Грасс известен с XI века. В
1125 году он стал резиденцией епископа Антиба. Грасс торговал с Генуей и Пизой,
а в 1482 году вместе с Провансом стал частью Франции. Известен Грасс и тем, что
в 1815 году Наполеон I Бонапарт высадился в бухте Гольф-Жюан и с небольшой
армией направился в Париж на своё «стодневное царство». А в типографии Грасса
было напечатано воззвание к народу и армии.
Грасс – родина знаменитого
художника Жан Оноре Фрагонара. В Грассе любила отдыхать королева Виктория. В
этом городе провели свои последние дни непревзойдённая Эдит Пиаф и известный
актер – Колюш.
вилла «Бельведер» |
С 1939 до 1945 года на
съёмной вилле «Бельведер» в Грассе жил писатель Иван Бунин. Ряд произведений, в
том числе цикл рассказов «Темные аллеи», Бунин написал здесь. Грасс особо
полюбился Ивану Бунину, он с нежностью и теплом описывал его альпийские
рассветы, звенящую горную тишину, удивительную чистоту и то очарование, которое
поселилось в сердце после его посещения этого городка. «Раннее осеннее альпийское утро,
и звонят, зовут к обедне в соседнем горном городке. Горная тишина и свежесть, и
этот певучий средневековый звон – все то же, что и тысячу, пятьсот лет тому
назад, в дни рыцарей, королей, монахов. И меня не было в те дни, хотя вся моя
душа полна очарованием их древней жизни и чувством, что это часть и моей
собственной давней, прошлой жизни. И меня опять не будет – и очень, очень скоро
– а колокол все так же будет звать еще тысячу лет новых, неведомых мне людей…»
Иван Бунин очень хотел поселиться в Грассе навсегда. Увы, ему не хватило на это
средств.
Если вы читали роман
«Парфюмер» Патрика Зюскинда, то этот город должен быть вам знаком. Ведь именно
в Грассе происходят основные события романа: сюда, в – «столицу мировой
парфюмерии» так стремился попасть Гренуй – герой нашумевшего романа.
Грасс окружён живописными
горами и цветочными полями – здесь растут розы, лаванда, жасмин, ароматы
которых смешиваются с запахом прованских трав – розмарином, майораном, тимьяном,
что делает воздух Грасса исключительным. Город очень похож на описание Патрика
Зюскинда, и мало изменился за прошедшие десятки лет. Все те же кривоватые
улочки, многообразие мелких лавок и магазинов.
Парфюмерное производство
начало развиваться в Грассе с XVI
века. Своё начало парфюмерное дело берёт с кожевенного производства. В XVI веке юг Франции начали заселять итальянские
ремесленники. Их мастерство выделки кожи передалось и французам, которые удачно
овладели им. Хорошим подспорьем для этого оказались специальные травы, которые
использовались для дубления кожи и произрастали в окрестностях Прованса.
Итак, в Грассе выделился
привилегированный цех перчаточников, которые отшивали исключительно для
французской знати. Перчаточники украшали изделия богатым шитьём, использовали
комбинации выделок кожи, однажды экспериментируя, обработав кожу душистым
составом, обнаружили, что на этом материале долго сохраняется аромат. Узнав о
таком открытии, французская королева Екатерина Медичи ввела в моду надушенные перчатки,
а в Грассе, помимо кожевенного дела, занялись производством эфирных масел,
которые входят в состав духов. Так появились мастера, которые могли
ароматизировать кожу. В Провансе расцвело мастерство парфюмеров.
Но мастера не
довольствовались исключительно набором местных трав: лаванды, тимьяна,
розмарина и других. Они экспериментировали, привозили растения из всех уголков
Земли. Возможно, из крестовых походов привезли они сирийскую розу. Эта
настоящая роза библейских времен не имеет стебля, у нее много лепестков. Эту
розу в Грассе назвали «Сентифолия», то есть «столепестковая». Для получения 1
килограмма эфирного масла из розы Сентифолии нужно 10 тонн лепестков.
Долина Грасса уникальна для
выращивания цветов. Вокруг этой долины скомпоновалось 40 парфюмерных фабрик. Цветы
Грасса – основа французской парфюмерии. В долине выращивают наркотический
нарцисс, жасмин, розу, лаванду, мимозу, цветок апельсина. История парфюмерного
производства в Грассе насчитывает 400 лет. Наиболее известными из парфюмеров
стали династии Галимар, Молинар и Фрагонар, сохранившие и по сей день
парфюмерные фабрики.
И сегодня в Грассе также
производят духи. На улочках этого городка можно найти множество парфюмерных
лавок, в которых продаются ароматы, свечи, мыло. А в некоторых из них можно и
самому попробовать себя в роли парфюмера, попытаться создать свой собственный
аромат. И улицы Грасса также пахнут духами, которые специально распыляются над
ними. Вы только представьте, у каждой улицы есть свой аромат! В любое время
года воздух Граса пронизан ароматом: в марте - цветов золотой мимозы, плантаций
роз и лаванды в начале лета, и опьяняющим запахом жасмина осенью.
Нужно ли удивляться, что
почти все известные парфюмерные ароматы, в том числе Chanel № 5, появились на свет именно в Грассе? Когда Коко Шанель поручила известному
парфюмеру Эрнесту Бо – бывшему парфюмеру российского царского двора создать
новый парфюм, она потребовала, чтобы это был «женский аромат, который пахнет «Женщиной».
Созданный в 1921 году, этот аромат
остаётся одним из самых популярных и по сей день. Как говорила Мэрилин Монро,
иногда вместо одежды достаточно надеть «несколько капель Chanel № 5».
Сегодня для производства
парфюмерии в Грассе используется в большей части импортированное сырье, но
каждый день на парфюмерной фабрике по-прежнему можно увидеть горы розовых
лепестков, дистилляционные чаны-емкости с желтыми нарциссами, кучи фиалкового и
апельсинового цвета, которые впоследствии превращаются в изумительные ароматы.
Много ароматического сырья завозится из стран Африки, Азии, Южной и Центральной
Америки. Флоренция поставляет в Грасс корневища ириса - половину того, что
выращивает вся Италия. Для производства парфюмерных комбинаций в общей
сложности применяется около 300 наименований различных ароматических веществ и
эфирных масел.
Из нескольких основных
старинных методов «излечения аромата» - 2 применяются по сегодняшний день. Дистилляция (извлечение водяным паром
ароматических веществ, содержащихся в натуральном сырье) сегодня используется в
основном для обработки апельсинового цвета и получения соответствующего
эфирного масла. Анфлераж - более
дорогостоящий метод, применяется для извлечения душистого веществ из туберозы и
жасмина. Измельченные цветы кладут на слой жира, а затем ароматическая эссенция
проникает из цветов в жир, постепенно растворяясь в нем. В ходе этого процесса
постоянно добавляют свежие цветы, получая в результате «цветочную пасту»,
обогащенную ароматическими маслами.
В состав тонких ароматов
входит до 100 ингредиентов. Композицию каждого парфюма составляют верхние
(«головные»), средние («сердечные») и нижние («конечные») ноты. Композиция
раскрывается верхней нотой - это освежающий запах, который сразу ощущается и
быстро испаряется. После верхней ноты следует «нота сердца» - определяющая
основной запах духов. Конечная нота ощущается на последней стадии испарения
духов после головной ноты и «ноты сердца». Стойкость ее запаха основана на наименее
летучих компонентах духов. Так парфюмеры выделяют следующие основные группы
ароматов:
Цветочные
(жасмин, роза, ландыш, гардения)
Амбровые
(гвоздика, клевер, корица, мускат)
Древесные
(ветивер, сандаловое дерево, кедр)
Папоротниковые
(лаванда, бергамот, кумарин, дубовый мох)
Восточные
(ваниль, мускус, цибет, бальзамин)
Травяные
(клевер и зубровка душистая)
Кожано-табачные
(кожа, табак, березовый деготь)
Мужские
(шипровые) (цитрус, кожа, лаванда, папоротник, древесные ноты).
В Грассе расположены три
известные действующие парфюмерные фабрики Фрагонара, Молинара и Галимара,
которые открыты для посещения туристами. Познакомиться более подробно с
историей и технологией производства духов можно в Международном музее
парфюмерии, который был основан в 1989 году. Экспозиция музея позволяет изучить
процесс производства парфюмерии от сбора цветков до разлива духов, узнать
богатую историю парфюмерного дела, увидеть самые роскошные и изощрённые
флаконы, проследить развитие дизайна этикеток, а также послушать всевозможные
ароматы, в том числе очень редкие и изысканные, которые недоступны обычному
обывателю.
Знаете, как называется специалист
в области парфюмерии? Этот человек без труда может распознать и
классифицировать сотни разных запахов, умеет гармонично сочетать различные ноты
с целью получения уникального нового аромата, шлейф которого еще долго будет
сопровождать вас. Французы называют это явление «sillage», а специалиста называют «носом». Это
удивительные люди, обладающие не только физиологической аномалией, позволяющей
отличать тончайшие оттенки запахов, но и редким талантом составлять из разрозненных
запахов законченные композиции, которые при этом не спорят с естественным
запахом человека, а наоборот, подчеркивают, дополняют и украшают его. Таких
одаренных людей в мире рождается крайне мало, на данный момент их общее
количество не превышает двух сотен человек и 60 из них живут и работают в Грассе.
Но подобный парфюмерный
талант также накладывает много ограничений. Выбрав эту профессию, приходится
отказываться от алкоголя, табака и даже кофе, так как все это снижает
восприимчивость к запахам. Парфюмерам становится недоступно практически никакое
лечение химическими таблетками, так как лекарство надолго лишает возможности
работать, искажая и деформируя восприятие ароматов. Поэтому в случае болезни
приходится лечиться старыми дедовскими способами, основанными только на
натуральных продуктах.
Вокруг Грасса сосредоточено
немало парфюмерных компаний, многие из которых ведут свою историю с XIII-XIV веков. Впрочем, большинство из них сейчас создает не духи, а
формулы и рецепты, но это нисколько не умаляет их значения, поскольку именно
здесь рождается большинство ароматов таких грандов мировой моды, как Dior, Lancome, Estee
Lauder и прочих. Большинство
знаменитых духов не только придумываются здесь по заказу различных брендов, под
чьим именем эти духи потом будут выпускаться, но и непосредственно смешиваются
также здесь, на фабрике, а потом передаются заказчику в виде концентрированного
сиропа, который потом уже разбавляют до нужного состояния.
Большинство парфюмерных
композиций имеют два имени. Первое название дает духам их автор (это условное
обозначение для внутреннего пользования), второе – коммерческий дом, который
запускает их в продажу. Поэтому «Медовый месяц» фирмы Фрагонар – это тот же
«Trеsor» от Ланком. «Южная звезда» продается как «Eternity» Келвина Кляйна.
«Мечта из Граса» – это имя, которое получил при рождении зеленый «Poison».
"Аромат – это брат дыхания" (Патрик Зюскинд)
Комментариев нет:
Отправить комментарий