Зачем козе барабанщик, почему
обещанного ждут три года и вся правда о квасном патриотизме и разведении
антимоний
Отставной козы барабанщик
Так называли в XIX веке людей
без определенных занятий, а иногда и просто маленьких, забытых людей, кое-как
кормящихся какими-нибудь случайными и никому не нужными поделками. Откуда
взялось это шуточное определение? Почти до самой революции в России можно было
увидеть бродячую труппу нищих: поводыря с ученым медведем, показывавшим разные
«штуки», «козу» - человека, на голове которого было укреплено грубое подобие
козьей головы из мешковины, и «барабанщика», часто из отставных солдат,
барабанным боем призывавшего публику. Оказаться на положении «отставного
барабанщика при козе», то есть потерять и эту работу, было уже окончательным
пределом бедствия.
Обещанного три года ждут
Так говорят, когда не верят в
скорое выполнение кем-то данных обещаний или когда исполнение того, что
обещано, затягивается на неопределённое время. По одной из версий — отсылка к
тексту из Библии, к книге пророка Даниила. Там сказано: «Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи тридцати пяти дней», т. е.
трех лет и 240 дней. Библейский призыв к терпеливому ожиданию был шутливо
переосмыслен в народе, ведь полностью поговорка звучит так: «Обещанного три
года ждут, а на четвертый отказывают».
Квасной патриотизм
С «легкой руки» поэта Петра
Вяземского в наш речевой оборот вошло выражение квасной патриотизм. Он писал: «Многие признают за патриотизм безусловную
похвалу всему, что свое. Тюрго называл это лакейским патриотизмом... У нас
можно бы его назвать квасным патриотизмом». Под квасным патриотизмом
понимается слепая приверженность отжившим и нелепым «традициям» национального
быта и безапелляционное неприятие чужого, иностранного, «не нашего». Квас имел с древних времён самое широкое
распространение на Руси и считался «народным напитком». В разгоревшемся в XIX
веке противостоянии славянофилов и западников последними выражение «квасной
патриотизм» было быстро подхвачено для иронизирования над оппонентами. Так квас
стал напитком «патриотическим» и стал символизировать «коренное», истинное
славянство, отечестволюбие и восторженный патриотизм. Именно в таком контексте
читались строки в рассказе Тургенева «Два приятеля»: «Квас любил он, по собственному выражению, как отца родного, а вина
французские, особенно красные, терпеть не мог и называл их кислятиной».
Антимонии разводить
Болтать, пускаться в лишние,
отвлекающие разговоры. Занудничать, долго, с бесконечными повторами заниматься
делом, на которое и пары минут потратить жалко, тягомотно читать нотации либо
не менее скучно хвалить кого-то.
Возможно, странное слово
происходит от греческого «антифон» - заунывное церковное пение с бесконечными
повторами. То есть, первоначально разводили антифонии.
Есть, впрочем, и другое объяснение.
Антимоний (буквально: средство против монахов) - алхимическое название сурьмы и
её препаратов. Наиболее известным препаратом сурьмы было рвотное вино,
введённое в практику Парацельсом. Сурьма была одним из традиционных и широко
известных лекарственных веществ, её название легко превратилось в обобщённое
обозначение растираемых и растворяемых гомеопатических средств. Сурьма плохо
растворяется, поэтому процесс её разведения длителен и трудоёмок. Пока он
длился, люди вели разные пустые разговоры. Традиционные лекари и аптекари отрицательно
относились к гомеопатам с их своеобразной фармакотерапией, основанной на
многочисленных разведениях и растираниях лекарственных веществ. По их мнению,
многократное растирание и разведение лекарств, обобщённым названием которых
стало слово антимония, было занятием бесполезным, ненужным и нерезультативным. В
1556 году Парижский парламент запретил использовать в медицине антимоний.
Французские аптекари, торговавшие рвотным вином, не пожелали терпеть убытков и
подали в суд. Дело об антимонии тянулось ровно сто лет и закончилось в 1656
году победой аптекарей. Это был самый долгий судебный процесс за всю историю
человечества, и он достоин войти в поговорку.
Комментариев нет:
Отправить комментарий