Графская пристань – парадный
вход в Севастополь со стороны моря, памятник истории и архитектуры нашего
города. Находится на западном берегу Южной бухты, на площади адмирала Нахимова.
Обычный деревянный шлюпочный
причал появился здесь в 1783
г . одновременно с первыми городскими и портовыми
постройками. В 1787 г .
в связи с предстоящим приездом в Севастополь императрицы Екатерины II пристань
назвали Екатерининской, как и первую улицу, которая тянулась от пристани и
прежде именовалась просто Балаклавской дорогой (ныне это ул. Ленина). Однако
моряки и горожане называли пристань Графской: сюда обычно приставала шлюпка, с
которой сходил на берег граф М. И. Войнович, командовавший севастопольской
эскадрой в 1785-1789 гг.
Белая колоннада Графской
пристани украшает город с 1846
г . От площади Нахимова, расположенной в центре
Севастополя, ее гранитные ступени сбегают к морю. Не случайно изображение
Графской стало своеобразной эмблемой города-героя: с этим архитектурным
памятником связана вся история Севастополя от основания до наших дней.
Уже в 30-е годы XIX в. возникла необходимость заменить
деревянные ступени пристани каменными. М. П. Лазарев, находясь в должности
главного командира Черноморского флота и портов, а также военного губернатора
Николаева и Севастополя, составил предложения по улучшению Графской пристани.
Предполагалось соорудить каменную террасу и колоннаду, которая оградила бы
ступени, ведущие к морю, и украсила пристань. Проект был выполнен военным
инженером Джоном Уптоном в 1837
г . и представлен Николаю I, который, утверждая проект, отверг лучшую
часть ансамбля - колоннадную галерею. Преобразование пристани началось со
строительства двух павильонов по сторонам лестницы. Однако М. П. Лазарев не
оставлял надежды воплотить задуманный проект полностью, неоднократно обращаясь
к царю за разрешением. Наконец в 1844
г . оно было получено, и через два года строительство
пристани завершилось.
Как и было задумало
Лазаревым, пристань стала парадным причалом военного порта. Четыре широких
торжественных марша лестницы прямо от морской глади поднимаются к белой
колоннаде. По краям лестница ограждена подпорными стенками. Два ряда изящных
дорических колонн (по шесть в каждом ряду) поддерживают строгий классически
оформленный фриз, над которым проходит карниз с невысоким парапетом. Его
украшает более высокий парапет (аттик), на котором обозначена дата постройки - 1846 г . Графская пристань
сложена из инкерманского камня.
В нишах колоннады, обращенных
к морю, установлены две античные статуи работы итальянского скульптора Фернандо
Пелличио. Два лежащих мраморных льва, исполненные этим же мастером, завершают
ансамбль лестницы у спуска к морю.
С Графской пристанью связано
немало знаменательных событий. В 1854—1855 гг. отсюда осуществлялось снабжение
некоторых бастионов снаряжением, боеприпасами и продовольствием, поддерживалась
связь защитников города с Северной стороной. 26 августа 1855 г . вражеская ракета
подожгла одну из барж с порохом, стоявших у Графской. Огромной силы взрыв
потряс воздух; на месте пристани остались руины. После окончания Крымской войны
она была восстановлена.
В Гражданскую войну 14 ноября
1920 года Севастопольскую бухту покинули последние корабли Русской армии. В
Исход отбыло более 14 тысяч наших соотечественников….
Разрушенная в годы Великой
Отечественной войны, Графская пристань была отремонтирована в послевоенные
годы. В 1968-1969 годах, по проекту архитектора В. М. Артюхова и инженера А. И.
Михайленко, был выполнен ремонт лестницы, а в 1987-1988 годах отреставрирована
колоннада.
Комментариев нет:
Отправить комментарий