Святками, или святыми днями,
называют дни с 25 декабря до 5 января (по старому стилю), то есть от Рождества
до Крещения. Святость этих дней в народе
долго нарушалась даже после Крещения Руси разными суеверными языческими
обычаями: гаданием, скоморошьими плясками, переодеванием в шутовские костюмы,
медведями, свиньями и прочим, что возбраняется христианской Церковью. Наиболее распространенным
среди этих обрядов была коляда, получившая свое название от латинского calendae.
У древних римлян в эти дни проводили календы – праздник, отличавшийся особым
весельем, чтобы, по поверью, таким прошел и весь год, отсюда происходит и слово
календарь. Постепенно колядование превратилось в народное празднование
Рождества Христова.
Л. Соломаткин Славильщики-городовые. 1872 г. |
Ф. Сычков Христославы (Дети старой деревни). 1935 г. |
Колядовали на Руси так. По
домам от хаты к хате ходили группы славильщиков, состоявшие в основном из
подростков. Каждая группа несла на шесте восьмиконечную Вифлеемскую звезду,
сделанную из серебристой бумаги. Иногда звезду делали полой и внутри нее
зажигали свечу. Группу сопровождал мехоноша, несший мешок для сбора даров.
Славильщики останавливались под окнами, заходили в дома и просили у хозяев
разрешения спеть колядки.
Содержание колядок было очень
разнообразным, но объединяло их одно: радостное возвещение о Рождении Спасителя
и пожелание хозяевам получить богатый урожай, обильный приплод у скота, быть
здоровыми и счастливыми. Как правило, в каждом доме славильщиков встречали
радушно и гостеприимно, заранее готовили угощение и подарки, за которые
колядующие благодарили особыми припевками. Скупым пели пожелания обратного
содержания. После обхода села славильщики собирались в заранее намеченной избе,
все собранные дары делились между участниками и устраивался общий веселый праздник,
часть собранного давали сиротам и бедным.
С первой четверти XIX века
городское население России стало также устанавливать на Рождество елки и
устраивать на святках детские Рождественские праздники. Именно от святок
происходит сохранившаяся поныне традиция двенадцатидневных рождественских
школьных каникул. В дореволюционные времена они так и шли – от Рождества до
Крещения.
Как
у нас появилась елка
Первая елка появилась у нас
повелением Петра I в ходе его насаждения европейской моды, обычаев, праздников,
календаря. Вместе с началом календарной реформы в день введения Петром
европейского новолетия с 1 января 1700 г. от Рождества Христова было издано
распоряжение: «По большим проезжим
улицам, и знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мiрского чина, перед
воротами, учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и
можжевеловых. А людям скудным хотя по древу или ветви над воротами или над
хороминами своими поставить. И чтоб то поспело будущего генваря к 1-му числу
1700 сего года; а стоять тому украшению генваря по 7-е число того же года. Да
генваря ж в 1-й день, в знак веселия, друг друга поздравляти с Новым годом и
столетним веком…»
Елочный обычай не сразу
привился на Руси. Первое время елками в день Нового года стали украшать в основном
крыши кабаков, что отразилось и в русском языке: «поднять елку» означало
напиться, «идти под елку» – идти в кабак.
Европейская традиция ставить
елку, но не новогоднюю, а рождественскую, установилась в России только в первой
четверти XIX века. По желанию супруги императора Николая I – Александры
Федоровны, урожденной Фредерики Прусской, через два года после их
бракосочетания, в 1819 г., впервые по немецкому обычаю поставили рождественскую
елку в царском дворце, что и положило начало этой традиции в России.
Петербургские немцы, которых было немало при дворе, задавали тон: елку у них
ставили в центр стола, украшали ее конфетами, печеньем, свечками. Вскоре этот
красивый обычай стал модным в домах русской придворной знати и в высшем
обществе. В канун Рождества елками стали украшать присутственные места,
вокзалы, рестораны, городские площади.
Обычай украшать елку на
Рождество пришел в Россию в первую очередь в дворянские дома, во второй
половине 19-го века. А уже в самом конце 19-го века появились в столичных российских
городах многочисленные елочные базары. Один из основных в Москве – на
Театральной площади (прямо перед Большим театром). Выбор елки был особой
традицией, с прогулкой по базару и почти обязательной покупкой сбитня и калача.
Праздник Рождества тогда
справлялся в домах торжественно. Приготовления елки от младших в семье детей,
как правило, скрывались. Елку обвешивали детскими игрушками, которые раздавали
им после забав. Обязательными были детские подарки под елкой. В многодетных
дворянских семьях традиционной была игра в «передачу» (подарки завертывались в
несколько слоев бумаги. Разворачивать надо было постепенно, передавая подарок
тому, чье имя значилось на очередной обертке). После всенощной свечи на елке
зажигали для детей, но ненадолго. Детские праздники устраивались уже на второй
и третий день. «Костюмы» на детских праздниках раздавались детям хозяевами
дома. Часто это был только бумажный головной убор (чепчик, шляпка, треуголка,
жокейский картуз). Меняться костюмами не полагалось.
Именно с этих пор атрибутом
рождественских праздников в России стал и европейский Санта Клаус. Имя его в
Европе было изначально связано со святителем Николаем Мирликийским, праздник
которого отмечался 6 декабря. Постепенно с конца XVIII века, на основе
сказочных литературных фантазий на эту тему, европейцы стали ассоциировать св.
Николая с волшебником-дарителем рождественских подарков детям. В России
святитель Николай, как один из наиболее почитаемых святых, не мог быть перенят
в таком обличье. Европейский сказочный Санта Клаус был русифицирован также в
сказочном виде и получил имя Дед Мороз. Связано это с персонажами старинных
русских сказок: Морозко и Мороз Иванович. Часто называли его Рождественский дед
или Елочный дед, не отождествляя со св. Николаем Чудотворцем. Праздновали в
городах России и Новый год – на святках, как веселое продолжение Рождества
после долгого поста.
Однако основная часть народа
– крестьянство, продолжала праздновать Рождество традиционно. После церковной
службы и разговления с рождественскими песнопениями (колядками) и Вифлеемской
звездой обходили дома, пели поздравления хозяевам, получали угощения. Особенный
размах праздничные гуляния достигали во время святок, но обходились при этом
без елок. А Новый год у православного народа начинался 1 сентября по церковному
календарю годичного цикла богослужений.
После большевицкого переворота
общественные елки на Рождество в советской России были запрещены как
религиозный пережиток. Их передвинули на Новый год – таковы были уже первые
советские детские елки в Горках у Ленина, куда приглашали местных ребятишек. 1
февраля 1918 г. большевики ввели григорианский календарь, приказав считать этот
день 14-м февраля, – тем самым намеренно передвинув новогодний праздник на дни
Рождественского поста. А 1 октября 1929 года была сделана попытка ввести новый,
революционный календарь, отменяющий как религиозный пережиток даже семидневную
неделю. В пятидневной рабочей неделе воскресенья и, следовательно, многие
церковные праздники, были сделаны рабочими днями. Лишь в частном порядке в
советское время люди дома наряжали к Рождеству елки и праздновали русский Новый
год (по старому стилю).
В середине 1930-х гг. Сталин
в борьбе за власть решил тактически опираться на самый многочисленный русский
народ и реабилитировать некоторые русские традиции. На Новый 1935 год в Москве
был вновь устроен первый официальный детский утренник – некое внешнее подобие
Рождественской елки. А в 1936 году правительственным постановлением было
разрешено публичное празднование Нового года с установлением елей в
госучреждениях, школах, на городских площадях. Только ели должны были украшаться
не Вифлеемской восьмиконечной звездой, а красной звездой.
Первая такая общественная
елка была устроена 1 января 1937 г. в Москве в Доме союзов; видимо, тогда же у
советского Деда Мороза появилась внучка Снегурочка. С этого времени елку в СССР
стали привязывать именно к новогоднему празднику.
Символическое
значение Рождественской елки
Обычай украшать деревья на
новый год ведет свое начало со времен язычества. Наши же предки верили, что
урожай фруктов, зерна и овощей зависит от духов плодородия, которые обитают в
деревьях. Духи могли быть как добрыми, так и злыми, которых следовало бы
задобрить, для этого и украшались деревья.
Для православного человека
праздник имеет более глубокий смысл: у нас елка – не чувственный привет солнцу
и его земным дарам, а выражение благодарности Творцу этого солнца за Его
духовные дары. У православных всё должно твориться во славу Божию, включая все
празднования.
Рождественская елка выбрана у
христиан символом жизни и бессмертия – зелень этого дерева не умирает зимой в
отличие от лиственных деревьев. С этой точки зрения устраиваемая на Рождество
елка должна напоминать нам об Источнике жизни.
А восьмиконечная звезда,
которой увенчивается традиционно это древо, означает звезду, освещавшую путь
волхвов к младенцу Христу. Подарки же, раздаваемые у елки напоминают, с одной
стороны, о дарах волхвов, а с другой стороны, – об «обилия благодати и дара
праведности», которых нас удостаивает Спаситель.
Комментариев нет:
Отправить комментарий