Военно-Морской Флот Российской Федерации (ВМФ России) является преемником ВМФ СССР. День Военно-морского флота России отмечается в нашей стране в последнее воскресенье июля.
Древнерусское государство уже
в IX веке обладало подобием военного флота, что доказывается успешным морским
походом на Константинополь в 860 году. Однако флот был нерегулярным и строился,
вероятно, лишь в целях набегов. Вследствие феодальной раздробленности, а затем
монгольского нашествия, даже нерегулярные военно-морские силы у древнерусских
княжеств отсутствовали. Единственным возможным исключением была Новгородская
земля, имеющая выход к Балтийскому и Белому морям. Для противодействия
экспансии шведов новгородцы строили корабли, участвовавшие в военных операциях
(например, при освобождении новгородско-псковскими войсками крепости Орешек в
1349 году).
По мере укрепления новой,
российской государственности на базе Великого княжества Московского и получения
доступа к морям возникала необходимость и в военно-морских силах. Так, в 1570
году Иван Грозный для охраны русского судоходства на Балтийском море создал
флотилию, просуществовавшую около года. В XVI веке казаки боролись за свободный
выход в Чёрное море, используя флот для борьбы с турками (например, для взятия
крепости Очаков в 1545 году).
В XVII веке русские мореходы
активно изучали моря Северного Ледовитого океана, вышли к Тихому океану. В 1648
году казак Семён Дежнёв открыл Берингов пролив, отделяющий Азию от Америки. В
середине XVII века на Белом море была создана лоцманская служба. В 1636 году
было построено первое трехмачтовое судно по западному образцу — «Фредерик»
(затонул в этом же году). Активно велись морские операции в ходе
русско-шведской войны 1656-1658 годов, однако по условиям мирного договора,
заключённого в 1661 году, Россия уничтожила все свои корабли. Первый русский
корабль западноевропейского типа — фрегат «Орёл» был построен в 1667 году («Фредерик»
был построен в России, но принадлежал Гольштейну). В 1669 году капитаном «Орла»
был создан первый краткий военно-морской устав. Корабль был уничтожен
восставшими казаками Степана Разина в 1670 году.
Создание регулярного
российского флота было связано с именем Петра I. В 1688 году он обнаружил
ботик, подаренный его отцу — царю Алексею Михайловичу. После ремонта и оснастки
ботика Пётр испытал его сначала на Яузе и на Просяном пруде, а после в
Переславле-Залесском, на Плещеевом озере, где заложил первую верфь для
строительства судов. «Потешный» флот, созданный Петром в 1688-1693 гг., был
предтечей регулярного российского флота.
Регулярный Военно-Морской
Флот России был заложен на верфях Воронежского адмиралтейства. Поход русской
армии к турецкой крепости Азов в 1695 году окончился провалом — осада крепости
не принесла успеха. Полная блокада Азова не удалась, потому что у русских не
было флота. Крепость снабжалась бойцами, провиантом и боеприпасами с моря
турецким флотом.
30 октября 1696 года Боярская
дума приняла постановление «Морским судам быть». Этот день и принято считать
днем основания Российского военно-морского флота. В то время в России
развернулось военное кораблестроение, суда строились в Воронеже и Петербурге,
на Ладоге и в Архангельске. Были созданы Азовский и Балтийский флоты, позже —
Тихоокеанский, Черноморский, Северный флоты и Каспийская флотилия. В 1-й
половине 18 века русские моряки сделали много важных географических открытий. В
1740 году В. Беринг и А. Чириков основали Петропавловск-Камчатский, в 1741 году
открыли пролив и достигли западного побережья Северной Америки. В дальнейшем
значительные географические открытия, кругосветные путешествия совершили
замечательные русские мореплаватели Ф. Ф. Беллинсгаузен, В. М. Головнин, М. П.
Лазарев, Е. В. Путятин. Зимой 1695-1696 годов были построены первые корабли и
судна.
Во 2-й половине 18 — начале
19 века Российский военно-морской флот по количеству боевых кораблей вышел на
3-е место в мире, постоянно совершенствовалась тактика боевых действий на море.
Это позволило русским морякам одержать ряд блестящих побед. В историю
военно-морского флота России яркими страницами вошли жизнь и подвиги адмиралов
Г. А. Спиридова, Ф. Ф. Ушакова, Д. Н. Сенявина, Г. И. Бутакова, В. И. Истомина,
В. А. Корнилова, П. С. Нахимова, С. О. Макарова.
В годы Великой Отечественной
войны советский флот выдержал суровые испытания и надежно прикрывал фланги
фронтов, громя фашистов на море, в небе и на суше. Моряки-подводники, морские
летчики и воины частей морской пехоты вписали новые страницы в историю морской
славы Отечества. В 1941-1945 годах умело руководили боевыми действиями на
морских театрах войны адмиралы Н. Г. Кузнецов, И. С. Исаков, А. Г. Головко, В. Ф.
Трибуц, Ф. С. Октябрьский, Л. А. Владимирский, С. Г. Горшков, И. С. Юмашев...
В настоящее время
Правительством России возложены следующие задачи на ВМФ:
сдерживание от применения
военной силы или угрозы её применения в отношении России;
защита военными методами
суверенитета страны, распространяющегося за пределы её сухопутной территории на
внутренние морские воды и территориальное море, суверенных прав в
исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе, а также свободы
открытого моря;
создание и поддержание
условий для обеспечения безопасности морехозяйственной деятельности в Мировом
океане;
обеспечение военно-морского
присутствия России в Мировом океане, демонстрация флага и военной силы, визиты
кораблей и судов ВМФ;
обеспечение участия в
осуществляемых мировым сообществом военных, миротворческих и гуманитарных
акциях, отвечающих интересам государства.
В состав Военно-морского
флота России входят следующие силы:
Надводные силы
Подводные силы
Морская авиация
Береговая
Палубная
Стратегическая
Тактическая
Береговые войска
флота
Морская пехота
Войска береговой
обороны
В состав ВМФ входят также
корабли и суда, части специального назначения, части и подразделения тыла.
Кроме того, существует
Гидрографическая служба ВМФ, которая структурно относится к Управлению
навигации и океанографии Министерства обороны Российской Федерации.
Надводные силы используются
для:
— защиты морских коммуникаций;
— перевозки и прикрытия десантов;
— постановки минных заграждений и борьбе с
минной опасностью;
— обеспечения выхода и развертывания подводных
сил, возвращения их на базы
Подводные силы используются
для нанесения неожиданных ударов по морским и континентальным целям и
разведывательных целей. Основа подводных сил Военно-морского флота России —
атомные подводные лодки вооруженные баллистическими и крылатыми ракетами.
Морская авиация предназначена
для:
— противоборства с группировками надводных
кораблей в океане;
— нанесения бомбовых и ракетных ударов по
береговым объектам противника;
— отражения атак самолетов и
противокорабельных ракет противника;
— целеуказания ракетному оружию кораблей при
уничтожении подводных лодок.
Задачи береговые войска
флота:
— оборона побережья (военно-морских баз,
портов, пунктов базирования и береговых объектов);
— ведение боевых действий в составе морских,
воздушных и воздушно-морских десантов.
Оперативно-стратегическими
объединениями Военно-Морского Флота России являются:
Балтийский флот ВМФ России,
штаб Калининград, входит в состав Западного военного округа
Северный флот ВМФ России,
штаб Североморск, входит в состав Западного военного округа
Черноморский флот ВМФ России,
штаб Севастополь, входит в состав Южного военного округа
Каспийская флотилия ВМФ
России, штаб Астрахань, входит в состав Южного военного округа
Тихоокеанский флот ВМФ России,
штаб Владивосток, входит в состав Восточного военного округа
Военно-Морской Флот России
включает в себя следующие объединения: 4 флота — Балтийский флот, Черноморский
флот, Северный флот и Тихоокеанский флот, а также Каспийскую флотилию.
Более 40 надводных военных
кораблей (дальней и ближней морских зон) и катеров в настоящее время строятся
на верфях РФ. В госпрограмме вооружений на 2011-2020 годы для переоснащения ВМФ
заложено около 4,7 триллиона рублей. В 2011 году на строительство атомных
подводных лодок, фрегатов, судоремонт и техническое обслуживание кораблей в
федеральном бюджете было выделено 85 миллиардов рублей, в текущем — свыше 93
миллиардов рублей.
После распада СССР в 1991
году Черноморский флот стал объектом спора между Россией и Украиной. Встал
вопрос о его разделе. 3 августа 1992 года в Мухалатке (близ Ялты) президенты
двух стран Борис Ельцин и Леонид Кравчук подписали Соглашение о поэтапном
урегулировании проблемы Черноморского флота, в соответствии с которым ВМС
Украины и Черноморский флот РФ базируются раздельно. 9 июня 1995 года в Сочи
президентами РФ и Украины Борисом Ельциным и Леонидом Кучмой подписано
Соглашение о раздельном базировании российского Черноморского флота и
Военно-морских сил Украины. За Севастополем был закреплен статус главной базы
российского Черноморского флота. Имущественные вопросы подлежали урегулированию
с учетом ранее достигнутой договоренности о разделе имущества пополам. Корабли
и суда делились в пропорции 81,7% - России, 18,3% - Украине.
28 мая 1997 года в Киеве были
подписаны три соглашения между Украиной и Россией: о параметрах раздела
Черноморского флота, о статусе и условиях пребывания Черноморского флота
Российской Федерации на территории Украины, о взаиморасчетах, связанных с
разделом Черноморского флота и пребыванием Черноморского флота Российской
Федерации на территории Украины. В 1999 году соглашения были ратифицированы
Верховной радой Украины (24 марта) и Государственной думой РФ (18 июня).
Документы вступили в силу 12 июля 1999 года. На кораблях российского
Черноморского флота был поднят исторический Андреевский флаг.
Согласно документам срок
использования российским флотом земли, акваторий, бухт и объектов
инфраструктуры в Крыму составлял 20 лет с момента подписания.
Украина согласилась на
размещение в Севастополе российских флотских объектов: 31 испытательного
центра, Гвардейского аэродрома, а также пунктов ВЧ связи в Ялте и Судаке и
крымского военного санатория. На правах 20-летней аренды России перешли главная
бухта - Севастопольская с причалами для стоянки более чем 30 боевых кораблей,
бухта Карантинная с бригадой ракетных катеров Черноморского флота и водолазным
полигоном, Казачья бухта, где размещается бригада морской пехоты, Южная бухта.
В Стрелецкой бухте совместно базировались корабли российского и украинского
флотов при контроле Черноморским флотом береговой инфраструктуры бухты. Россия
получила также основной арсенал боеприпасов, ракетную базу Черноморского флота,
десантный полигон, 31-й испытательный центр в Феодосии, два аэродрома:
Гвардейское под Симферополем и Севастополь (Кача).
В украинских территориальных
водах численность российских кораблей и судов не должна была превышать 388
единиц. На арендуемых аэродромах в Гвардейском и Севастополе (Каче) могло быть
размещено 161 летательных аппаратов. Согласно договоренностям, Россия могла
иметь в Крыму не более 25 тыс. человек личного состава, 24 артиллерийских
систем калибра более 100 мм, 132 бронемашин, 22 самолетов.
21 апреля 2010 года
президенты РФ и Украины Дмитрий Медведев и Виктор Янукович в Харькове подписали
Соглашение по вопросам пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины
(ратифицировано Госдумой РФ и Верховной радой Украины 27 апреля 2010 года).
Срок пребывания российской базы в Черном море был продлен на 25 лет (до 2042
года) с правом продления на следующий пятилетний период в случае, если ни одна из
сторон не заявит о необходимости прекращения этого соглашения.
Стоимость арендной платы за
пребывание Черноморского флота РФ на территории Украины до 28 мая 2017 года
составляла $97,75 млн в год. Данная сумма списывалась в счет погашения
государственного долга Украины перед Россией. Начиная с 28 мая 2017 года плата
за аренду должна была составить $100 млн в год плюс дополнительные средства
скидки за российский газ в размере $100 при цене более $330 за тысячу
кубометров, или 30% от контрактной цены.
После вхождения Крыма и
Севастополя в состав России президент РФ Владимир Путин 2 апреля 2014 года
подписал закон о прекращении действия четырех российско-украинских соглашений
по Черноморскому флоту от 1997 года и 2010 года.
Современный Российский
военно-морской флот имеет надежную боевую технику: это мощные ракетные
крейсеры, атомные подводные лодки, противолодочные корабли, десантные суда и
самолеты морской авиации. Эта техника эффективно работает в умелых руках наших
военно-морских специалистов. Российские моряки продолжают и развивают славные
традиции военно-морского флота России, имеющего уже более чем 300-летнюю
историю. источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий