пятница, 19 января 2018 г.

Декупаж: история, техника, основные виды


Декупаж от французского «decouper» (вырезать) – это уникальное направление декорирования, которое позволяет украсить поверхность любого типа – мебель, посуду, ткань, предметы быта из различных материалов с помощью аппликации, но не обычной, а в завершенном виде имитирующей художественную роспись (покрытая лаком аппликация). По сути декупаж – это техника точного, тонкого вырезания изображений и нанесения их на декорируемую поверхность с помощью средств, которые позволяют создать иллюзию отсутствия «швов» и абсолютно ровную поверхность, которая выглядит как инкрустация или роспись.

Родина декупажа точно не известна, на этот счет есть разные мнения. Например, эту технику использовали в Древнем Египте, когда папирусы с текстами и рисунками наклеивались на стены и сверху затирались прозрачной смолой во избежание порчи и стирания бумаги. Есть мнение, что декупаж зародился в Восточной Сибири, когда кочевники стали использовать этот способ на могилах при погребении усопших. В XII веке в Китае появилась традиция украшать предметы вырезанными из бумаги картинками, каллиграфическими надписями, кусочками цветной бумаги, ткани, кожи, тесьмы. И все это покрывать слоем прочного лака.
Впервые декупаж как вид искусства упоминается в письменных источниках, датированных XV веком. В Германии того времени для украшения мебели, создания иллюзии эксклюзивной росписи и дорогого «заморского» антиквариата использовали вырезанные картинки.
Наибольшего расцвета техника аппликаций достигла в XVII веке в Европе. В то время в моду вошла восточная роскошь, а вместе с ней и мебель, инкрустированная узорами в китайском или японском стиле. Стоили подобные предметы очень дорого, позволить себе покупку такой мебели мог далеко не каждый. Вот тогда местные умельцы нашли способ «удешевить» мебель. Они вырезали фрагменты восточных узоров или картин известных художников и наклеивали на поверхность мебели. А чтобы не было заметно разницы между оригиналом и подделкой, покрывали мебель большим количеством слоев лака, число которых доходило до 40. Зародившись в Венеции, искусство, в то время известное как «Арте повера» («искусство бедняков») захватило всю Италию. И если современники расценивали произведения, оформленные в технике декупаж как доступную подделку, сегодня редкие образцы старинного арте повера считаются едва ли не самым дорогим антиквариатом.
Во Франции Мария Антуанетта и ее окружение ввели моду на декупаж при дворе ее супруга Людовика XVI, правда, эта декоративная техника присутствовала не столько в отделке предметов быта, сколько в интерьере и украшениях. В частности, в технике декупаж создавали свои легендарные работы, которые были уничтожены во время Великой революции, знаменитые придворные мастера Ватто и Фрагонар.
В Англии, которая положила начало развитию декупажа как повсеместного хобби, он распространился лишь в Викторианскую эпоху. К середине 19 века увлечение декорированием при помощи вырезок стало настолько массовым, что началось производство специальных листов с коллекциями для вырезания (прародители современных декупажных карт), а техника декупажа была знакома едва ли не в каждом доме. В лондонских салонах появилось понятие print rooms, что и означало декорирование стен аппликациями с изображениями архитектурных элементов, городских видов, луговых трав и многими другими. И именно лондонский принт-рум дал начало этой разновидности декоративно-прикладного творчества. Именно из викторианского декупажа установилась и держится и до сегодняшнего дня тенденция к выбору сентиментальных мотивов с их пасторалями, цветами, фигурками, ангелочками и романтическими сюжетами.
Поклонником декупажа был лорд Байрон: он собственноручно украсил свою ширму портретами театральных актеров с одной стороны, а с другой – известных боксеров того времени. Но даже его работы не могли сравниться с истинными произведениями искусства выходившими из-под ножниц Мэри Деланей.
Мэри Деланей, наперсница короля Георга III, королевы Шарлоты и приятельница писателя Джонатана Свифта, увлеклась декупажем в 71 год. Ее темой были цветы: она тщательно прорисовывала их детали на тонкой рисовой бумаге, затем раскрашивала их, вырезала и наклеивала на черную основу – получались удивительно реалистичные и очень детальные изображения различных видов растений. Десять альбомов с ее работами хранятся в Британском музее.
Началось это случайно. Мэри повредила ногу и должна была проводить время в покое. Занимаясь рукоделием, случайно заметила, что листок китайской папиросной пунцовой бумаги совершенно совпадает по цвету с геранью перед окном. Мэри немедленно вырезала из нее лепесток – он выглядел, как настоящий. Затем в дело пошли листки другого цвета – на листья, стебель, тычинки. Так она изобрела свою «цветочную мозаику» – совершенно реалистично выглядящие изображения растений и цветов.

Непонятно, засушенные ли настоящие или тщательно вырисованные ботанические иллюстрации – на самом деле полностью состояли из кусочков цветной бумаги, наклеенных на черный картон. Нужные оттенки она раскрашивала сама акварелью и гуашью, а затем вырезала из них тончайшие детали: лепестки, прожилки, тычинки, тени на листьях. Десять лет она с упоением работала над своими «мозаиками», пока изменившее ей зрение не положило конец тонкой работе.
Перейдя в раздел популярных хобби, доступных любым категориям населения, декупаж из Англии перекочевал в Америку и в период между мировыми войнами наиболее активно развивался именно за океаном, в конце концов, сформировавшись в отдельную отрасль с производством специализированных инструментов, материалов и товаров. Именно в Америке декупаж стал неотъемлемой частью дизайнерских приемов в оформлении интерьеров. После Второй мировой войны декупаж пережил относительное забвение.

Сам же термин «декупаж» появился лишь в XX веке. Возвращение моды на эксклюзивные предметы с духом старины в преддверии нового тысячелетия дало и древнему искусству декорирования новый виток развития. Помимо нового названия XX век также дал новый виток развитию техники. В это время происходит деление в принципах исполнения работы. Мастера разделились на два лагеря: тех, кто наклеивал сначала черно-белые рисунки, а затем их раскрашивал, и тех, кто предпочитал работать сразу с красочными аппликациями.
 





Современная мода на декупаж привела к активному развитию техник работы с самыми разными типами предметов, материалами и поверхностями. Кроме классического декупажа на мебели, сегодня его применяют для создания оригинальных подносов и посуды, елочных украшений, шкатулок, упаковок, свечей, шляпок, сумочек, при декоре одежды и аксессуаров… для создания эксклюзивных предметов искусства и декора интерьеров. Сегодня для декора предметов используются помимо бумажных салфеток декупажные карты, рисовая бумага, рисовые салфетки, а также лаковые распечатки, которые позволяют украсить поверхность абсолютно любой картинкой. Современный рынок предоставляет огромную палитру акриловых красок. Выпускаются текстурные пасты с различными наполнителями, к примеру – песком, для создания рельефных узоров или имитации лепнины.
В начале XX века Анри Матисс использовал технику декупаж в картинах «Синее тело» и «Парижский танец». В старости он стал слишком слаб, чтобы наносить на холст масло, и, чтобы сберечь силы, Матисс начал использовать для своих работ цветную бумагу, из которой он вырезал фигуры и наклеивал их на холст. Сам художник говорил про свое искусство: «Рисовать ножницами – это врезаться прямо в цвет». Биографы Пабло Пикассо также отмечали его увлеченность этим видом искусства.
Основные виды декупажа
Существует пять основных видов: обратный, прямой, объемный, художественный и декопатч.
Прямой декупаж (классический) – здесь изображение приклеивается непосредственно на поверхность (стекло, дерево, кожу, пластик, металл, ткань, керамику…).
Обратный декупаж – здесь рисунок приклеивается к стеклянной поверхности с обратной стороны, изображением вовнутрь. Эта техника хороша для тарелок, т. к. внешняя сторона остается чистой и пригодной для использования. Эта техника прекрасно совмещается с художественным декупажем.
Объемный декупаж – суть заключается в использование объемных материалов для декорирования любой поверхности – драпировки из ткани, использования современных текстурных паст, бусин, камней, ракушек, скорлупы яиц, в общем, всего того, что только позволяет фантазия. Чаще всего такой декупаж встречается в картинах, а также в декоре часов.
Художественный декупаж – принцип заключается в стирании границ между наклеенным изображением и фоном за счет использования различных художественных техник, что в итоге приводит к созданию целостного изображения, похожего на единую ручную роспись.
Декопатч – этот вид декупажа основан на технике печворк, когда маленькими кусочками бумаги оклеивается вся поверхность. Для декопатча используют специальную бумагу, имитирующую различные поверхности (ткань, мех, структуру дерева), но можно, конечно, использовать и обычную (салфетки, декупажные карты).
Стили декупажа
Стилистически декупаж можно разделить на: прованс, этнический, викторианский, шебби шик, симпл-сити и printroom. Но это лишь малая общеизвестная часть, ведь буквально каждый день рождаются новые направления в данном виде искусства.
Прованс возник во Франции в одноименной провинции и олицетворяет всю романтику, нежность и простоту деревни. На светлые поверхности наносятся изображения цветов, лавандовых полей, сцены из сельской жизни. Лавандовые букеты и венки, пейзажи, цветочные коллажи часто украшают предметы декора, особенно шкатулки, лейки и цветочные горшки. Активно применяется состаривание поверхности.
Этнический стиль характерен яркими деталями, относящимися к конкретной культуре, стране: это могут быть различные ткани, кожа животных, использование традиционных орнаментов. Он появился с развитием туризма для украшения различных поделок с этническими мотивами.
Викторианский – в этом стиле декупажа гармонично сочетаются классика и роскошь дворцовой жизни. Стиль возник в Англии во времена правления королевы Виктории.
Шебби шик (потертый шик) – имитация старины с помощью белой или светлой пастельной основы и нежных лаконичных мотивов с цветами, с обилием милых акцентов и использованием размытых рисунков. Этот стиль помогает создать неповторимый уют в доме. Особая эстетика благородства, знававшего лучшие времена, оформилась в виде стиля в конце прошлого века. Родоначальницей стиля шебби шик стала британский дизайнер Рэйчелл Эшвелл, собиравшая на «блошиных рынках» детали своего первого уникального интерьера.
Симпл-сити – простой городской стиль. Применяются в декорировании обрезки старых газет, журналов, рваные края рисунков. Достаточно популярный стиль. Грубо говоря – декор из подручных материалов, которые всегда можно найти в доме.
Printroom – для этого стиля используются фотокопии рисунков XIX столетия в черно-белых тонах на бледном пастельном фоне. Работы в этой технике смотрятся очень эффектно.
Винтаж – это стилизованное направление в моде, целью которого является возрождение модных течений прошлых поколений. Таким образом, винтажными называют раритетные предметы, чаще всего одежду или предметы быта, которые являются писком моды прошлых поколений. Они должны быть солидного возраста и представлять собой предметы искусства, отображать атмосферу эпохи, нести в себе индивидуальность и замысел авторского дизайна.
Винтаж в декупаже подразумевает искусственное создание изделий с учетом особенностей определенного стиля моды. Особенностями винтажного стиля являются эксклюзивность исполнения, четкая принадлежность к определенному модному течению, элегантность и изящество линий, красивых узоров, необычных форм, темы растительных орнаментов, цветов, животных, насекомых. Винтажу свойственны спокойные и сдержанные оттенки, глухие и неяркие цвета. В основном цветовая гамма сосредоточена вокруг одного цвета или нескольких близких оттенках. Спокойные краски винтажа подчеркиваются состариванием. Используются исключительно натуральные материалы: дерево, кожа, текстиль, кружева из натуральных тканей, различные воски, краски и лаки на натуральной основе. В изделиях могут присутствовать состаренный металл, текстильные бантики и другие аксессуары.
 



В качестве иллюстраций использованы фотографии (кроме "цветочной мозаики" М. Деланей) работ севастопольского мастера Л. Н. Коваленко.
источник1,  2,  3

Комментариев нет:

Отправить комментарий