понедельник, 22 апреля 2013 г.

Русские писатели об экологии

Антон Павлович Чехов «Дядя Ваня»
В уста доктора Астрова Чехов вложил своё отношение к природе:
«Ты можешь топить печи торфом, а сараи строить из камня. Ну, я допускаю, руби леса из нужды, но зачем истреблять их? Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи, и все оттого, что у ленивого человека не хватает смысла нагнуться и поднять с земли топливо».





Леонид Леонов «Русский лес»
«Русский лес»о настоящем и будущем страны, которое воспринимается в тесной связи с сохранностью природных богатств. Главный герой романаИван Матвеич Вихров, лесник по профессии и призванию, так говорит о русской природе:
«Пожалуй, никакие лесные пожары не нанесли столько ущерба нашим лесам, как этот обольстительный гипноз былой лесистости России. Истинное количество русских лесов всегда измерялось с приблизительной точностью».


Валентин Распутин «Прощание с Матёрой»
Матера это образ-символ, исчезающий под давлением времени пласт истории, пласт народной жизни. «Но от берега до берега, от края до края хватало в ней и раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре - всего, отделившись от материка, имела она - не потому ли и звалась громким именем Матера!»
Это повесть о жизни и умирании маленькой деревеньки Матёра, что на реке Ангара. На реке строят Братскую ГЭС, и все «ненужные» деревни и острова необходимо затопить. Жители Матёры не могут смириться с этим. Для них затопление деревни – их личный Апокалипсис.

Виктор Астафьев «Царь-рыба»
«Царь-рыба» о том, как варварское отношение к природным ресурсам, такое как браконьерство, нарушает заведенный в мире порядок. Астафьев в «Царь-рыбе» с помощью простых образов повествует не только о разрушении природы, но и о том, что человек, «духовно браконьерствуя» по отношению ко всему, что его окружает, начинает разрушаться и личностно.
«Все течет, все изменяется – свидетельствует седая мудрость. Так было. Так есть. Так будет.
 Всему свой час и время всякому делу под небесами:
 Время родиться и время умирать;
 Время насаждать и время вырывать насаженное;
 Время убивать и время исцелять;
 Время разрушать и время строить;
 Время плакать и время смеяться;
 Время стенать и время плясать;
 Время разбрасывать камни и время собирать камни;
 Время обнимать и время избегать объятий;
 Время искать и время терять;
 Время хранить и время тратить;
 Время рвать и время сшивать;
 Время молчать и время говорить;
 Время любить и время ненавидеть;
 Время войне и время миру.
Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем? Нет мне ответа»

Чингиз Айтматов «Плаха»
Экологическая составляющая романа передана через описание жизни волков и противоборства между волком и человеком. Волк у Айтматова – не зверь, он намного человечнее, чем сам человек. «А как тесно человеку на планете, как боится он, что не разместится, не прокормится, не уживется с другими себе подобными. И не в том ли дело, что предубеждения, страх, ненависть сужают планету до размеров стадиона, на котором все зрители заложники, ибо обе команды, чтобы выиграть, принесли с собой ядерные бомбы, а болельщики, невзирая ни на что, орут: гол, гол, гол! И это и есть планета. А ведь еще перед каждым человеком стоит неизбывная задача – быть человеком, сегодня, завтра, всегда. Из этого складывается история».

Сергей Павлович Залыгин «Экологический роман»
Главная тема романа – Чернобыльская катастрофа. Чернобыль здесь не только глобальная трагедия, но и символ вины человека перед природой. Осознать себя частью природы, не разрушать её и себя – вот к чему призывает «Экологический роман».

Татьяна Толстая «Кысь»
В романе «Кысь» Толстая описывает жизнь после ядерного взрыва, показывая трагедию экологического плана и потерю нравственных ориентиров, которые стоят для автора совсем рядом, как это должно быть для каждого человека.
«На севере - дремучие леса, бурелом, ветви переплелись и пройти не пускают, колючие кусты за порты цепляют, сучья шапку с головы рвут. В тех лесах, старые люди сказывают живет кысь. Сидит она на темных ветвях и кричит так дико и жалобно: кы-ысь! кы-ысь! - а видеть ее никто не может. Пойдет человек так вот в лес, а она ему на шею-то сзади: хоп! и хребтину зубами: хрусь! - а когтем главную-то жилочку нащупает и перервет, и весь разум из человека и выйдет. Вернется назад, а он уж не тот, и глаза не те, и идет, не разбирая дороги… Вот чего кысь-то делает»

Комментариев нет:

Отправить комментарий