Сергий Радонежский почитается Русской Православной Церковью в лике святых как Преподобный, заступник земли русской, наставник монашествующих, покровитель русского воинства и особенный покровитель детей, желающих успехов в школьном учении.
Сергий Радонежский родился в
1314 г. (предположительно в мае, точная дата рождения не известна) в семье бояр Ростовских Марии и Кирилла и был наречен именем
Варфоломей. Дом его находился в 4-х верстах от Ростова Великого. Легенда
гласит, что юноша тянулся к знаниям, но учеба в церковно-приходской школе ему
никак не давалась. И однажды, разыскивая потерявшихся лошадей, он увидел в поле
старца, молившегося под одиноким дубом. Отрок подошел к нему для благословения
и рассказал о своей печали. Старец благословил его и сказал: «Отныне Бог даст
тебе уразуметь грамоту». И действительно после этого краткого общения с
богомольным стариком юноша легко овладел искусством чтения и погрузился в
изучение божественных книг.
"Видение отроку Варфоломею" Нестеров М. В. |
Этот эпизод из биографии
Сергия Радонежского хорошо известен по картине художника М. В. Нестерова
«Видение отроку Варфоломею», которая хранится в Третьяковской галерее. Сергий
очень попросил старца посетить его родителей. Родители встретили старца
гостеприимно. И поведал он им, что их сын - избранник Божий и что он пришел на
землю с определенной миссией - давать людям Знание и учить их выполнять Божьи
заповеди. «Велик, будет Ваш сын перед Богом и людьми».
Примерно в 1328 году, после одного
из набегов татар – семья Варфоломея была разорена, и родители переехали в
Радонеж. И остаток дней доживали в монастыре. Название города Радонеж после
пострига отрока в монахи прочно закрепилось в его имени – Сергий из Радонежа,
Сергий Радонежский.
После смерти родителей, все,
что родители оставили ему, раздал, даже на пропитание ничего не оставил.
Благодаря сильной воле и сильной любви к Богу и строгой дисциплине он решил
принять пострижение в монахи. Ему было 23 года и Варфоломею было дано имя
Сергия. Это был человек необыкновенной доброты, отзывчивости к людскому горю, в
нем горела вера, ясная радостная бодрость, помогающие ему в трудные минуты и
привлекающие всех. Никому не было отказа в его любвеобильном сердце.
"Труды Преподобного Сергия" Нестеров М. В. |
Монашеская жизнь Преподобного
Сергия началась в 1337 году, когда вместе с братом Стефаном, иноком хотьковского
Покровского монастыря, они поселились в лесу на холме Маковец и построили
небольшой деревянный храм во имя Святой Троицы. Это событие считается датой
основания Троице-Сергиева монастыря, обители, в которую к Сергию Радонежскому
стекались сотни людей, искавшие уединения и упокоения в молитве. И пошли дни и
месяцы одиночества. Но они прошли недаром. Он полностью посвятил себя духовному
миру. Читал священные книги, занимался богомыслием, произнося молитвы и работая
над собой, чтобы победить в себе страсти, он наложил на себя строгий пост; по
средам и пятницам - вообще отказывался от пищи, а в другие дни питался только
хлебом и водой. Благодаря этому установилось внутреннее равновесие в нем, и
огонь сердца нашел постоянную меру горения, не будучи еще в монастыре он вел
монашескую жизнь.
Сергий Радонежский воспитал
множество учеников, которые основали десятки монастырей в разных уголках Руси,
строили храмы, собирая вокруг себя сторонников православия, единой веры и
страны. За свою биографию Сергий Радонежский основал несколько монастырей,
обителей кроме Троице-Сергиевого: Борисоглебский, Благовещенский,
Старо-Голутвинский, Георгиевский, Андронникова и Симонова, Высотский.
Даже патриарх восхвалял жизнь
монастыря, названного Троице-Сергиевым. Вскоре Преподобный Сергий Радонежский
стал высокоуважаемым в кругах всех князей: он благословлял их перед битвами,
примерял между собой.
Сергий Радонежский был назван
Святым в 1452 году. В произведении «Житие Сергия» Епифания Премудрого
утверждается, что за всю биографию Сергия Радонежского было совершено множество
чудес, исцелений. Однажды он даже воскресил человека. Перед иконой Сергия
Радонежского люди просят о выздоровлении, а 25 сентября, в день смерти, многие
верующие отмечают его память. Много различных чудес происходило благодаря
молитвам подвижника. Слепые - прозревали, хромые - шли, прокаженные -
очищались, глухие - слышали, словом все с верой приходящие к Святому, какими бы
ни страдали недугами, получали телесное здоровье и нравственное очищение.
Господь даровал своему угоднику чудодейственную силу. Очень многие видели
необычайный пламень, исходящий из руки Преподобного и окружающий Сергия
Радонежского огонь. При литургии ученики все видели видение.
Исцеления
Святой источник
Из жития святого Сергия
Радонежского известен случай, подтверждающий силу веры, любви и молитвы,
обращенных от него к Богу. Однажды в монастыре, где пребывал Сергий, кончилась
вода. Именно тогда Сергий начал молиться Богу, нашел место, окрестил его
крестом и стал читать молитву и горячо просить Бога, чтобы появилась вода.
Тогда произошло настоящее чудо — на этом месте пробился родник, который теперь
называется Сергиевым. И родник этот источал чудеса — тот, кто с верой пил воду
из этого родника, тот исцелялся.
Свет Божий
Был такой чудесный случай из
жития Святого Сергия Радонежского. Однажды поздно ночью он читал о житии
Богородицы, но внезапный порыв ветра затушил лампадку, которая была
единственным источником света, позволяющим продолжать чтение. Тогда Сергий
настолько воспылал духом своим, что книга, которую он читал, просияла небесным
светом. Тогда Сергий смог прочитать о житии Богородицы без лампадного света.
Предсказание о великой победе Руси
"Преподобный Сергий благословляет Д. Донского" Кившенко А. Д. |
Как и многие Святые, Сергий
Радонежский был одарен от Бога даром провидения. Ведь именно он с помощью
своего дара благословил князя Дмитрия Донского на битву с татарским ханом Мамаем на
Куликовым поле. Тогда Сергий предсказал великую победу русскому войску. Так и
случилось — русское войско победило, а эта победа положила начало возмужанию
Московской Руси, а вдохновителем ее стал великий святой Сергий Радонежский. По
церковному преданию, изложенному в «Сказании о Мамаевом побоище» и «Житии
Сергия Радонежского», преподобный Сергий благословил князя Дмитрия Донского
перед его сражением с Мамаем на Куликовом поле, дал двух иноков Пересвета и
Ослябю, чтобы они, на время оставив иноческие обеты, взялись за меч, чтобы
защитить свое Отечество и веру. Во время сражения преподобный Сергий собрал
монастырскую братию и молился о победе и об упокоении павших воинов, называя их
по именам, и, наконец, поведал братии, что враг разбит.
Сергия Радонежского часто
называют игуменом земли Русской. Именно с преподобного Сергия началось духовное
возрождение, объединение Руси после вражды и междоусобиц. В тяжелые годы
золотоордынского ига он стал духовным лидером страны. Свое моральное влияние он
использовал для убеждения сомневающихся и противящихся в том, что для свержения
ордынского ига требуется сильная власть, способная объединить все силы и
привести их к победе. Являясь наиболее популярным церковным деятелем
Северо-Восточной Руси и руководствуясь волей митрополита Алексия, Сергий
неоднократно выполнял его политические поручения, мирил князей.
Сергий Радонежский прожил
долгую и праведную жизнь, его биография полна ярких событий и тесно связана с
историей Руси и Русской Православной Церкви.
Он говорил своим ученикам: «Кто
хочет быть меж нами первым, да будет всем слугой». Он обладал даром внушать к
себе уважение. Великая справедливость покоряла сердца, Его любимым словом, было
слово «Дерзайте», а любимой заповедью: «Глазами сердца смотри». О нем пишут,
что он был, как раб купленный, ни минуты не сидел без дела. Он был и пекарем, и
поваром, и плотником, и выполнял самую тяжелую работу. Своим воздержанием,
смирением и благочестивой жизнью Сергий подавал пример для других. Они
пребывали в посте, молитве и постоянных трудах, то шили одежду, то переписывали
книги, то возделывали огороды. Равенство было и взаимозаменяемость друг с
другом. Очень поощрял Сергий творчество. Ежедневно совершал Пресвятой Сергий
Божественную литургию. Всегда сам приготовлял просфоры. Собственноручно молол
для них пшеницу и любя, с молитвой выпекал этот маленький хлеб, и к этому делу
никого не подпускал.
Было у него 12 учеников. Но
пришел к нему из Смоленска архимандрит по имени Семеон. Отказавшись от своего
положения, с чувством глубокого смирения, он попросил принять его как простого
монаха, и Сергий принял его. Симеон принес ему своё наследство и благодаря
этому, монастырь стали расширять. 12 учеников трудились в поте лица, они
расчищали лес под монастырские кельи. Сергий умел в себе соединить черты
кротости и строгости. Введена была строгая дисциплина, каждый должен был
контролировать свои мысли, чувства, поступки, при этом вырабатывая внутренне
равновесие. В каждом ученике он находил прекрасные зерна, развивал их
незаметно, помогая очищать его душу и тело, и всегда каждый ученик находил своё
место в общем деле служения людям. Не разрешалось вечером приходить друг к
другу. Каждый должен был заниматься своим любимым делом, богомыслием и
развивать какое-нибудь творчество. Запрещалось ни при каких обстоятельствах не
ходить по селам и просить подаяние. Сергий создал практическую школу
нравственности. Он привел в движение и оживил дух народа. Он был всегда
примером для всех.
Вспоминают случай, когда он 3
дня ничего не ел. Тогда он пошел к ученику и сказал «Я слышал, что тебе нужно
построить сени, а у меня руки праздны. Давай-ка я тебе построю?» - «Но ты ведь дорого
возьмешь?» - «Дорого не возьму, разве угостишь хлебом, я знаю, что у тебя есть
хлеб». Ученик вынес решето с гнилым хлебом, который сам не ел. Но Сергий сказал,
когда работу сделаю, тогда и возьму. Построив сени, он с достоинством взял это
решето с хлебом, несмотря на то, что его обидели и оскорбили, но он ни единым
словом не попрекнул ученика. Это был человек, который жил только для других. Не
жалеть себя, отказывать себе - это было частью его природы. Когда ему было чуть
более 30 лет, он получил чин игумена, но он долго отказывался от этого чина. Он
не любил властвовать.
Он нес полную чашу
ответственности за народ. Его слово было, слово сердца. Сергий один из первых,
кто положил почин благотворительности. Сергий веровал, что рука дающего да не
оскудеет. Сергий очень дружил с Московским Митрополитом, и когда Митрополит
Алексей чувствовал свою кончину, он позвал Сергия и попросил принять от него
этот пост, но Сергий отказался. Но на этот пост положил глаз архимандрит Михаил
Митяй. Он плел всякие интриги на монастырь, и Сергий сказал своим ученикам: «Возносящийся
над сею обителью и над нашей худостью Михаил не получит желаемого и даже не
увидит Царьград, ибо он побежден гордостью». Пророчество исполнилось, когда тот
плыл на корабле в Царьград для посвящения, он заболел и скончался.
Сергий очень был требователен
к людям, которые нарушали закон. Он говорил: «Как же мы не страшимся отбирать
чужое, обижать ближнего и творить всякое зло. Разве мы не видим, что творящие
неправду становятся неимущими, дома их пустеют, и память о них исчезает
навсегда. И в будущем души их ждет мучение. Никогда не притесняйте сирот».
Бог и Родина - вот что
двигало жизнью Сергия. В конце жизни Сергия посетило благодатное видение. Это
было в 1387 г. в одну из пятниц Рождественского поста. Описывают так: «В эту
незабвенную ночь для Троицкой обители, когда вся братия спала мирным сном,
Святой же Сергий горячо молился перед иконой Божьей Матери. Сергия ослепил
свет, ярче солнечного и он увидел Царицу Небесную и апостолов Петра и Иоанна,
блиставшими светом несказочным. Преподобный, не будучи в силах вынести
объявшего его трепета, пал на землю. Пречистая прикоснулась к нему рукой и
сказала: «Не ужасайся, избранник мой, услышана твоя молитва. Не скорби более об
учениках твоих и об обители своей, не скорби более, ибо отныне она всем будет
изобиловать и при жизни твоей и по смерти твоей, неотступна, буду я от обители
твоей», - сказав это, Пречистая стала невидима».
Преподобный получил
откровение о своей кончине. Он передал дела своему ученику Никону и сказал: «Отхожу
к Богу, меня призывающему, вас же передаю Господу и его Матери. Она, да будет вам
прибежищем и стеною крепкою от сетей вражеских». После чего мирно отошел. В
момент представления, Лик Преподобного озарился Светом, и необыкновенное
благоухание наполнило келью. Это было 25 сентября 1392 года на 78 году жизни.
Через тридцать лет 5 (18)
июля 1422 года, были обретены нетленными его мощи. И к одеждам его не
прикоснулось тление: от них исходило благоухание и многие болящие исцелились,
прикоснувшись к Святым мощам. День кончины Святого и день обретения его мощей –
особо почитаются РПЦ как дни памяти Сергия Радонежского.
Источник1, источник2
Комментариев нет:
Отправить комментарий