В библиотеке-филиале №12 ГБУК
г. Севастополя «ЦБС для взрослых» для учащихся Педагогического колледжа №2
прошли мастер-классы, которые провели севастопольские мастерицы из АНО «Живая
Русь» по возрождению и сохранению народных ремесел и промыслов.
Уже совсем скоро в каждый дом постучатся долгожданные, любимые
праздники – Новый год и Рождество. Все мы любим дарить и получать подарки. Как
сделать новогодний подарок своими руками? Вас научат этому в библиотеке на
воскресных мастер-классах!
Предновогоднюю сказку подарили нашим читателям – учащимся Педагогического
колледжа №2 севастопольские мастерицы: Татьяна Бахирева, Наталия Кручевская, Оксана Долгирева и Анжелика Коршун.
В рамах проекта «Ознакомление детей
дошкольного возраста с культурой народов Крыма и историей Севастополя» студенты
колледжа знакомились с русскими и украинскими народными промыслами.
В читальном
зале были развернуты две интерактивные выставки: учащиеся выставили свои работы
– кукол в народных костюмах, а мастера АНО «Живая Русь» продемонстрировали
предметы быта в техниках Тагильской и Петриковской росписи, детских игровых
кукол, домотканые дорожки и пояса, плетеную из травы посуду… яркие новогодние
игрушки-поделки в народном стиле.
Директор
АНО «Живая Русь» Татьяна Бахирева рассказала о различных техниках народных
ремесел, которые были представлены на трех мастер-классах. Поскольку, не за
горами Новый год Петуха – учащимся предложили самим сделать стилизованные
игрушки на елку: в технике Петриковской росписи (мастер-класс Наталии
Кручевской), сплести травяные круги-«шарики» с аппликацией петуха – символа
Нового года (мастер-класс Анжелики Коршун); сделать из ткани петушков и птичек,
которых можно повесить на новогоднюю елку (мастер-класс Оксаны Долгиревой).
Петриковская роспись родилась в селе
Петриковка Днепропетровской области. Женщины этого села расписывали печи, стены
хат красочными цветочными узорами. А также украшали бытовые предметы, посуду. Раньше
в Петриковке никто не считал себя художником. Каждая хозяйка к большому
празднику заново белила хату и заново ее расписывала, стремясь сделать свой дом
самым живописным. А если хата оставалась белой, с хозяйкой в селе переставали
здороваться.
Основными
орнаментными мотивами Петриковской росписи являются цветы с преобладанием
ярких, насыщенных тонов. Их рисовали палочками из стеблей болотных трав, кистями,
сделанными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой материей и просто
пальцами. Краску делали, вываривая травы, листья, цветы, ягоды. Разводили краску
на яйцах и молоке, закрепляли вишневым клеем или свекольным сахаром.
Мастер-класс Наталии Кручевской. Украшаем Петриковской росписью деревянные сердечки и домики, которые можно повесить на новогоднюю елку. Вот, что получилось!
Плетение
из сухих трав – старинное ремесло, на которое вернулась мода вместе с
желанием жить в согласии с окружающим миром. На Руси, Украине, Белоруссии для
плетения самых различных вещей применялись растения: рогоз, камыш, ситник, аир,
различные травы. Плели экологичные и практичные вещи: туеса и корзинки, посуду,
обувь (лапти), шляпы (например, брыль
– традиционный сельский головной убор, сплетенный из соломы или камыша). Брыль
считался ценным нарядом. Не в каждом селе можно было найти мастера брыляра,
который сплел бы хорошую шляпу. Плетением занимались преимущественно мужчины –
пастухи, пасечники, изготовители корзин.
Распространенной
детской игровой куклой являлась «стригушка». Делалась она из стриженой травы.
Крестьянка, уходя в поле, брала с собой ребенка и, чтобы занять его, делала ему
из травы куклу. Еще такую куклу использовали в медицинских целях, вплетая в нее
лечебные травы – запах травы оказывал на ребенка целительное действие.
Мы же на мастер-классе Анжелики Коршун плели
из луговой травы универсальные кружочки, их и на новогоднюю елку повесить можно
и использовать, как подставку под горячее.
Русская народная кукла
всегда участвовала в праздничных и бытовых народных обрядах, служила игрушкой
для детей. Считалось, что если дети много играют с куклами – в семье будет лад
и достаток. Русские народные куклы изготавливались из ткани, ниток, пряжи,
дерева, мха, соломы, травы. По предназначению существовали: обрядовые,
обереговые и игровые русские куклы.
Считается, что первая народная
игрушка была Коллодия, с ней связана такая история. Во времена язычества был
обычай приносить жертву богам. Куклы – ряженые полена (колоды) заменяли
людей в обрядах жертвоприношения.
На праздник Ивана Купалы делали на крестообразной основе куклу
Купавку, наряжали в женские одежды (рубаху, сарафан, пояс). На руки Купавки
вешали ленточки – символ заветных девичьих желаний, потом их отправляли плыть
по реке. Ленточки, плывущие по реке, забирали с собой несчастья и невзгоды.
Костромой
звали куклу из соломы или лыка. Ее выставляли в окно, которое выходило на ворота, либо при входе в жилище,
чтобы идущий в дом мог её увидеть. Кострома встречала гостя, забирала на себя
негативные мысли, взгляды, помыслы. Через год куклу сжигали и выставляли
другую. В летнее время девушки брали Кострому, водили с ней хоровод,
пели ей специальные обрядовые песни, а затем топили ее в воде или сжигали на
костре. Огонь в народе всегда считался
очистительной силой. Предполагают, что под видом Костромы, сохранялся в
народе древний обычай весеннего жертвоприношения богу Яриле.
Куклы служили оберегами от болезней, несчастий, плохой охоты, голода и
бесплодия. В русских избах обязательно возле печки висели двенадцать
куколок-«лихорадок», оберегающих хозяев от разных болезней. На Руси делали
куклу в Новый год и приносить в дар Морозу, все знали, насколько опасны весной
заморозки, и во время праздника, чтобы задобрить Мороза, березовое полено,
облаченное в цветные лоскуты, раздевали, приговаривая: Мороз, мороз, приходи в Рождество. Не губи весной жито, пшеницу, всякую
пашницу. Под
Новый год делалась обереговая кукла «День и Ночь». На день хозяйка оборачивала
её голову светлым платком, а на ночь – тёмным. Считалось, что такая кукла
оберегала дом.
А как привить ребенку
важные нравственные ценности – только через игру. Маленьким детям можно сделать зайчика на пальчик. Это и друг
ребёнка, и одновременно его оберег. Эту игрушку в старину родители давали
детям, когда уходили из дома, чтобы, оставаясь один, ребёнок не скучал, и ему
не было страшно. Зайчик одевается на пальчик, и нужно прятать его в ладошке,
как бы загораживая от всех. С Зайчиком можно поговорить, пожаловаться или
поиграть.
На мастер-классе Оксаны Долгиревой мы сделали из разноцветных лоскутков петушков-птичек, их также можно «пристроить» на новогоднюю веточку.
Народная кукла развивает фантазию и воображение, является замечательным средством эстетического воспитания детей, формирует навыки работы с лоскутом. Рисунок и плетение развивают мелкую моторику. Сегодня очень важно приобщать детей к русской народной культуре, им обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью.
У наших девчонок получились замечательные работы! Приобретенные на
мастер-классах навыки обязательно пригодятся им – будущим воспитателям и
педагогам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий