Настоящее
имя – Григорий Шалвович Чхартишвили. Псевдонимы: Анатолий Брусникин, Анна
Борисова
Григорий Чхартишвили
родился в семье офицера-артиллериста Шалвы Чхартишвили и учительницы русского
языка и литературы Берты Исааковны Бразинской. В 1958 году семья переехала в
Москву. Окончил историко-филологическое отделение Института стран Азии и Африки
(МГУ), имеет диплом историка-японоведа. Работал заместителем главного редактора
журнала «Иностранная литература» (1994-2000). Главный редактор 20-томной
«Антологии японской литературы», председатель правления мегапроекта «Пушкинская
библиотека» (Фонд Сороса). Критические и документальные работы Григорий
Чхартишвили публикует под своим настоящим именем.
«Писатель и самоубийство»
Книга посвящена всестороннему
исследованию одной из самых драматичных проблем человечества — феномена
самоубийства. Рассматривая исторический, юридический, религиозный, этический,
философский и иные аспекты «худшего из грехов», книга уделяет особое внимание
судьбам литераторов-самоубийц. Последняя часть книги — «Энциклопедия
литературицида» — содержит более 350 биографических справок о писателях,
добровольно ушедших из жизни.
Г. Чхартишвили переводил с
английского представителей американской и английской литературы (Т. Корагессан
Бойл, Брэдбери, П. Устинов и др.). Занимался литературными переводами с
японского языка и уже тогда проявил свою любовь к необычным историям и людям. В
переводе Чхартишвили изданы японские авторы Мисима Юкио, Кэндзи Маруяма, Ясуси
Иноуэ, Масахико Симада, Кобо Абэ, Синъити Хоси, Такэси Кайко, Сёхэй Оока. Весь
цвет японской литературы – писателей золотой эпохи XX века – собственно, и заговорил по-русски,
понятно и грамотно с легкой руки Бориса Акунина. Именно под этим псевдонимом
писатель начинает выпускать свои детективы.
Борис Акунин
С
1998 года Григорий Чхартишвили пишет художественную прозу под псевдонимом Б.
Акунин. Расшифровка «Б» как «Борис» появилась через несколько лет, когда у
писателя стали часто брать интервью. Японскому слову «акунин» примерно
соответствует «злодей, являющийся сильным и волевым человеком». Подробнее об
этом слове можно узнать в одной из книг Б. Акунина (Г. Чхартишвили) «Алмазная
колесница».
В 2009 году Борис Акунин стал
кавалером ордена Восходящего солнца четвертой степени. Награждение состоялось в
японском посольстве в Москве. 10 августа 2009 года за вклад в развитие
культурных связей между Россией и Японией Борису Акунину была присуждена премия
действующего под эгидой правительства Японского фонда.
Помимо принёсших ему
известность романов и повестей из серии «Новый детектив» («Приключения Эраста
Фандорина»), Акунин создал серии «Провинциальный детектив» («Приключения сестры
Пелагии»), «Приключения магистра», «Жанры» и был составителем серии «Лекарство
от скуки». Безусловно, все произведения Акунина являляются неким смешением
исторического исследования и ярких детективных образов.
Серия Исторический детектив: «Азазель», «Турецкий гамбит»,
«Левиафан», «Смерть Ахиллеса», «Особые поручения: Пиковый валет», «Особые
поручения: Декоратор», «Статский советник», «Коронация», «Любовница смерти»,
«Любовник смерти», «Алмазная колесница», «Нефритовые четки», «Весь мир театр»,
Алтын-Толобас», «Ф. М.», «Чёрный город» «Внеклассное чтение», «Сокол и Ласточка» и др.
«Азазель»
Первый роман из серии книг о
знаменитом сыщике Эрасте Фандорине, выходит в свет в 1998 году, а через четыре
года в телевизионном прокате на Первом канале с успехом идет российский
телесериал «Азазель» по книге писателя. Акунин, несмотря на единую сюжетную
линию, каждый роман серии об Эрасте Фандорине пишет в оригинальном жанре: так,
«Азазель» сам Акунин называет конспирологическим детективом.
«Турецкий гамбит»
Следующий роман написан в
жанре шпионского детектива и рассказывает о русско-турецкой войне 1877 года, в
которой принимает участие полюбившийся герой Эраст Фандорин. Его главная задача
– разоблачить таинственного шпиона Анвара, за выполнение чего он и берется с
явным энтузиазмом. Этот роман Акунина также был экранизирован: режиссер Джаник
Файзиев выпустил в 2005 году одноименный художественный фильм.
«Статский советник»
В этом же, 2005 году, выходит
экранизация более позднего романа Бориса Акунина «Статский советник»,
режиссером выступает Филипп Янковский. На смену приключениям и беспечным
подвигам приходит серьезное расследование убийства, получившего большой
резонанс, за который, конечно же, берется Эраст Фандорин. В ходе следствия юный
сыщик открывает множество тайных проблем российской власти – Борис Акунин
обращается в этом романе к жанру политического детектива.
«Любовница смерти» и «Любовник смерти»
В 2001 году выходят сразу два
романа Бориса Акунина: «Любовница смерти» и «Любовник смерти». Первый из них
напоминает сюжет романа «Клуб самоубийц» Роберта Льюиса Стивенсона, в котором
также рассказывается история существования членов закрытого клуба, члены
которого сводят четы с жизнью, один за одним. Спасти положение может, конечно,
только Эраст Фандорин, который проникает в клуб с целью прекратить
самоубийства.
Серия Провинцiальный детективъ: «Пелагия и белый бульдог», «Пелагия
и чёрный монах», «Пелагия и красный петух»
«Пелагия и белый бульдог»
В этом романе Борис Акунин
представляет читателям новую героиню – проницательную монахиню Пелагию, которая
совместно с Отцом Митрофанием расследует дело об убийстве белых бульдогов.
Роман, который Акунин окрестил «провинциальным детективом», был также
экранизирован. В 2009 году вышел фильм «Приключения Пелагии» Юрия Мороза.
«Шпионский роман»
В нескольких романах Акунина
в качестве героев книг выступают родственники Эраста Фандорина. Далекие связи с
известным сыщиком находятся и сразу у нескольких героев «Шпионского романа», в
том числе и у главного героя Егора Дорина. В этом романе вообще чуть ли каждый
герой – известная историческая личность (от Гитлера до Сталина) или персонаж,
вызывающий крайнее удивление (Любовь Серова – симбиоз двух прославленных актрис
Любови Орловой и Валентины Серовой). Книга также был экранизирована – в 2012 году
по книге вышел фильм «Шпион».
«Алтын-Толобас»
В этой книге появляется внук
Фандорина Николас, и предок обоих Фандориных Корнелиус: оба персонажа никогда
не встретятся, потому что живут в разных эпохах в Великобритании, однако эти
истории взаимосвязаны: Николас Фандорин, современник читателя, намеренно идет
по следам своего предшественника – прямиком в Россию. Оба открывают для себя
две страны - постсоветскую Россию и Россию XVII века.
«Сокол и Ласточка»
Происшествия из жизни нашего
современника Николаса Фандорина, как и в предыдущих романах («Алтын-Толобас»,
«Внеклассное чтение», «Ф. М.»), переплетаются с историческим авантюрным
повествованием. На сей раз очередной представитель рода фон Дорнов, живший три
столетия назад, попадает в далекие корсарские моря, где ему, конечно же,
предстоит совершить плавание к Острову Сокровищ.
«Чёрный город»
Действие романа об Эрасте
Фандорине происходит накануне Первой мировой войны в Баку, великолепном и
страшном городе нефти, нуворишей, пламенных террористов и восточных
разбойников. На этот раз великому сыщику достался противник, победить которого,
кажется, невозможно…
«Инь и Янь»
Это произведение представляет
театрального Акунина – спектакли по экспериментальной пьесе «Инь и Янь»
поставили сразу несколько театров, в частности в РАМТе режиссером Алексеем
Бородиным. Таким образом, Акунин продолжает свое путешествие по детективным
жанрам, открывая и для себя, и для читателей и для театралов жанр театрального
детектива.
Анатолий Брусникин
Под
таким псевдонимом вышло три романа: «Девятый спас», «Герой иного времени» и
«Беллона».
«Девятый спас»
«Девятый спас» - первый роман
автора Анатолия Брусникина. Историко-приключенческая
эпопея в традициях Дюма, А. Н. Толстого, Переса-Реверте и Акунина. Брусникин
пишет исторические романы, в частности в книге «Девятый спас» он рассказывает о
приключениях троих друзей, живущих в эпоху Петра Великого и оказавшимися
поневоле втянутыми в государственные интриги. Издательство «АСТ» в свое время достаточно
заметно анонсировала и новую книгу и нового писателя, скрывая, кто же кроется
под псевдонимом.
«Герой иного времени»
Действие романа А. Брусникина
происходит на Кавказе во времена «Героя нашего времени» и «Кавказского
пленника». Это географическое и литературное пространство, в котором все
меняется и все остается неизменным: «Там за добро – добро, и кровь – за кровь,
и ненависть безмерна, как любовь».
«Беллона»
«Беллона» – это два романа в
одной обложке Анатолия Брусникина, очень разные по стилю и смыслу. Объединяет
первую и вторую часть дилогии фон Крымской войны, несколько сквозных героев и
главный персонаж: безжалостная богиня войны Беллона.
Анна Борисова
Еще одна творческая
реинкарнация писателя Акунина – Анна Борисова и три ее романа, самым заметным
из которых была книга «Там». Перед тем, как была издана книга «Там», глава
издательской группы «Аттикус» Сергей Пархоменко отметил, что автор «Там»
достаточно популярный и известный человек и не хочет смешивать две
профессиональные истории, поэтому прячется под другим псевдонимом. В Интернете
можно найти фотографию Анны Борисовой, которая является, как уверяет Борис
Акунин, продуктом морфинга: средняя точка между лицом Григория и лицом его жены
Эрики.
«Там»
Анна Борисова стала
проводником для читателей в мир, который скрыт от живых людей – она описывает
Загробный мир и анализирует все основные гипотезы, связанные с этой тайной. В
книге выражена оригинальная мысль о том, что ждет каждого из нас после смерти.
По сюжету, ответ на этот извечный вопрос получают террорист-смертник, который
не донес свой смертельный груз до самолета, и все кто находились в кафе
аэропорта, когда там взорвалась бомба террориста: милиционер,
француз-путешественник, двадцатилетний мальчик-бармен, мулатка прибалтийского
происхождения с младенцем, сорокалетняя интеллектуалка, сам смертник и его
инструктор. После смерти, каждый из героев попадает на свой собственный «тот
свет». В конце сюжет подводит читателя к некой модели сотворения Вселенной.
«Креативщик»
Богатства сюжетов, стилей и
авторских приемов, содержащихся в этом небольшом по объему произведении,
хватило бы на несколько книг, причем разного жанра. Роман «Креативщик» обладает
двумя редко сочетающимися качествами: он быстро прочитывается, но нескоро
забывается. Есть у этого текста и еще одно необычное свойство. Трудно
определить, то ли это серьезная литература, прикидывающаяся шуткой, то ли прямо
наоборот.
«Интереснейшая
вещь! Маленький роман, написанный простым, доступным каждому, «бульварным»
слогом, восхищает филигранностью сюжетной конструкции и, увлекая с первых
строк, приглашает читателя серьезно поразмышлять над вопросами бытия. Финальный
перевертыш, когда мелкий бес искушает христианина-неофита, сделан автором так
блестяще, что на обложке книги хочется написать: Осторожно! Искушение для
нетвердых!» Павел Санаев
«Vremena goda»
В романе «Vremena goda», действие
которого перемещается из юности в старость и из современности в прошлое,
рассказывается о том, как добиваться исполнения желаний и расплачиваться за
это; как жить с любовью и как жить без любви; как избавиться от страхов и
видеть без помощи зрения. Это история необыкновенной женщины, которая прожила
на свете и стала всем, чем хотела стать.
И вот, кажется,
что эти поиски детективных жанров подошли к концу. Весной 2013 года писатель
заявил, что больше не собирается писать детективы и хочет вплотную заняться
многотомным проектом «История российского государства». Борис Акунин признался,
что всегда мечтал стать новым Карамзиным. По словам писателя, уже двести лет
«истории России» пишут именно что ученые историки, которых мало, кто читает,
кроме студентов и людей, углубленно интересующихся прошлым. В настоящий момент
Акунин определяется с издательством, которое будет выпускать его новые книги.
Он подчеркнул, что пройдет еще немало месяцев, прежде чем «История российского
государства» увидит свет.
http://www.aif.ru/culture/article/61368
http://www.aif.ru/dossier/1434
Комментариев нет:
Отправить комментарий