Считается, что первую
рождественскую открытку создал английский художник Добсон в 1794 году. На
карточке, которую он подарил своему другу, был изображен зимний пейзаж и
семейная сценка возле елки. До этого люди дарили друг другу гравюры и
литографии на рождественские темы, обменивались визитными карточками, лично
развозя их по важным адресам накануне праздников, писали поздравительные письма
– иногда с рисунками.
Настоящая же серийная
открытка появилась тоже в Англии, в 1840 году, когда государственный чиновник
сэр Генри Коул придумал для близких оригинальное поздравление – рождественскую
открытку с рисунками художника Джона Хорсли, своего друга.
Джон Хорсли придумал украсить
открытку (12x7 см) настоящим рождественским триптихом: в центре художник
поместил семью сэра Генри Коула, сидящую за рождественским столом, по бокам
расположил картинки, призванные напоминать окружающим о милосердии и
сострадании этого добропорядочного английского семейства. Судя по рисункам,
Коулы щедро делились с бедняками одеждой и едой. Изображение дополняла звучная
подпись: «Веселого Рождества и счастливого Нового года!».
Открытка имела бешеный успех.
Родственники Коулов с гордостью демонстрировали ее окружающим. Завистникам же
работа Хорсли показалась излишне фривольной: художника упрекали в том, что он
изобразил семейство с бокалами в руках и поднимающими тост за Рождество. Но,
несмотря на это, интерес к открытке Коулов не ослабевал. Даже спустя три года
ее по-прежнему выставляли на всеобщее обозрение. Это натолкнуло Коулов на
мысль, что подобные открытки, если их продавать всем желающим, могут принести
неплохой доход. В 1843 году с оригинала было отпечатано около тысячи
экземпляров, продавали их по шиллингу за штуку — неплохие деньги по тем
временам. Кстати, в прошлом году та самая первая открытка была куплена на
аукционе за 22 тыс. фунтов (в четыре раза дороже первоначальной оценки): из
тысячи открыток Коула сейчас сохранились всего 12.
Открытка, нарисованная
Хорсли, стала не только первой рождественской, но и вообще самой первой в мире.
А с 1860-х производство открыток было поставлено на поток, их стали делать и к
другим праздникам. На рубеже XIX-XX веков с развитием фотографии и различных
художественных технологий на открытки начался настоящий бум — к 1906 году в
одной только Англии в год их посылалось 860 млн. Стараниями модернистов
появились первые художественные открытки.
В Россию первые
рождественские открытки пришли из Англии в 90-х годах XIX века. Причем
предприимчивые купцы покупали только такие, на которых рисунок не сопровождался
надписью на иноземном языке - ее потом наносили на русском. Дело было
хлопотное, а потому и продавали открытки по рублю, а то и дороже. Затем
открытки стали печатать за рубежом, преимущественно в Германии, специально для
России по заказу крупных книжных лавок.
Первые рождественские
открытки в России были выпущены в 1898 году с благотворительной целью
Петербургским попечительным комитетом о сестрах Красного Креста (Община святой
Евгении). Попечительницей Общины святой Евгении была принцесса Евгения
Ольденбургская, председателем — фрейлина императрицы Евдокия Джунковская.
К рождеству 1898 года Община
св. Евгении издала серию из десяти открыток по акварельным рисункам известных
петербургских художников. И хотя на перечисленных выше открытках не было
утвердившейся в последующем надписи «С Рождеством Христовым!», они были и по
замыслу издателей, и по сюжетам рисунков первыми русскими рождественскими
открытками.
Основные деньги, полученные
от производства открыток, шли на благотворительность (например, строительство
дома для престарелых сестер милосердия). В богоугодном деле принимали участие
самые известные русские художники — Лев Бакст, Иван Билибин, Александр Бенуа,
Константин Маковский, Николай Рерих. Обычный тираж открытки составлял 10 тыс.
экземпляров. До конца 1917 года было издано более 6400 видов открыток,
некоторые выдержали по три-четыре тиража. Стоили они дорого — 5 копеек, а то и
больше (цена буханки хлеба тогда была полкопейки).
Открытки дореволюционной
России не уступали в мастерстве зарубежным, а порою и превосходили их. Несмотря
на заимствование основной идеи, первые производители российских открыток любили
использовать национальные сюжеты и тематику: вместо рождественских гусей у нас
были снегири и синицы, вместо омелы и пальмы — елки, вместо лодок и мельниц —
тройки и колядки. Прообразом отечественных поздравительных открыток можно
считать популярные среди народа лубочные картинки. Как правило, на лубке
изображалось счастливое семейство с главным новогодним подарком - тугим
мешочком с деньгами. Позднее художники стали рисовать «художественные» открытки
с традиционными русскими новогодними пейзажами - заснеженными еловыми лесами и
изображением церквей. Тогда Новый год был неразрывно связан с Рождеством, а
значит - с красивыми торжественными службами и обрядами. А вообще, Рождество и
Новый год считались семейными праздниками, что отражалось и в открытках. На них
часто рисовали довольных подарками детей, празднующих взрослых, влюбленные пары
— короче говоря, жизнь в достатке и веселье.
Тематика Рождественских открыток была самой разнообразной,
всего и не перечислить. На открытках находили свое отражение все события,
происходившие в то время, и первая мировая война тоже не стала исключением. Кроме
того, много открыток было на тему милосердия и сострадания. Например, дети
заглядывают в окно богатого дома, а рядом стихи: «У богатых деток елка. / Что
за сладости, игрушки! / А у нас с тобой, Николка, / Лишь мороз один в избушке».
В России открытки стали
настоящим произведением искусства. Они стали прекрасным украшением интерьера,
их оформляли как картины, коллекционировали, вклеивали в знаменитые альбомы. Открытки
дореволюционной России украшали засушенными цветами, бисером, блестками из
борной кислоты, которые выглядели как настоящий снег, и даже ароматизировали. В
более простом и строгом стиле оформлялись только деловые открытки.
После октября 1917 года
выпуск поздравительных открыток, как предмета быта буржуазного общества, был
полностью прекращен. Из печатных изданий и официального языка полностью исчезли
не только слова «С Рождеством», но и поздравления с Новым годом. Но обычай
посылать праздничные поздравления продолжал существовать. Для этого использовались
любые иллюстрированные открытки, близкие по сюжету к данному празднику.
В годы Великой Отечественной
войны, а точнее в 1941 году, традиция теперь уже новогодних (о Рождестве,
конечно, не могло быть и речи) поздравлений возрождается. Правда, тематика этих
открыток была целиком связана с войной, да и качеством они не блистали. Чтобы
можно было быстрее их напечатать, художники стремились к сравнительно простым
приемам исполнения. Зато в конце войны в страну хлынул поток великолепных
зарубежных новогодних открыток - солдаты и офицеры посылали их из освобожденных
стран Европы.
Чтобы противопоставить потоку
«буржуазной продукции» что-то свое, стремительно начинает развиваться
производство новогодних открыток. Подлинный расцвет советской новогодней
открытки наступил в 60-х годах. Увеличилось количество сюжетов, появились такие
мотивы, как освоение космоса, борьба за мир. И только несколько позже вернулись
на свои привычные места Дед Мороз и Снегурочка. А чуть более десяти лет назад в
нашу жизнь вернулась, заняв подобающее ей место, и рождественская открытка.
Теперь мы вновь можем увидеть все многообразие открыток, украшенных надписями,
вполне соответствующими Великому Празднику: «С Рождеством Христовым!»
Комментариев нет:
Отправить комментарий