О какой Москве пойдет речь? О
той, где в середине XIX века улицы освещались лишь светом из окон. О той, в
которой долгое время обязательным был послеполуденный сон. О той, где
короновали царей. О той, где по весне цвели сады. О той, которая, уже не будучи
столицей, продолжала задавать в России тон. О той, что хранила родовые гнезда
Романовых, Шуйских, Воротынских, Долгоруких...
Под звуки рожков по Большому
Каменному мосту гнали коров пастись на сочных «лужнецких» лугах. В Лужники еще
ездили и соловьев слушать, и на Воробьевых горах в знаменитом трактире купца
Крынкина посидеть: парниковой клубники поесть да с устроенной предприимчивым
купцом смотровой площадки в который раз полюбоваться первопрестольной.
Вот Москва дворянская: пустые
до полудня Никитские улицы, Пречистенка, Остоженка. К 12 часам первыми выходили
на прогулку дети с гувернерами-французами и няньками-немками, позже появлялись
барыни на парных санях с лакеями на запятках, последними выезжали по своим
делам отцы семейств. Вот что писал о дворянской Москве П. А. Кропоткин, отпрыск
Рюриковичей (правда, впоследствии «стряхнувший» с себя дворянские традиции): «В
этих тихих улицах, лежащих в стороне от суеты и шума торговой Москвы, все дома
очень похожи друг на друга. Большею частию они деревянные, с ярко-зелеными
крышами, у всех фасад с колоннами, все выкрашены по штукатурке в веселые цвета.
Почти все дома были в один этаж с выходящими на улицу семью или девятью
большими светлыми окнами. Во двор вели широкие ворота, и на медной доске над
калиткой значилось обыкновенно: «Дом поручика или штаб-ротмистра и кавалера
такого-то...» На углу стояла полицейская будка, у дверей которой показывался
сам будочник, с алебардой в руках, чтобы этим безвредным оружием отдавать честь
проходящим офицерам...»
А вот купеческое
Замоскворечье, весной утопающее в ароматах бело-розового цветения, а осенью – в
запахах кипящего в каждом доме варенья. Бесконечные заборы, ворота на прочных
замках, во дворах свирепые псы. За воротами — каретные сараи, живность в
загончиках, сады с пионами, анютиными глазками, яблонями да кустами крыжовника
и черной смородины. В домах — тяжелая мебель красного дерева, киоты с иконами
старого письма, часы с боем, клетки с канарейками на подоконниках. На Ордынке,
Полянке, в Голутвиных переулках — тишина; ни пешего, ни проезжего; окна
закрыты, занавески спущены. Будочник замоскворецкий днем обычно мирно сидел на
пороге своей будки, и, отставив алебарду, тер табак, а ночью стучал в чугунную
доску и временами кричал на всю улицу: «Посматривай!»
А еще с Воробьевых гор слышны
были звоны, густые и нежные — «малиновые», плывущие над Москвой и очищающие ее.
...Отшумела по Москве
масленица – последняя неделя перед Великим постом. Немерено съедено было за эту
неделю блинов, оладушек, пирогов-расстегаев; рекой лилась на блины сметана,
тоннами клалась икра, килограммами — всевозможная рыба. Казалось, в эти дни не
солнце, а огромный, с пылу-жару блин источал над Москвой тепло. Откатались с
гор на санях, выпили все вино в трактирах и ресторанах и... затихли. Завтра – первый
день Великого поста.
В купеческих, дворянских,
мещанских домах масленицу «выкуривали» – был такой народный обычай. Клали в таз
горячий кирпич и мяту, а сверху лили уксус и тазом этим обносили комнаты – изгоняли
последние скоромные запахи. Горящие перед иконками лампадки красного стекла
исчезали, теперь на весь пост будут строгие синие или прозрачные. Мебель
покрывали чехлами. Наступала тишина.
К чистому понедельнику вся
Москва преображается. Обильные лавки и магазины за одну ночь меняют зазывную
яркость витрин и вывесок на скромные серо-коричневые тона занавесей – здесь,
как и на рынках, семь недель будет царить Великий пост. И главным «героем»
поста и хозяином рынков станет гриб!
Знаменитый постный рынок
Москвы раскинулся на весь Китай-город: вязки сухих грибов, баранки, мешки с
разноцветным горохом, редька и кислая капуста, начинки для постных пирогов: морошка,
черника, брусника, клюква, кадки с соленьями. Питье в изобилии: и квас – солодовый,
кислощейный, бражный, хлебный, и сбитень. В медовом ряду предлагают мед
липовый, гречишный, травный. Его пробуют кто деревянной ложкой, кто баранкой,
кто сайкой, а кто и тайком – просто пальцем. Есть и варенье, и великопостный
сахар – большие пласты зеленого, красного, розового, лимонного цветов. И изюм,
чернослив, халва, пастила «особая» из города Белева...
На Солянке, в Голутвиных
переулках, на Остоженке, на Дорогомиловской заставе столы и в пост были
достаточно обильны, особенно в любившем покушать Замоскворечье. Среди прочего
подавали горох тертый, кисель гороховый, всевозможные грибы – и холодные, и
вареные, и чуть присоленные; капусту ленивую, пироги с морковью, чернослив,
различные орешки, клюквенный компот, изюм кувшинный, сайки, пастилу рябиновую.
Весь пост обязательны были ежедневные посещения храма. Здесь тоже все иначе,
чем обычно: службы продолжительнее непостных, преобладает не пение, а чтение,
яркие, с позолотой покрывала сменяются на черные, батюшки тоже служат в черных
епитрахилях.
Встают раньше обычного,
спешат в храмы: дворяне – в Большое Вознесение (что у Никитских ворот), в Илью
Обыденного, в Зачатьевский монастырь, купечество – во Всех Скорбящих Радости,
Николу в Толмачах, мещанство – в Филиппа Митрополита. В домах, где были
«людские», в эти дни обязательно принимали нищих и убогих, да не по одному-два,
а по тридцать-сорок человек – насколько позволял достаток.
Старались читать в основном
книги духовного содержания, говорили вполголоса, рано ложились спать.
Но вот уже и Благовещение
подоспело. Повсюду пахнет кулебяками с вязигой, особыми «благовещенскими»
пирогами на четыре угла: с грибами, семгой, налимьей печенкой, судачьей
икрой... Еще в Благовещение принято выпускать на волю птичек из клеток – давняя
московская традиция. Сразу после праздничного богослужения все идут на птичьи
базары. Открываются клетки, и целые тучи птиц взмывают в небо. (Некоторые и
приторговывают птичками «для воли».) И стоят москвичи, замерев, с задранными
головами, смотрят в небо...
Капелью весенней уходят дни
Великого поста. Наступает Вербное Воскресенье (последнее перед Пасхой, за
которым начинается самая строгая неделя поста – Страстная). Люди, встречавшие
Христа в Иерусалиме, устилали его путь ризами (одеждами) и вайями (пальмовыми
ветвями). Но откуда же взяться пальмам на Руси? Вот и появился обычай – встречать
этот праздник вербой, весенним первоцветом. И едут сани-подводы-телеги по
Калужской дороге к реке Москве за пушистой, осыпанной золотистыми крапинками
вербой. На праздничных богослужениях вербу освящают. Словно огромный пушистый
лес на мгновение вырастает под сводами храма: все поднимают свои веточки, чтобы
попала на них святая водичка. Потом возвращаются домой, бережно неся в руках
вербные букетики, которые будут стоять под иконами до следующего года. Особо
благочестивые москвичи по старинному обычаю из пушистых комочков чай заваривают
для укрепления души и тела.
В Страстную неделю Москва и
вовсе замирает. Вечерами над городом плывут протяжные звоны. Великий Четверг.
Во церквах читают 12 отрывков из Евангелия, повествующих о последних земных
днях Спасителя. Москва пуста – все в храмах. С этой службы москвичи стремятся
обязательно принести домой горящую свечку и затеплить от нее домашнюю лампадку.
И текут по улочкам и переулкам ручейки огня. Люди бережно несут горящие свечи,
прикрывая их от ветра кто ладонью, кто полой пальто, а кто и специальным
стеклянным колпачком, несут в свои дома частичку света Господня.
Накануне Пасхи Москва вся в
хлопотах – подновляются заборы, чистятся дворы и улицы, украшаются храмы. (В
80-е годы XIX века поразил всех купец-подрядчик Сергей Иванович Шмелев – отец
Ивана Сергеевича Шмелева, автора книги «Лето Господне»: под Пасху на
собственные средства украсил он храм во имя Казанской Божией Матери, что на
Красной Площади, а также соборы Кремля иллюминацией, особыми «зажигательными
нитями» и «кубастиками».)
В домах тишина, полумрак, отдыхают
в преддверии пасхальной заутрени. Уже кто-то снимает темные лампадки и вновь
зажигает радостные красные. На окнах, на шкафах, в корзинах и лукошках – крашеные
яйца; на креслах, диванах, пуховых подушках прикрытые кисеей – куличи.
И вот наступает Светлое
Христово Воскресение – Праздников Праздник Пасха. Кажется, будто единым духом
по всей Москве проносится: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!» Свершилось:
об этом возвещают все сорок сороков московских церквей – звонят у Христа
Спасителя, звонят у Николы под Вязами, у Всех Святых на Кулишках, в Донском, в
Новоспасском... Идя из храмов, москвичи, знакомые и незнакомые, троекратно
целуются, обмениваются взятыми заранее из дома яичками: «Христос воскресе!» – «Воистину
воскресе!» Бессчетное количество экипажей отъезжает утром от монастырей,
соборов, церквей. Начинается разговенье. Народ попроще разговляется уже у
храмов чарочкой, яичком, куличиком...
Вновь оживают рынки, манят
блеском и изобилием витрины магазинов. Повсюду кипят гулянья. Душа ликует! Семь
недель поста позади, очистилась она молитвой и причастием и славит Господа,
внимая неутихающему перезвону: всю послепасхальную неделю позволяется взбираться
на любую колокольню и звонить, сколько сердце просит...
А через недолгие 80 лет будут
падать на землю эти веселые колокола, взрываться и закрываться храмы. А еще
через 80 лет будем жить мы. И храм Христа Спасителя вновь засияет пятью своими
куполами. И так же, как наши предки полтора века назад, возвращаясь светлым
пасхальным утром теперь уже в метро домой после праздничного богослужения, мы
будем радостно говорить друг другу: «Христос Воскресе!» И слышать в ответ:
«Воистину Воскресе!»
М. С. Рябикова, Е. Н.
Борисова-Сартори Старая Москва в ожидании Пасхи // Московский журнал. – 2002. –
№ 4
Комментариев нет:
Отправить комментарий