Святая Троица – один из самых
главных христианских праздников. Он знаменует собой не только чудо явления
Святого духа, но и появление христианской церкви, как таковой. Полы храмов
устилают свежескошенной травой, стены украшают березовыми ветками,
священнослужители облачаются в зеленые ризы. Это – символы обновления, символы
начала. Ведь в этот день родилась наша Церковь.
В один из жарких дней, уже
после Вознесения Христа, апостолы собрались в одной из горниц Иерусалима. Тот
день стал знаковым не только для них, но и для всей последующей христианской
культуры и традиции. В этот день апостолы прошли инициацию Святым Духом «Внезапно сделался шум с неба, как бы от
несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились
им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И
исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал
им провещевать» (Деяния святых апостолов 2:2-4).
Таким образом, в этот день в
Сионской горнице триединый Бог предстал в третьей своей ипостаси – Святого
Духа, отсюда и название – Праздник Святой Троицы. Почему второе название
праздника – пятидесятница? Всё дело в том, что именно на 50 день после Пасхи
апостолы собрались в том самом доме на горе Сион, где проходила тайная вечеря.
Собрались они там неслучайно. Была Пятидесятница, только ещё не христианская, а
ветхозаветная. Этот день был 50 днём выхода евреев из Египта, когда Моисей получил
скрижали с заповедями. То, что обряд инициации апостолов Христа произошёл
именно в этот день – глубоко символично. Именно так сформировалось триединство
Отец-Сын-Дух, ставшее для любого христианина той самой Святой Троицей. До
революции Духов день, следующий за Троицей, приходившейся на воскресение, был
нерабочим днём. Патриархальное крестьянство считало, что в Духов день земля
освящается, и поэтому особенно перекапывать её не нужно, на земле работать
лучше уже завтра, на 3-й день Троицы. Вместо этого шли в храм, так как там
могли испытать явление благодати Святого духа.
На Руси отмечать Святую
Пятидесятницу стали не в первые годы после крещения Руси, а спустя почти 300
лет, в XIV веке, при
преподобном Сергии Радонежском. В России Троица – особенно почитаема; она
приходится на пятидесятый день после Пасхи, как раз на то время, когда природа
входит в свой летний цикл и всё радуется обновлению и новой жизни.
Троица — невероятно красивый
праздник. В этот день церкви по-особому украшаются. Прихожане приходят в храм с
цветами. Интересно, что букеты цветов также несут в себе символику Троицы:
белый цвет как символ Святого Духа, красный – символ крови Христа, голубой как
символ Отца небесного. Зелёный цвет, который является доминантным на Троицу,
символизирует собой жизнь и процветание. В России праздник Святой Троицы слился
со славянским народным праздником семик, вобрав в себя много языческих обрядов,
связанных, главным образом, с почитанием духов трав, деревьев и цветов. Поэтому
на Троицу принято было украшать дома зеленью, водить хороводы вокруг березки.
В четверг перед Троицей пекли пироги, лепешки,
курники, яичницы, лапшинники, варили похлебку из домашней птицы. Потом с этими
кушаньями ходили в лес, расстилали скатерти под деревьями, ели и пили пиво.
Выбирая ветвистую березу, молодежь разделялась на пары и завивала венки, не
отламывая веток от дерева. В Троицын день опять шли в лес — развивать венки.
Каждая пара, находя свой венок, судила о своем будущем счастье, которое
зависело от того, увял венок или нет, поблек или еще зелен.
Троица – праздник, который
справляли всем миром. До революции Троица была днём «хождения царя в народ». Шел
государь в наряде царском: на нем было «царское платно» (порфира), царский
«становой кафтан», корона, бармы, наперсный хрест и перевязь; в руке — царский
жезл; на ногах — башмаки, низанные жемчугом и каменьями. Венценосного
богомольца поддерживали под руки двое стольников. Их окружала блестящая свита
из бояр, разодетых в золотые ферязи. Процессия входила в Успенский собор.
Впереди шествия стольники несли на ковре пук цветов («веник») и «лист»
(древесный, без стебельков). Царский выход возвещался гулким звоном с Ивана
Великого; звон прекращался, когда государь вступал на свое царское место.
Начиналась праздничная служба. Царский выход возвещался гулким звоном с Ивана
Великого; звон прекращался, когда государь вступал на свое царское место.
Начиналась праздничная служба. По окончании ее, служители храма подносили царю
на ковре древесный лист, присланный патриархом.
Смешав его с «государевым
листом» и разными травами и цветами, устилали зеленью царское место и окропляли
его розовою водой. Взятым от государя листом они шли устилать места патриаршее
и прочих властей духовных. Остаток раздавался боярам и другим богомольцам, по
всему храму. Государь преклонял колена и — как говорилось в то время — «лежал
на листу», благоговейно внимая словам молитвы. Когда кончалась Божественная
служба, он выходил из собора прежним торжественным выходом, «являлся народу»,
приветствовавшему его радостными кликами, и возвращался в свои палаты царские,
вместе с венком из храма. Колокольный звон не смолкал во все время его
следования от собора до дворца.
Женская часть двора на
троицкой неделе приобщалась к народным традициям. Царевны с боярышнями
увеселялись во дворце играми-хороводами. Для игр были отведены особые обширные
сени. Здесь находились и приставленные к царевнам «дурки-шутихи», бахари,
домрачеи и загусельники со скоморохами, все — кто должен был доставлять
«потеху» и «затеи веселыя». Царевен увеселяли сенные девушки, «игрицы»,
которыми — вероятно — «игрались» те же самые песни, что раздавались в это время
под березками над водою по всей Руси.
По народной традиции на
Святую Троицу нельзя заниматься никаким физическим трудом, за исключением
некоторой работы по обслуживанию домашнего хозяйства. Можно кормить и поить
домашних животных, скот и птицу. Однако чистить, расчесывать и убирать, то есть
делать «грязную» работу нельзя. Также нельзя шить, стирать, резать, стричься,
убирать дом, копать землю, сажать растения. Ни в коем случае нельзя косить
траву, рубить деревья.
Сегодня на Троицу украшают
цветами и зеленью храмы, дома, колодцы, собирают букеты, плетут венки, готовят
угощения и пекут хлеба. В этот день в православных храмах совершается одна из
наиболее торжественных и красивых служб в году. После литургии служится великая
вечерня, на которой поются стихиры, прославляющие сошествие Святого Духа, а
священник читает три специальных пространных молитвы о Церкви, о спасении всех
молящихся и о упокоении душ всех усопших (в том числе и «во аде держимых»). Троица
— праздник особенный. Это время, когда нам даётся шанс. Для христиан — шанс
благодати Святого духа. источник
С. А. Есенин
Троицыно утро, утренний канон,
В роще по березкам белый перезвон.
Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра - хмельная весна.
На резных окошках - ленты и кусты.
Я пойду к обедне плакать на цветы.
Пойте в чаще, птахи, я вам подпою,
Похороним вместе молодость мою.
Троицыно утро, утренний канон,
В роще по березкам - белый перезвон.
Комментариев нет:
Отправить комментарий