«История
назвала Минина и Пожарского спасителями Отечества: отдадим справедливость их
усердию, не менее и гражданам, которые в сие решительное время действовали с
удивительным единодушием». Н. Карамзин
В библиотеке для читателей ко
Дню народного единства прошел информационный час «Навечно в памяти народной»,
оформлена книжная выставка «История Москвы».
День народного единства отмечается 4
ноября, праздник был учрежден в 2005 году в память о событиях 1612 года, когда
народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского
освободило Москву от польских интервентов.
Исторически этот праздник
связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке. В 1612 году народное
ополчение во главе с нижегородским купцом Кузьмой Мининым и князем Дмитрием
Пожарским одолело штурмом Китай-город, в котором находился гарнизон войск Речи
Посполитой и прогнало польских интервентов из Москвы. Князь Дмитрий Пожарский
вошёл в Китай Город с Казанской иконой Божьей Матери и поклялся построить храм
в честь этой победы. В 1630-е годы на Красной площади появился Казанский собор,
которые некоторые историки считают обетным.
С тех пор по указу в 1649
году царя Алексея Михайловича на Руси отмечается Празднование Казанской иконе
Божьей Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году). С
приходом советской власти традиция отмечать освобождение Москвы прервалась. 29
сентября 2004 Патриарх Московский и всея Руси Алексий публично поддержал
инициативу Думы установить празднование 4 ноября. «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и
национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели
страну к стабильному гражданскому миру», — заявил Патриарх Алексий.
Битва за Москву (эскиз панорамы) |
Ополчение Минина и Пожарского
уникально тем, что это единственный пример в истории России, когда судьбу
страны и государства решил сам народ без участия власти. Последние гроши
отдавал простой люд на вооружение и сам шёл освобождать свою столицу и страну.
Шёл без указки царя, шёл не по принуждению, а по доброй воле (Романовых тогда
ещё не было, а Рюриковичей не было уже). Наши предки шли воевать за свою землю,
и они победили!
К началу XVII века в
Российском государстве наступило так называемое Смутное время. Под именем
убиенного царевича Дмитрия объявился первый русский самозванец – Гришка
Отрепьев, беглый монах московского Чудова монастыря. Заговорщики убили сына
Бориса Годунова, Федора, и его мать. Едва успели расправиться с Гришкой, как
вместе со всяким вооруженным сбродом, явился второй самозванец – еще один
Лжедмитрий. В стране разразился династический кризис. Москва лежала в руинах,
многие города были разрушены и сожжены, в Угличе сломаны все мосты.
Воспользовавшись бедственным положением в стране, на нее пошли войной поляки и
шведы.
Состояние русского
государства в 1611-1612 годах стало катастрофическим. Армия польского короля
Сигизмунда захватила Смоленск. В Московском Кремле уже стоял польский гарнизон.
Шведы захватили все побережье Финского залива и Новгород. Вся западная часть
государства оказалась фактически оккупированной. В стране процветало
мародерство, организованная и обычная преступность. По стране свободно рыскали
иноземные и местные шайки, грабившие население. Высшее руководство оказалось в
плену или на стороне захватчиков. Государство осталось без реальной центральной
власти. «Еще немного - и Россия сделалась бы провинцией какого-либо западноевропейского
государства, как это было с Индией», - писал немецкий исследователь
Шульце-Геверниц.
В этот тяжелый для страны
момент огромную роль сыграло русское духовенство. Под руководством игумена
Троице-Сергиева монастыря архимандрита Дионисия, впоследствии канонизированного
Русской Православной Церковью, монахи стали призывать русский народ к ополчению
для того, чтобы изгнать врагов земли русской, прежде всего шляхтичей.
Аналогичные воззвания и грамоты рассылал и патриарх Гермоген, множество других
священников ходило по городам и деревням, призывая народ к освобождению страны.
Церковное, особенно монастырское, слово имело тогда огромный авторитет.
Песков М.И. «Воззвание Минина к нижегородцам»
|
Одна из грамот патриарха
Гермогена попала в Нижний Новгород, в руки земского старосты Козьмы Минина
(Сухорука). Был он простым происхождения невысокого, но человеком был набожным,
умным и энергичным. А главное – был большим патриотом. Призыв церкви к
ополчению был им услышан, он немедленно приступил к делу и стал собирать людей.
«Люди
нижегородские! Не обессудьте, что в будний день велел звонить в колокола, что
созвал вас, да сроки не терпят. Вы видите конечную гибель русских людей.
Видите, какой позор несут русскому народу поляки. Не всё ли ими до конца
опозорено и обругано? Где бесчисленное множество детей в наших городах и селах?
Не все ли они лютыми и горькими смертями скончались, без милости пострадали и в
плен уведены? Враги не пощадили престарелых возрастом… Проникнитесь же
сознанием видимой нашей гибели, чтобы нас самих не постигла такая же участь…
Без всякого мешканья надо поспешать к Москве… Если мы хотим помочь государству,
то не пожалеем жизней наших, да не только животов… чтобы спасти Отечество. Дело
великое, но совершим его. Я знаю — как только мы на это поднимемся, другие
города к нам пристанут, и избавимся от чужеземцев…». После речи своей
Минин вынес принадлежавший ему ларец, окованный железом, и первым объявил: «Вот
моя доля. Всё, что скопил, отдаю на рать». Ни один человек не возразил
против того, чтобы внести в общую казну денежный или вещественный взнос.
Население не только Нижнего Новгорода, но и других городов отдавало на
ополчение от 1/5 до 1/3 своих доходов. Руководить ополчением пригласили князя
Дмитрия Пожарского. Минин собирал пожертвования, объясняя народу, куда пойдут
их деньги, став практически финансовым директором ополчения.
В 1612 г. ополчение двинулось
к Ярославлю, устанавливая в северо-восточных районах страны свою власть. Оно
состояло преимущественно из служилых людей Северо-Восточной Руси. Ополченцы не
пошли сразу на Москву, а остановились в Ярославле, чтобы укрепить тылы и
расширить базу своего движения. Но вскоре им стало известно, что к столице на
подмогу польскому гарнизону идет крупный отряд гетмана Ходкевича. Тогда
Пожарский заторопился к Москве. Подойдя к столице, ополчение (примерно 10 тыс.
чел.) заняло позиции близ Новодевичьего монастыря, на левом берегу реки Москвы.
На правом берегу, в Замоскворечье, находились казачьи отряды князя Трубецкого
(2,5 тыс. чел.). Вскоре к столице приблизился отряд Ходкевича (до 12 тыс.
чел.), с которым ополченцы вступили в бой у Новодевичьего монастыря. Постепенно
поляки оттеснили ополченцев к Чертольским воротам (район улиц Пречистенка и
Остоженка). В этот критический момент боя часть казаков из лагеря Трубецкого
переправились через реку, атаковали отряд Ходкевича, который не выдержал
натиска свежих сил и отступил к Новодевичьему монастырю. Разгорелось решающее сражение. Наиболее
жестокий бой завязался за Климентовский острог (Пятницкая улица), который не
раз переходил из рук в руки. В Замоскворечье с левого берега реки переправился
отряд во главе с Мининым (300 чел.). Неожиданным ударом во фланг он атаковал
поляков, внеся замешательство в их ряды. В это время русская пехота, засевшая в
развалинах Замоскворечья, также поднялась в атаку. Этот двойной удар решил
исход сражения. Ходкевич, потеряв в трехдневных боях половину своего отряда,
отступил от Москвы на запад.
Окружив плотным кольцом
Китай-город и Кремль, ополченцы начали их общую осаду. Осада затянулась на два
месяца. Ратники забрасывали ядрами из осадных пушек гарнизон, засевший в
Кремле. Поляки не хотели сдаваться. Уже томимые невыносимым голодом, но, ещё не
понимая, что обречены, они надеялись на помощь короля Сигизмунда.
Когда выпал снег и осаждённым
уже не хватало сил подниматься на стены, им оставалось либо умирать от голода,
либо начинать вести переговоры о сдаче. Ополченцы требовали безоговорочной
капитуляции. Поляки выговаривали себе всяческие уступки. Осада слишком
затянулась. Народ ударил в колокола, и возмущённые ополченцы и казаки единым
приступом захватили Китай-город. Часть гарнизона поляков, оставшихся в живых,
перешла в Кремль.
Поляки, убедившись в
бесполезности дальнейшей борьбы, вступили в переговоры о своей сдаче. Штурм
Кремля на этот раз оказался практически не нужным, настолько слабы от голода
были осаждённые в нем. После взятия Китай-города, был подписан договор. В нем
оговаривалось условие — сохранить пленным захватчикам жизнь, если бояре,
которые были с ними, вернут в русскую казну государевы и земские ценности.
Когда поляки и изменники,
включая будущего царя, выходили из Кремля, собравшиеся на Красной площади люди
рвались их растерзать за то, что эти предатели привели поляков в Москву. Только
благодаря князю Пожарскому, не допустившему расправы, они остались в живых.
Трудно понять, чем руководствовался
Пожарский, отказавшись от преследования бояр-предателей, но именно этим и были
созданы предпосылки для развития всех последующих событий. В этот период вся
власть была в руках триумвирата, состоящего из Пожарского, Трубецкого и Минина,
но реальным главой государства был князь Дмитрий Пожарский. Естественно, что он
и должен был формально возглавить страну. Но князь Пожарский совершил свою
основную и самую непростительную ошибку – распустил ополчение, оставив в Москве
только несколько своих отрядов. С этого момента главной военной силой в столице
стали казачьи отряды князя Трубецкого. Главной задачей в этот период стало
избрание нового руководителя государства.
Дмитрий Пожарский вместе с
князем Трубецким возглавил временное правительство. Начиная с 1628 г. в течение
почти трех лет Дмитрий Михайлович был воеводой в Новгороде. Минину, новый царь
Михаил Романов пожаловал звание думного дворянина и наградил вотчиной — селом
Богородским в Нижегородском уезде. С 1613 г. герой нижегородского ополчения жил
при царском дворе, участвовал в заседаниях боярской Думы. 20 января 1616 г. по
возвращению из Черемисских земель Минин скоропостижно скончался. Его похоронили
на одном из кладбищ Нижнего Новгорода. Затем прах перенесли в усыпальницу
Спасо-Преображенского собора. До середины XIX в. центральное место на гробнице
занимала надпись — «Избавитель Москвы — Отечества любитель». Сейчас собор
разрушен. Ныне прах находится в Михайло-Архангельском соборе кремля.
Подвиг гражданина Минина и
князя Пожарского золотыми буквами вписан в историю России. Их имена всегда
ассоциировались с истинным патриотизмом и самоотверженностью. Не случайно в
сложные для страны периоды память о героическом ополчении поднимала россиян на
новые подвиги.
Благодарные потомки по
достоинству оценили вклад Минина и Пожарского в дело освобождения Отечества и
воздвигли героям монумент на главной площади страны. Первоначально памятник
планировали установить еще в 1812 г. к 200-летию героических событий, но этому помешала
война с Наполеоном. И лишь в 1818 г. на деньги собранные в складчину, работа
скульптора И. Мартоса была установлена в самом центре Красной площади. Однако в
1930 г. памятник посчитали помехой для праздничных демонстраций и перенесли его
ближе к собору Василия Блаженного, где он стоит и поныне.
Ушли
в историю года,
Цари
менялись и народы,
Но
время смутное, невзгоды
Русь
не забудет никогда!
Победой
вписана строка,
И
славит стих былых героев,
Поверг
народ врагов-изгоев,
Обрел
свободу на века!
И
поднималась Русь с колен
В
руках с иконой перед битвой,
Благословленная
молитвой
Под
звон грядущих перемен.
Деревни,
села, города
С
поклоном русскому народу
Сегодня
празднуют свободу
И
День единства навсегда!
Наталья Майданик
Комментариев нет:
Отправить комментарий