вторник, 23 июля 2013 г.

1025 лет Крещения Руси. Книжная выставка «Введение в Киевской Руси христианства как государственной религии»


День Крещения Руси – 28 июля
Праздник в честь одной из главных вех в истории Руси — провозглашения христианства в качестве государственной религии в 988 году был учрежден не так давно. 1 июня 2010 года президент Дмитрий Медведев утвердил поправки в Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России». В списке памятных дат появился День Крещения Руси. С предложением придать этому историческому событию государственный статус выступила Русская Православная Церковь. Для праздника было выбрано 28 июля — в этот день отмечается память равноапостольного князя Владимира, известного также как Владимир Красное Солнышко. На Украине аналогичная дата отмечается с 2008 года, где праздник называется Днем Крещения Киевской Руси-Украины и приходится также на 28 июля. В 2013 году на уровне государств: России, Украины, Беларуси отмечается 1025 годовщина Крещения Руси.

Разделы выставки:


Русь изначальная
Как была крещена Русь. Роль Херсонеса в этом историческом событии
История русской Православной Церкви


    Крещение Руси оказало огромное влияние на историю государства. От Крещения и до революции христианство было вплотную связано с государством и пронизывало все слои жизни и культуры народа. Церкви всегда уделялось особое внимание, как народа, так и самого государства. Принятие христианства Древней Русью было не только выбором религии, но так же имело и политический характер, так как это помогло укрепить связи с Византией, что имело огромное значение для государства.
    Крещения – как одноразового события: быстрого и повсеместного приобщения к христианству всего народа, целой страны - Древней Руси не было. Был продолжительный, растянувшийся на несколько столетий процесс введения христианства в качестве государственной религии централизованной Киевской державы. Официальное начало этому процессу, постепенно подготавливавшемуся всем предшествующим развитием древнерусского общества, положил князь Владимир, крестивший в 988 году только жителей своей столицы, а в последующие годы - и население ряда других городов Киевской Руси. Нельзя называть приобщение к христианству одних лишь киевлян «крещением Руси». Крещение киевлян князем Владимиром - лишь начало акции князей Владимира и Ярослава по насаждению христианства в пределах централизованной Киевской Руси: крещение новгородцев, а также жителей других древнерусских городов, расположенных главным образом на водном пути от Киева к Новгороду. Событие 988 года наша православная церковь считает официальным принятием христианства на Руси. Между крещением киевлян и Крещением Руси - целая эпоха, которая растянулось на столетия.

    Раздел 1: Русь изначальная
    В разделе выставки Русь изначальная документальные и художественные книги о Руси дохристианской, об обычаях и языческих верованиях древних славян. История Руси, предшествовавшая принятию христианства, недостаточно описана. Это связано, прежде всего, с тем, что наши первые летописцы писали не раньше XI века. А о событиях IX-X веков, за исключением немногих письменных греческих свитков, не имели других источников кроме устных народных преданий, за которыми нельзя признать несомненной достоверности, так как они подвергались вымыслам и изменениям. Таким образом, можно отметить, что только с приходом христианства русский народ получил прочные основы для создания государственной и гражданской жизни, основы, без которой собственно и нет истории.
    Восточная территория Европейской России была населена чудскими и тюркскими племенами, а в западной половине, кроме литовского и чудского народов, примыкавших своими поселениями к Балтике, жили славяне под разными местными названиями. Жили небольшими общинами. Никаких установлений, связывающих между собой племена, не было. Религия славян состояла в обожании природы, в поклонении солнцу, воде, небу, земле, ветру, деревьям, птицам. Их религиозные представления отчасти выражались в форме идолов. У них не было ни храмов, ни жрецов, поэтому их религия не могла претендовать на повсеместность. Так же у славян не было ясных представлений о существовании жизни после смерти, верили они и в волшебство.
    Термин язычество - литературного происхождения. Произошел от церковнославянского слова «языци», т. е. «народы», «иноземцы». Язычество древних славян имеет глубокие корни – истоки его видятся за много тысячелетий до начала нашей эры. А отголоски сохранились вплоть до недавнего времени. На ранней стадии язычники-славяне поклонялись различным неодушевленным и одушевленным предметам, обожествляли силы природы. Фетишем могли быть добычливые орудия охоты, деревья, плоды которых утоляют голод, и т. д. Первоначально предмет сам по себе воспринимался как проявление сверхъестественных сил.
    К концу I тыс. н. э. у восточных славян имело место удивительное сосуществование всех слоев языческих верований. Впрочем, очевидно, только нам это смешение представляется неким хаосом, для наших же предков все было естественно и гармонично, и потихоньку восточные славяне продвигались к единобожию.
    Что же представляло собой довладимирское христианство и каковы источники его проникновения. Прежде всего, следует вспомнить, что много лет Киевским княжеством правила княгиня-христианка — святая Ольга (945-969). И есть все основания полагать, что в 80-е годы X века в Киеве уже не только многие варяги и бояре, но и отчасти простые горожане, не говоря уже о купцах, крестились и были христианами. Но большинство жителей, как древней столицы, так и других крупных городов, бесспорно, были язычниками, довольно мирно уживавшимися с христианским меньшинством. Наиболее консервативным было население деревень; культивирование языческих верований здесь сохранялись ещё многие столетия.
    Святая равноапостольная Ольга была супругой великого князя Киевского Игоря. Добившись внутреннего укрепления власти Киевского великого князя, ослабив влияние мешавших собиранию Руси мелких местных князей, Ольга централизовала все государственное управление с помощью системы погостов. В 946 году с сыном и дружиной прошла она по Древлянской земле, «устанавливая дани и оброки», отмечая села, становища и места охот, подлежащие включению в киевские великокняжеские владения. Ольгины погосты стали важнейшей ячейкой этнического и культурного объединения русского народа. Позже, когда Ольга стала христианкой, по погостам стали воздвигать первые храмы; со времени Крещения Руси при святом Владимире погост и храм (приход) стали неразрывными понятиями. Лишь впоследствии от существовавших возле храмов кладбищ развилось словоупотребление погост в смысле кладбище.
    Но не только укрепление государственности и развитие хозяйственных форм народной жизни привлекало внимание мудрой княгини. Еще более насущным представлялось ей коренное преобразование религиозной жизни Руси, духовное преображение русского народа. Русь становилась великой державой. Великая княгиня Ольга летом 954 года отправляется с большим флотом в Царьград. Это было мирное хождение, сочетавшее задачи религиозного паломничества и дипломатической миссии, но политические соображения требовали, чтобы оно стало одновременно проявлением военного могущества Руси на Черном море, напомнило о победоносных походах Аскольда и Олега, прибившего в 907 году свой щит «на вратах Цареграда». Результат был достигнут. Появление русского флота на Босфоре создавало необходимые предпосылки для развития дружеского русско-византийского диалога. В свою очередь, южная столица поразила Ольгу разнообразием красок, великолепием архитектуры, смешением языков и народов мира. Но особенное впечатление производило богатство христианских храмов и собранных в них святынь. Русская княгиня присутствовала за Богослужением в лучших храмах Константинополя - Святой Софии, Влахернской Богоматери и других. Сердце мудрой Ольги открылось святому Православию, она принимает решение стать христианкой. Таинство Крещения совершил над нею Патриарх Константинопольский Феофилакт, ей было наречено в Крещении имя Елена в честь святой равноапостольной Елены. Так святой Ольге удалось мирным путем взять Царьград, чего до нее не смог сделать ни один полководец. По свидетельству летописи, сам император вынужден был признать, что перехитрила его Ольга, а народная память, соединив предания о Вещем Олеге и Мудрой Ольге, запечатлела эту духовную победу в былинном сказании «О взятии Царьграда княгиней Ольгой».
    Святая Ольга, став христианкой, ревностно предавалась подвигам христианского благовестия среди язычников и церковного строительства: «требища бесовская сокруши и нача жити о Христе Иисусе». Она воздвигает храмы: Святителя Николая и Святой Софии в Киеве, Благовещения Пресвятой Богородицы в Витебске, Святой Живоначальной Троицы в Пскове. Псков с того времени называется в летописях Домом Святой Троицы.

    Подробнее в книгах раздела:
    • Антонов, А. И. Княгиня Ольга [Текст]: исторический роман / А. И. Антонов. – М. : Мир книги, 2011. – 351 с.
    • Балязин, В. Н. За светом идущий [Текст]: исторический роман / В. Н. Балязин. – М. : Вече, 2009. – 346 с.
    • Волконская, З. А. Сказание об Ольге [Текст] // Предания веков: Русская историческая повесть XIX-XX столетия. – т. 1. – Киев : Дніпро, 1990. – с. 23-64
    • Дворецкая, Е. Венец Прямиславы [Текст]: исторический роман / Е. Дворецкая. – Харьков : Книжный клуб, 2010. – 397 с.
    • Гримберг, Ф. Недолгий век или Андрей Ярославович [Текст]: исторический роман / Ф. Гримберг. – М. : ТЕРРА, 1998. – 416 с. – (Славяне)
    • Жарков, М. Белые холмы [Текст]: исторический роман / М. Жарков. – М. : ТЕРРА, 1998. – 272 с. – (Славяне)
    • Загоскин, М. Н. Аскольдова могила [Текст]: исторический роман / М. Н. Загоскин. – М. : Кронос, 1994. – 543 с.
    • Иванов, В. Русь Великая [Текст]: исторический роман / В. Иванов. – М. : Военное издательство, 1991. – 847 с.
    •  Iстория Русiв [Текст]. – Київ : Веселка, 2001. – 363 с.
    • Кузьмин, А. Г. Падение Перуна. Становление Христианства на Руси [Текст] / А. Г. Кузьмин. – М. : Мол. гвардия, 1988. – 240 с.
    • Луговий, О. Княгиня Ольга [Текст] / О. Луговий // Визначне жіноцтво України: історичні життєписи. – Київ : Видавництво «Ярославів Вал», 2004. – с. 18-20
    • Пономарев, С. А. Стрелы Перуна [Текст]: исторический роман / С. А. Пономарев. – Тольятти : Русс, 1992. – 382 с.
    • С Крестом и без Креста [Текст]: История Москвы в двух книгах / кн. 1: от основания до века 19-го. – М. : Новатор, 1997. – 432 с.
    • Финжгар, Ф. Славянский меч [Текст]: исторический роман / Ф. Финжгар. – М. : ТЕРРА, 1997. – 353 с. – (Славяне)
    • «Скарбниця потребна й пожиточна». Українські монастирські літописи, житія, повчання ченцям, чуда та інше [Текст] / упоряд. В. Шевчук. – К. : Либідь, 2012. – 486 с.
    Раздел 2: Как была крещена Русь

    Роль Херсонеса в этом историческом событии
    Соседние с Киевской Русью государства исповедовали религии, основу которых составлял монотеизм, то есть вера в единого Бога. В Византии господствовало христианство, в Хазарии - иудаизм, в Волжской Булгарии - ислам. Однако наиболее тесные связи существовали у Руси с христианской Византией. «Повесть временных лет» рассказывает, что в 986 году в Киеве появились представители всех трёх перечисленных стран, предлагая Владимиру принять их веру. Ислам был отвергнут князем, поскольку ему показалось чересчур обременительным воздержание от вина, иудаизм – из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и были рассеяны по всей земле. Отверг князь и предложение перейти в веру, сделанное посланцами папы римского. Но самое сильное впечатление произвел на него православный греческий проповедник, который в заключение своей беседы показал ему картину Страшного суда. По совету бояр, Владимир отправил десять мудрых мужей, чтобы испытать на месте, чья вера лучше. Когда эти русские послы прибыли в Константинополь, то великолепие Софийского храма, стройное пение придворных певчих и торжественность патриаршей службы тронули их до глубины души: «Мы не знали, — говорили они потом Владимиру, — на земле мы стояли или на небе». А бояре тут же ему заметили: «Если бы вера греческая не была лучше других вер, не приняла бы ее бабка твоя Ольга — мудрейшая из людей».
    «Повесть временных лет» сообщает: «При осаде Херсонеса херсонесский протопоп Анастас написал Владимиру на стреле следующее послание: «Царь Владимир, если хочешь взять город, найди с восточной стороны трубы, по которым течёт в город пресная вода. Если ты их разобьёшь, то лишишь город воды». Стрела была пущена к шатру князя Владимира. Он воскликнул: «Если сбудется – крещусь». Город, лишившись воды, сдался. Из Херсонеса в Константинополь был послан ультиматум: «Если не отдадите Анну за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу». Ультиматум Владимира в Константинополе вынуждены были принять. Решающим доводом для царевны Анны в пользу брака с русским князем послужили слова, влагаемые летописцами в уста её братьев: «Может быть, обратит тобою Бог землю русскую к покаянию, а землю греческую избавит от ужасов и войны».
    В Херсонесе Анну ожидала печальная новость: за несколько дней до её прибытия у Владимира заболели глаза, и он ослеп. И послала к нему царица, так называет её летописец, сказать, чтобы он крестился скорей: «Ежели ты не крестишься, то не избежишь недуга своего». И повелел Владимир крестить себя. Когда епископ Корсунский возложил руку на него, тотчас же прозрел Владимир и, увидев своё внезапное исцеление, сказал: «Теперь узнал я истинного Бога!» Увидев чудо исцеления князя, начала креститься и его дружина. После Крещения была приведена к князю Владимиру царевна Анна для обручения, через несколько дней он был венчан с нею здесь же, в Херсонесе.
    При Крещении князь получил имя Василий. Он возвратил императорам город Херсонес, соорудив в нём новую церковь. Возвращаясь в Киев, взял Владимир из Царьграда вместе с царевной Анной архиерея Михаила, а из Херсонеса многих священников, монахов. Забрал из Херсонеса мощи священномученика Климента Римского и ученика его Фива, святые иконы, богослужебные книги. Уже на пути из Херсонеса в Киев князь Владимир показал, как христианство влияет на характер человека: отказавшись от многоженства, он направляет своих дружинников к каждой своей жене объявить, что по христианскому закону ему разрешено иметь только одну жену, поэтому он всем даёт свободу и возможность, если они хотят, снова выйти замуж. Старшая его жена, мать Ярослава Мудрого, ушла в женский монастырь под Киевом.
    Вернувшись в Киев, князь Владимир первым делом крестил своих сыновей, которых у него было двенадцать, в источнике, который навсегда получил название Крещатик. Было объявлено общее Крещение киевлян в Днепре: «И утром вышел Владимир со священниками на Днепр, и собралось много людей без числа...» Сразу же по Крещении народа Владимир повелел сокрушать идолов и языческие капища разрушать до основания, и на тех местах строить святые церкви.
    После киевлян Владимиру надо было крестить новгородцев. Эта задача имела большое государственное значение, так как Новгород был вторым центром восточного славянства, конкурировавшим с Киевом. С новым деликатным поручением Владимир послал в Новгород опять своего дядю Добрыню вместе с епископом Иоанном. Новгородцы на вече решили не пускать в город ни Добрыню, ни епископа Иоанна и организовали вооружённое сопротивление, заявляя: «Лучше нам помрети, неже боги наша дати на поругание».
    Уличные бои продолжались до тех пор, пока киевляне не подожгли кварталы, в которых жили основные массы повстанцев. Те бросились тушить свои дома, и это позволило дружине Добрыни одержать верх. Деревянные боги были сожжены, а каменные брошены в Волхов. Всем новгородцам приказали креститься, а уклоняющихся приволокли к реке силой. Память о насильственном крещении новгородцев сохранилась в поговорке: «Путята крести мечом, а Добрыня огнём».
    В течение ХI века в разных пунктах Киевской Руси имели место акты сопротивления народа христианизации. Сопротивление христианизации на севере государства было упорнее и ожесточённее, чем на юге, ибо север больше тяготел к Новгороду, чем к Киеву. В 1024 году, как свидетельствует «Повесть временных лет», вспыхнуло восстание в Суздале, начатое предводителями язычества – волхвами. В 1071 году произошло крупное восстание и в Новгороде. Через 80 лет после того, как Добрыня окрестил новгородцев, они не испытывали симпатий к христианству, и все стали на сторону апологета старой, языческой веры!
    Дети святого Владимира, которым он раздал уделы, заботились о распространении и утверждении христианства в подвластных ему областях. Так в Х веке, кроме Киева, Новгорода, Ростова и Суздаля, святая вера была насаждена в городах Муроме, Полоцке, Владимире-Волынском, Смоленске, Пскове, Луцке, Тмутаракани… Под влиянием Православной веры славянские племена стали объединяться в единое государство.
    Успешному распространению веры Христовой среди русского народа содействовало в особенности то, что она распространялась большей частью мирными средствами — проповедью, убеждением (а не огнем и мечом, как это нередко делалось римо-католиками) и, притом, благодаря трудам святых Кирилла и Мефодия, на родном славянском языке.
    Продолжателем апостольской миссии святого князя Владимира был его сын великий князь Киевский Ярослав Мудрый (1019-1054). Для подготовки духовенства Ярослав Мудрый в 1030 году открыл в Новгороде школу, в которой обучалось 300 детей. Предметом особого попечения Ярослава Мудрого были переводы новой литературы и умножения книг путем создания списков с имеющихся рукописей. Сам Ярослав Мудрый, как утверждает летопись - «книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются, верующие люди наслаждаются учением божественным...» Ярослав, любя книги и много их написав, основал первую на Руси библиотеку. Благодаря книгам уже второе поколение русских христиан имело возможность более глубоко изучать истины христианской веры.

    Подробнее в книгах раздела:
    • Дулуман, Е. К., Глушак, А. С. Введение Христианства на Руси [Текст] / Е. К. Дулуман, А. С. Глушак. – Симферополь : Таврия, 1988. – 184 с.
    • Дурасов, Г. П. Крещение Руси [Текст] / Г. П. Дурасов. – М. : Книга, 1990. – 13с.
    • Золотарев, М., Хапаев, В. Херсонесские Святыни [Текст]: популярный исторический очерк / М. Золотарев, В. Хапав. – Севастополь : Каламо-Пресс, 2002. – 157 с.
    • Как была крещена Русь [Текст]. – М. : Политиздат, 1989. – 320 с.
    • Крым христианский [Текст] / А. С. Глушак, И. А. Антонова, В.Ф. Филипенко. - Севастополь : Б. и., 1996. - 147 с. : ил. 
    • Ладинский, А. Когда пал Херсонес [Текст] / Ладинский, А. // Исторические романы. – М. : Сов. писатель, 1984. – с. 7-156
    • Лобазова, О. Ф. Религиоведение [Текст] / О. Ф. Лобазова. – М. : Дашков и К, 2008. – 487 с.
    • Перевезенцев, С. Крещение Руси [Текст] / С. Перевезенцев // Россия. Великая судьба. – М. : Белый город, 2006. – с. 132-151
    • Повесть временных лет [Текст] // Изборник: Повести Древней Руси. – М. : Худож. мир, 1987. –  с. 3-23
    • Романчук, А. И. Были и легенды Херсонеса [Текст] / А. И. Романчук. – Сімферополь : Таврия, 1995. – 174 с.
    • Скляренко, С. Д. Володимир: роман [Текст] / С. Д. Скляренко. – Харків : Фолио, 2007. – 542 с.
    • Скляренко, С. Д. Святослав: роман [Текст] / С. Д. Скляренко. – Харків: Фолио, 2007. – 670 с.
    • Хапаев, В. Загадка Корсунского похода князя Владимира [Текст] // Город-герой Севастополь. Неизвестные страницы. – Севастополь : ЧП Гуляев М. С., 2011.- с. 3-9
    Раздел 3: История русской Православной Церкви
    Несмотря на то, что крестителем Руси называют князя Владимира, действительным основателем русской церкви был его приемник – Ярослав Мудрый (1015-1054). Его роль в этом отношении так охарактеризовал летописец: «При нём начала вера христианская плодиться и распространяться, и черноризцы стали множиться, и монастыри появляться... и умножались пресвитеры и люди христианские. И радовался Ярослав, видя много церквей и людей христианских...»
    Шёл к концу дофеодальный период, и доживала последнее десятилетие огромная империя Рюриковичей. Ярослав понимал, что церковь может оказать ему большую помощь в цели сохранения единства государства. Сама собой церковь возникнуть не могла, её должна была создавать княжеская власть, причём в сложившихся условиях она вынуждена была пользоваться помощью и руководством Византии.
    Крещение Руси создало необходимые условия для образования Русской Православной Церкви. В 1037 году Русь получила из Византии первого митрополита - грека Феопемта вместе с епископами. А из Болгарии прибывали священники, привезшие с собой богослужебные книги на славянском языке; строились храмы, открывались училища для подготовки духовенства из русской среды. С помощью греческих мастеров в Киеве был построен величественный каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и перенесены в него святые мощи равноапостольной княгини Ольги. Храм этот символизировал собой истинный триумф христианства в Киевской Руси.
    Летописец сообщает, что в 1030 году только в Новгороде Ярослав собрал от старост и поповских детей триста человек для «учения книжного». Для комплектования кадров высшего духовенства требовался определенный социальный источник. Ярослав основал два первых на Руси монастыря, мужской и женский: святого Георгия и святой Ирины. Оба они были воздвигнуты поблизости от княжеского дворца и являлись по существу придворными духовными учреждениями. В XI веке возник ещё ряд монастырей, в том числе знаменитый Киево-Печорский, во многом определивший дальнейшее развитие религиозной и культурной жизни Киевской Руси. Историки отмечают, что «Христианская церковь подняла значение княжеской власти в Киеве на большую высоту и упрочила связь между частями государства».
    Строительство и рост государственности также были тесно связаны с православной церковью и православной верой. Поэтому принятие Русью христианства в 988 году по своему значению выходит далеко за пределы события чисто религиозного: его следует воспринимать как событие общекультурного и исторического масштаба. Русская культура восприняла главным образом наследие восточных отцов, писавших по-гречески. Творения святых отцов церкви пользовались наивысшим авторитетом у книжников средневековой Руси. Сочинения таких авторов, как Иоанн Златоуст, Григорий Назианзин, Василий Кесарийский, Ефрем Сирин, Афанасий Александрийский, Иоанн Лествичник, Иоанн Дамаскин, Максим Исповедник, и многих других постоянно переводились, распространялись на Руси. Они служили главным источником самых разнообразных знаний, от теологических и философских до географических, математических, логических, астрономических и других.
    Благодаря православной вере в дореволюционной России удавалось поддерживать в массе населения определённый уровень духовности и нравственности. Огромное влияние оказал православный дух на народный характер, на литературу, искусство и философию. Его влияние во многом определило особенности российской цивилизации. Духовно-нравственное влияние православия не исчезло и в период советской власти, когда проводилась политика жёсткого государственного атеизма. Православное мировоззрение оказало влияние на сам строй российского мышления, что нашло своё выражение, как в произведениях культуры, так и в народном характере.

    Подробнее в книгах раздела:
    • Библия [Текст]. – М. : МI BI, 1992. – 292 с.
    • Давня українська ікона [Текст]. – К. : Родовід, 2008. – 351 с.
    • Жития Святых [Текст] / в 13 т. – М. : Терра-Книжный клуб, 1998. – (Русь православная)
    • Карташов, А. В. Очерки по истории русской церкви [Текст] / А. В. Карташов. -  т. 1. – М. : Наука, 1991. – 688 с.
    •  Кислашко, О. Життя і діяльність святих нашої землі: Руси-України прославленних [Текст] / О. Кислашко. – К. : Грамота, 2007. – 327 с.
    •  Никольский, Н. М. История русской церкви [Текст] / Н. М. Никольский. – М. : Политиздат, 1983. – 448 с.
    •  Новиков, М. П. Христианизация Киевской Руси [Текст] / М. П. Новиков. – М. : Издательство МГУ, 1991. – 174 с.
    •  Степовик, Д. В. Історія українськой ікони Х-ХХ століть [Текст] / Д. В. Степовик. – К. : Либідь, 2008. – 437 с.
    • Уманцев, Ф. С. Мистецтво давньої України [Текст] / Ф. С. Уманцев. – К. : Либідь, 2002. – 324 с.
    Источники:
    Крещение Руси [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://древние-цивилизации.рф/Slavs/christening.html
     Крещение Руси. Материал из Википедии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Крещение_Руси
     Добровольно-принудительное крещение Руси: Исторический очерк [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ateism.ru/articles/shatsky.htm
    Крещение Руси [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://happy-year.narod.ru/prazdniki/krechenie/russia.html
    День Крещения Руси: как князь Владимир отказался от язычества [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ria.ru/spravka/20120728/709950796.html#13616309669163&message=resize&relto=register&action=addClass&value=registration
    О крещении Руси и о том, как выбор веры сказался на князе Владимире [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/history/kreschenie-rusi-kak-povorotnyi-moment-nashei-istori.html
    Принятие христианства. Политические, экономические и культурные последствия крещения Руси [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sunapse.ru/rushistory/Statie/Historytext/Text2.html
    Владимир Красное Солнышко [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://russkie-tsari.ru/index.php/razdel-i/vladimir-krasnoe-solnyshko
    http://ru.calameo.com/books/001975821abe8fb96bf35

    Комментариев нет:

    Отправить комментарий