Указом
Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1943 года за проявленную отвагу в
боях против фашистских захватчиков, за доблесть и мужество экипажа санитарный
транспорт «Львов» единственным из мобилизованных судов Народного комиссариата
Морского Флота был награжден орденом Красного Знамени.
В 1928 году (по другим данным
в августе 1933 года) по заказу испанской средиземноморской компании «Cia Trasmediterranea» на верфи «Union Naval de Levante SA» в Валенсии (Испания) под строительным № 21
был построен товаропассажирский теплоход «Ciudad de Tarragona» («Таррагона») водоизмещением 2470 тонн,
дедвейтом 536 тонн, длиной 75,9
м , шириной 11,14 м и осадкой 5,2 метра . Два дизеля
Круппа общей мощностью 1500 л .
с. обеспечивали судну скорость хода в 12,5 узла (10,7 узла экономического
хода). После ввода в эксплуатацию «Ciudad de Tarragona» совершал рейсы на Канарские острова, доставляя туда каждым
рейсом 229 пассажиров и 264 тонны грузов.
"Таррагона" |
В июле 1938 года во время
гражданской войны в Испании теплоход прибыл в Одессу с детьми, вывезенными из
порта Картахена. Выйти в обратный рейс «Таррагона» сразу не смогла – нуждалась
в ремонте, а когда ремонт был закончен, идти стало некуда – в Испании уже
победили фашисты. После конфискации судна советским правительством в счет
долгов Испанской Республики за поставки оружия – предполагалось перевести его
на Дальний Восток как «Транспорт № 3». Но из-за сложной международной
обстановки рейс был отменен, и 30 октября 1939 года после включения в состав
ЧГМП НКМФ, «Транспорт № 3» с новым названием «Львов» был поставлен на
Крымско-Кавказскую линию. В свой последний предвоенный рейс «Львов» вышел из
Одессы 20 июня 1941 года под командованием капитана И. Лукьяненко. В Керчи рейс
прервался в связи с началом войны.
"Львов"-плавбаза |
8 июля 1941 года корабль был
мобилизован и переоборудован в плавучую базу подводных лодок. Использовался для
обеспечения базирования малых подводных лодок типа «М» (плавбаза 7-го дивизиона
2-й бригады подводных лодок ЧФ) первоначально в Балаклаве, а с ноября 1941 г . - в Очамчире). Теплоход
окрасили в шаровой цвет и вооружили. Вооружение: 1х1 76,2-мм, 4х1 45-мм, 2х1
20-мм орудия, 1х1 12,7-мм и 8х1 7,62-мм пулеметов.
В конце октября 1941 г . вражеские войска
подошли к Севастополю и 3 ноября 1941
г . подводные лодки ушли из Балаклавы на Кавказ. На
следующий день «Львов», погрузив на борт демонтированное оборудование береговой
базы, перешел в Очамчире, где корпус плавбазы закамуфлировали. Функции плавбазы
теплоход исполнял до декабря 1941 года.
17 декабря 1941 года «Львов»
был переформирован в санитарный транспорт, на нем была развернута операционная
и три перевязочных, а все имевшиеся помещения приспособили под палаты для
раненых, транспорт стал совершать свои рейсы, названные впоследствии «огненными».
Помимо экипажа в 108 человек,
согласно штатному расписанию, санитарному транспорту был придан медперсонал,
состоявший из 5 врачей, 12 медсестер и 15 санитаров. Главные врачи - военврач 2
ранга С. И. Лещинский, майор медицинской службы Я. С. Полиновский. Заместителями
командира по политической части были П. Замятин, В. Мазур.
На судно пришел и новый
командир — старший лейтенант (впоследствии капитан 3 ранга) Ушаков Валерий
Николаевич, умный и храбрый офицер, прошедший путь от рядового матроса до капитана
торгового флота. Он изучил все особенности управления кораблем и отработал с
командой тактику быстрой швартовки, мгновенной разгрузки судна, погрузки и
немедленного отхода в море. Эта тактика не раз выручала «Львов». Он организовал
обучение стрельбе из зениток и освоил маневрирование судна на полном ходу для
уклонения от торпедных атак.
В декабре 1941 года
гитлеровцы предприняли очередной штурм Севастополя. Тысячи раненых в госпиталях
и на обгоревших причалах ожидали эвакуации на Кавказ. Первые свои рейсы в
качестве санитарного транспорта судно совершило в последних числах декабря
1941-го в осажденный фашистами Севастополь. Под массированным вражеским огнем
защитникам города были доставлены боеприпасы и продовольствие, а обратно
санитарный транспорт шел загруженный ранеными бойцами и остававшимися в городе
детьми. Только за один декабрьский
рейс 1941 года «Львов» доставил в осажденный Севастополь 16 вагонов
продовольствия, а 4 января 1942
г . перебросил в главную базу части 386-й стрелковой
дивизии. Уклонившись от атаки двух немецких торпедоносцев, «Львов» доставил в
Севастополь 11 марта 1942 г .
362 солдата, 20 авиамоторов, 150 авиационных мин, 10 т минометных мин, 190 т
боеприпасов и 60 т продовольствия. На обратном пути теплоход вновь эвакуирует
раненых.
Враг подстерегал корабль не
только на переходах морем, но и при стоянках в базах, во время погрузок. 9-11
апреля 1942 года, находясь в Новороссийске, «Львов» вынужден был несколько раз
отходить от причала на рейд, уклоняясь от атак пикировщиков: 37 бомб сбросили в
те дни немецкие самолеты на корабль, но ни одна из них не достигла цели. А на
следующий день транспорт снова ушел в очередной рейс.
Доставив в Керчь 18 апреля 1942 г . пополнение и груз
продовольствия, «Львов» за считанные минуты разгрузился и без промедления ушел
в море, а через двадцать минут на место его стоянки обрушили свой груз тридцать
немецких «юнкерсов».
Из записок-воспоминаний
корабельного старшины Капшарь Николая Илларионовича: «В апреле и в первой половине мая
1942 года «Львов» совершил из Новороссийска 20 рейсов в Камыш-Бурун и Керчь.
Это были тяжелые рейсы. На трассе Новороссийск-Анапа-Керчь днем и ночью не
смолкал грохот пушечной канонады и разрыва бомб. Керченский пролив противник
минировал и на каждое появившееся судно бросал десятки самолетов. Апрель 1942
года был одним из черных месяцев для Новороссийска. Несколько раз в день город
и порт подвергался ожесточенным бомбардировкам… Запомнилось 19 апреля».
19 апреля 1942 г . во время швартовки
судно вновь было атаковано большой группой самолетов противника. Внезапно
появившись на бреющем полете, они устремились на «Львов». Но и на этот раз
санитарный транспорт остался в строю, несмотря на то, что на нем были
повреждены вспомогательные механизмы и нарушено электроснабжение. Аварийные партии
самоотверженно вели борьбу за живучесть и в считанные минуты устранили
повреждения.
Из записок-воспоминаний
корабельного старшины Капшарь Николая Илларионовича: «…рядом с теплоходом взорвалось
несколько 250 кг
бомб, осколки бомб изрешетили корпус и стойки теплохода, проникли в машинное
отделение и ранили моториста, перебили трубопровод и кабель. Погас свет,
остановились главные и вспомогательные двигатели. «Включить аварийное
освещение!» - скомандовал инженер-механик В. Миронов».
В таких условиях продолжалась
выгрузка раненых с санитарного транспорта «Львов» на подошедшие к причалу
машины. Из записок-воспоминаний корабельного старшины Капшарь Николая
Илларионовича: «Во время бомбежки получил ранения командир корабля В. Ушаков, старший
рулевой А. Бирюков и другие матросы, но никто не покинул своего места до тех
пор, пока судно не пришвартовалось, и не были выгружены все раненые».
Талант командира и отличная
выучка команды вновь спасли судно от гибели при налете германской авиации на Сухуми
15 августа 1942 года. Во время погрузки на борт снарядов и мин в транспорт
попали две бомбы. Они разрушили кормовую надстройку, вызвали сильный пожар. 9
моряков было убито, 15 ранено. Экипаж, отражая атаки самолетов, справился с
огнем и теплоход на буксире БТЩ «Защитник» 16 августа был уведен на ремонт в
Поти. После выхода из ремонта почти ежедневно в течение трех недель судно
испытывало на себе массированные удары гитлеровской авиации, господствовавшей в
небе над Черным морем.
25 сентября 1942 г . на траверзе селения
Хоста, расположенного между Сочи и Адлером, «Львов» подвергся нападению
значительной группы вражеских бомбардировщиков и штурмовиков. Вода закипала от
разрывов снарядов и авиабомб. В общей сложности на
«Львов»
было сброшено более
сотни бомб. Судно, получившее множество повреждений и разрушений корпуса, стало
тонуть. Отбиваясь от неприятеля остатками боеприпасов, моряки сумели направить
горевший «Львов» к берегу и посадить его на мель. Фашистские летчики, которые
сочли советское судно уничтоженным, просчитались. Моряки погасили огонь,
заделали пробоины и откачали из трюмов воду. Подоспевший поздно ночью буксир «Меркурий»
снял судно с мели и отбуксировал его на ремонт в Поти, а затем в Батуми. Ремонт
был закончен к 27 января 1943 года.
18 февраля 1943 года на
переходе из Сухуми в Геленджик «Львов» был атакован вражескими торпедными
катерами. Всей мощью имевшегося на судне вооружения черноморцы обрушились на
нападавшего врага. Понеся значительные потери, фашисты вынуждены были
отступить. И так было почти в каждом походе. «Львов», действуя в прифронтовой
полосе, доставил к линии фронта тысячи бойцов и командиров, большое количество
боеприпасов и продовольствия.
Основные эвакорейсы из
Севастополя - 12 (эвакуировано 2582 чел.), с Керченского полуострова - 10 (3844
чел.), между портами Кавказского побережья - 13 (6005 чел.). Общее количество
эвакуированных - 12431 чел., из них - 6070 (48,8%) лежачих, максимальное
количество за рейс - 616 чел., среднее - 355 человек.
Из записок-воспоминаний
корабельного старшины Капшарь Николая Илларионовича: «По техническому паспорту
теплохода на борт разрешалось брать 299 пассажиров и 264 тонн груза, а Ушаков 6
февраля 1942 года погрузил в Новороссийске 1050 человек…». Корабль
отразил атаки более 900 гитлеровских самолетов и уклонился от сброшенных на
него 730 авиабомб и 26 торпед. Зенитной артиллерией «Львова» было сбито и
повреждено несколько самолетов противника, пытавшегося потопить корабль.
Из записок-воспоминаний корабельного
старшины Капшарь Николая Илларионовича: «… экипажу «Львова» победа над врагом стоила
многих жизней и крови – 17 моряков пали смертью храбрых, 45 были тяжело
ранены».
"Львов" в Балаклаве. 1945 г. |
Указом Президиума Верховного
Совета СССР от 31 мая 1944 г .
судно было расформировано.
После окончания войны
израненное судно, в 1946 году возвращенное ЧГМП, поставили на капитальный
ремонт. После его завершения теплоход «Львов» в 1947 году вышел в свой первый
послевоенный рейс по маршруту Одесса – Батуми. В 1950 г . теплоход прошел
очередной ремонт. 12 мая 1952 года теплоход в Одессе был передан в состав
Азовского государственного морского пароходства. С этого времени он начал
обслуживать пассажирскую линию Жданов – Сочи, а с 1955 года Одесса – Жданов –
Сочи.
В 1964 году было принято
решение о выводе судна из эксплуатации. 11 октября 1964 года «Львов» ушел в
свой последний рейс по местам боевой славы. После этого теплоход был поставлен
на отстой в Херсоне.
"Львов" после войны |
Херсонский период жизни «Львова»
начался весьма интересно: первоначально пароход был плавучим рестораном, потом
– гостиницей, затем его передали в распоряжение юных моряков херсонской детской
флотилии. Более десятка лет они постигали морское дело на его борту, пока
корпус стоявшего на приколе судна окончательно не проржавел, и компетентная
комиссия признала дальнейшую его эксплуатацию в качестве учебного достаточно
опасной.
В начале 1980-х годов «Львов»
закончил свою службу и был отбуксирован на стоянку у причала ОСВОДа, в районе
Гидропарка. Несколько лет некогда белоснежный, а ныне изъеденный коррозией
корпус парохода одиноко и грустно умирал под летним зноем и слякотными
херсонскими зимами. Пока, придя в полную негодность, не затонул. После подъема «Львова»
службой АСПТР ЧМП, ему укрепили борта, заделали дыры и отбуксировали в Николаев
на слом.
Так бы и закончил «Львов»,
преданный забвению свое существование, если бы руководители Черноморского
морского пароходства совместно с ВМФ СССР не решили, что прошлое судна достойно
памяти потомков. Во время работ по разделке корпуса фрагмент обшивки судна с
деталями такелажа был вырезан, перевезен в Одессу и установлен во дворе Музея
морского флота. Мемориальная доска, появившаяся рядом с новым экспонатом,
рассказывала о героической судьбе парохода «Львов».
ТТД: водоизмещение полное 2468 т, стандартное -1927 т; длина
Источники: записки-воспоминания старшины "Львова" - Капшарь Н. И. (24.09.1914 - 09.05.2005)
по моему в 1974 г.называлась херсонская флотилия юных моряков,в которой я занимался в кружке радиотелеграфистов преподаватель Ищенко Григорий Дмитревич
ОтветитьУдалитьМой прадед Мазур Василий Степанович служил на "Львове" и верно тут упоминается. Поражаюсь целеустремлённости и боевому духу матросов и командиров! Молодцы, прекрасно готовили тогда спецов.
ОтветитьУдалитьС 1978 года меня бабушка возила в морской музей в Одессе. К сожалению весь советский период он был закрыт на реконструкцию, а потом история уже изменилась, ну и теперь ехать туда вовсе не хочется. Страница войдёт в историю Украины " как мы просрали государство, подаренное Ульяновым, но виноваты москали и лично путин". Люди, проснитесь, вы же были великим народом, независимым, гордым, работящим! Наши предки плечо к плечу сражались, выручая нашу Родину! Никто её не разделял на свою и чужую. Задумайтесь, что с вами сделали, почему вы так изменились? В России до сих пор нет разделения по национальности, менталитету, языку. Зачем вы закрыли русские школы? Вы отрезаете население своей страны от значительной части научных знаний, свободы общения, технической документации. Конечно я понимаю к чему это сделано, ОНИ хотят стравить народ уничтожать друг друга, а Сэм наведёт свой порядок на освободившейся территории. Вспомните план Даллеса, слова Кипленга о бандерлогах...
Я ТЕПЕРЬ ВЫПОЛНЯЮ ФИНАНСИОННО ИЗ-ЗА КРЕДИТА, ПОЛУЧЕННОГО МНЕ ОТ LFDS. Я хотел бы довести это до сведения общественности о том, как я связался с г-ном Бенджамином после того, как потерял работу и получил отказ в ссуде от банка и других лиц. финансовое учреждение из-за моего кредитного рейтинга. Я не мог платить за детей. Я задерживала оплату счетов, меня чуть не вышвырнули из дома из-за моей неспособности платить за квартиру. Именно в этот период моих детей забрали у меня приемные семьи. Затем я решил искать средства в Интернете, где я потерял 3670 долларов, которые я одолжил у друзей, которые меня украли две компании, занимающиеся онлайн-кредитованием. Пока я не прочитал о ссуде онлайн (247officedept@gmail.com) где-то в Интернете, я все еще не убедил меня из-за того, через что я прошел, пока мой родственник, который является духовенством, также не рассказал мне о текущей схеме ссуды в очень низкая процентная ставка 1.9 %% и прекрасные условия погашения без штрафа за просрочку платежа. У меня нет другого выбора, кроме как связаться с ними, что я сделал через текст + 1-989-394-3740, и г-н Бенджамин ответил мне. Этот день был для меня лучшим и величайшим днем в моей жизни, который никогда не забудется, когда я получить кредитное уведомление о сумме кредита в размере 400 000 долларов США, на которую я подал заявку. Я эффективно использовал ссуду, чтобы выплатить долги и начать свой бизнес, и сегодня я и мои дети очень счастливы и довольны. Вы также можете связаться с ними по электронной почте: (247officedept@gmail.com) Горячая линия WhatsApptext: + 1-989-394-3740 Почему я это делаю? Я делаю это, чтобы спасти как можно больше нуждающихся в ссуде, чтобы не стать жертвой мошенничества в Интернете. Спасибо и благослови вас всех, я Александр Артем из БК Horizon Park, Украина.
ОтветитьУдалитьПНХ, дурачок!
Удалить31 мая 1944 г. судно было расформировано - НЕТ! Тут какая-то ошибка. В реале вот: "ЛЬВОВ" (1933г., 2470 брт) - мобилизован 23.6.41 - ПБ 7-го ДПЛ 2-й БПЛ (11.7.41-21.2.42), переоборудован в санитарный транспорт, с 9.6.44 вновь стал ПБ 4-го ДПЛ 2-й БПЛ
ОтветитьУдалить