некоторые другие блюда не убирали со стола, а
оставляли для духов, которые будут садиться за Святую Вечерю во второй раз. Для
них также ставили стакан воды и чистое полотенце.
После ужина люди начинали
петь колядки, которые еще с дохристианских времен посвящались сотворению Мира,
Богу-солнцу, урожайности и приплоду домашней живности. Гадали по стебелькам,
которые вытягивали из-под скатерки на столе. Потом родители одаривали детей,
гостей и друг друга деньгами и подарками, что символизировало будущий достаток
и богатство.
После Святой Вечери и
угощений нельзя было спать, особенно хозяину и хозяйке, которые ложились
отдохнуть одетыми, чтобы не заснуть. Пытались без надобности не выходить из
дома или из двора и ничто не занимать до утра. Лишь дети могли отнести
обрядовую еду дедушкам, бабушкам или крестным отцам, которые жили рядом.
Окошки жилищ всю ночь
сверкали светом, потому что и свечи не гасили на Святой Вечер, они сами должны
были догореть полностью. Все разговоры велись спокойно, почтенно и касались они
предков рода и хозяйства. Нельзя было злиться, ссориться, говорить что-то
плохое, потому что это могло сбыться, поскольку в эту ночь злые духи, ведьмы и
другие недобрые силы блуждали под окнами и все слышали.
Празднование Рождества
Под утро до восхода солнца
начинали ходить мальчики-виншувальники (девочкам ходить с приветствиями не
годилось) и виншували. Виншувальникам очень радовались,
потому что хозяева переживали, чтобы первой не пришла особа женского пола.
Потому радостно одаривали ребят деньгами и гостинцами (конфетами, яблоками,
орехами, книшиком).
7 января праздновали первый
день Рождества Христово (годилось отмечать три дня 7-9.01). Утром вся семья или
несколько представителей шли в церковь на праздничную молитву, которая
посвящалась воспоминаниям о рождении Иисуса Христа. Возвращаясь из церкви, люди
радостно здоровались: - Христос родился! - Славите
его! или - Со Святым Рождеством будьте здоровы!
Иногда, утром хозяин опять
ставил свечу, обкуривал дом, обрызгивал святой водой, хозяйка мыла посуду и все
еще раз с молитвой садились за постный стол. И только после этого еще раз
мылись миски, ложки и накрывали скоромные блюда, люди разговлялись, потому что
пост окончился. К Рождеству специально подкармливали и кололи кабана, чтобы
приготовить колбасу, кишку (кровянку), студень, зельц, жаркое с гречишной
кашей. Готовили также одно молочное блюдо.
После такого сытного обеда
хозяин клал на пороге топор и домочадцы, переступая через него, выходили из
дома. Хозяин шел хозяйничать со скотом, а пожилые люди и молодежь шли в село
для общения. Уже под вечер шли первые детские ватаги колядников, каждый имел
через плечо котомку, куда складывали гостинцы. Спрашивали у хозяев кому
колядовать (чаще всего сыну или дочери), становились перед «застольным окном» и
распевали магические стихотворения-молитвы. Люди с верой, надеждой и уважением
относились к таким чистосердечным вестникам добра и счастья.
Вечером к общественной коляде
людно готовились возле церкви или школы холостяцкие общества. Избирали своего
руководителя – Березу (Березая), латкового (собирает сало и колбасы),
хлебоношу, казначея, звездаря (носит зарю), звонарей, танцоров, скрипачей. Колядовали
несколько ночей, пока обойдут каждое жилище в поселении.
http://holiday.meta.ua/ny2013/x-mas13.php http://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php?jpostid=200047759&journalid=4237063&go=prev&categ=0 http://ivona.bigmir.net/cooking/toowners/303820-Ukrainskie-rozhdestvenskie-tradicii
Комментариев нет:
Отправить комментарий