В библиотеке прошел Литературный час «Портрет
пророка на фоне времени»: к 195-летию со дня рождения Ф. М. Достоевского.
В нем совесть сделалась пророком и поэтом
И Карамазовы, и бесы жили в нем,
Но что для нас теперь сияет мягким светом
То было для него мучительным огнем.
(И. Анненский)
Ф. М.
Достоевский (1821-1881) – один из самых значимых и влиятельных писателей и
мыслителей в мире русской литературы, чье творчество оказало воздействие и на
мировую литературу.
На Литературном часе «Портрет пророка
на фоне времени», посвященном 195-летию со дня рождения Ф. М. Достоевского мы с нашими читателями говорили
о том, что многие черты характера и события жизни писателя продолжают
оставаться загадочными, необъяснимыми. О Достоевском ходило множество легенд,
сплетен и ужасных предположений. Судьба уготовила ему тернистый путь: арест за
участие в кружке Петрашевского, восемь месяцев под следствием в Алексеевском
равелине Петропавловской крепости, Семёновский плац и муки ожидания смертной
казни, замененной четырьмя годами каторги… и оренбургские линейные батальоны. Пережитые потрясения, тоска, одиночество, «суд над
собой», внутренние метания от отчаяния до веры – этот душевный опыт острожных
лет стал биографической основой «Записок из мертвого дома». Достоевский писал
брату о вынесенных из Сибири «народных типах» и знании «черного, горемычного
быта» – опыте, которого «на целые тома достанет».
Вся последующая жизнь Федора Михайловича была омрачена постоянным
отсутствием денег, болезнями, заботой о большой семье и растущими долгами… Возможно,
что именно жизненные испытания развили в Достоевском способность к предвидению
событий. Он не только день в день предсказал свою смерть, практически все его
романы содержат пророчества. Романы: «Преступление и наказание», «Идиот»,
«Бесы», «Братья Карамазовы», «Подросток» входят в серию, так называемого – «Великого
Пятикнижия Достоевского».
Библиотекарь Г. Кокошкина, рассказав об основных событиях в жизни
писателя, обратила внимание на книжную выставку, посвященную 195-летию Ф. М.
Достоевского. Она предложила собравшимся ознакомиться с биографическими книгами
о «великом русском гуманисте», с творчеством писателя – открыть для себя своего
Достоевского. Например, постараться понять князя Мышкина, главного героя романа
«Идиот» – благороднейшего
человека, доброго и честного, который хочет всем помочь, всех согреть, но
приносящего только несчастье.
По словам Л.
Сараскиной, литературоведа и исследователя творчества писателя «в романах Достоевского рассыпаны такие
смыслы, которые в момент создания произведений были не очевидны. Тогдашние
читатели не поверили ни «Бесам», ни «Подростку», ни «Братьям Карамазовым», ни
«Дневнику писателя». Только спустя годы заговорили: «Всё сбылось по
Достоевскому».
Достоевский
пророчествует о новом поколении, готовом убить за идею. На рассуждения главного
героя «Преступления и наказания» – Раскольникова, который разрешает себе «кровь
по совести» откликнутся русские революционеры… В. Ленин назовет роман «Бесы» – «реакционной
гадостью», а Достоевского «архискверным» из-за его отношения к
«беспредельщикам» революционерам. Именно их Федор Михайлович изобразил в своем
романе «Бесы», называя бесами и мошенниками.
Достоевский предвидел,
что произойдет серия кровавых катаклизмов, которая охватит всю Европу. «Но никогда, может быть, – пишет
Достоевский, – Европа не была ближе
именно к такому перевороту и переделке территорий, как в наше время… Тогда все
рухнет об Россию». А вот его определения о развитии наших отношений с
братьями-славянами: «...по внутреннему
убеждению моему не будет у России, и никогда еще не было, таких ненавистников,
завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена,
чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их
освобожденными!».
Еще на каторге Достоевскому пришло познание жизни, людских характеров,
понимание того, что в человеке так много всего намешано – добро и зло, правда и
ложь. Пришла глубокая вера в Бога, за ней – уверенность в том, что за
преступлением всегда следует наказание. Эта тематика станет доминирующей в
творчестве писателя-философа, писателя-пророка. Федор Михайлович открывал в
человеческих душах бездны добра и зла, рассуждая в своих произведениях о
человеческой гордыне, о смысле жизни человека и, конечно, о любви к Богу. Н.
Бердяев сказал: «через всю жизнь свою
Достоевский пронес исключительное чувство Христа». Несмотря на мрачный
оттенок своих предсказаний, писатель не терял веры в то, что добро должно
победить в извечном противостоянии добра и зла, объясняя, что истоки бесовщины
сокрыты в нас самих. «Достоевский таков,
какова Россия, со всей ее тьмой и светом. И он – самый большой вклад России в
духовную жизнь всего мира», – это слова Николая Бердяева.
источник1, 2, 3
Комментариев нет:
Отправить комментарий