В библиотеке-филиале №12 ГБУК г. Севастополя «ЦБС для взрослых» открылась интерактивная выставка ремесел, организованная библиотекой совместно с Автономной некоммерческой организацией по сохранению и возрождению ремесел «Живая Русь» (Директор Татьяна Владимировна Бахирева). Выставка приурочена ко Дню России и Дню города-героя Севастополя.
Народное искусство
– это прошлое в настоящем – выражение нашей национальной исторической памяти. Подобные
выставки прививают любовь и уважение к традициям и жизненному укладу нашего
народа.
Надо видеть
восторг в глазах наших больших и маленьких посетителей выставки "Живая Русь" при виде экспонатов
выставки…
Народная кукла
Что можно увидеть на выставке? Кружевоплетение, вышивку, ткачество,
народную игрушку, народную куклу, Городецкую роспись, плетение из трав и другие
виды работ.
Директор АНО
«Живая Русь» Татьяна Владимировна Бахирева начала экскурсию по выставке ремесел
с работы Натальи
Кручевской «Русская изба». Наталья сделала
копию русской избы, с русской печкой, лавками, покрытыми домоткаными дорожками,
домашней утварью… На печи посетитель выставки видит рисунок – птиц среди
цветов – символ мужа и жены. А непрерывный рисунок, идущий по контуру избы
означает непрерывность рода.
Гениальная в своем
простом воплощении – русская изба - Россия в малом. Архитектура русской избы
свидетельствует о стойкости традиций. Не только стиль, но и конструктивное
устройство, планировочная структура русской избы и внутреннее ее убранство
выработаны на протяжении тысячелетий. Каждая вещь была необходима в хозяйстве,
а внутренняя площадь избы была строго поделена на зоны. Например, правый от
печки угол назывался бабий кут или середа. Здесь командовала хозяйка, всё было
приспособлено для приготовления пищи, здесь же стояла прялка. Обычно, это место
было огорожено, отсюда и слово закуток, то есть, обособленное место. Мужчины
сюда не входили.
Почти всё в избе
делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили
ковши, ткали, вышивали, плели лапти и туеса, корзины. Внутреннее убранство
традиционной русской избы особым роскошеством не выделялось: стол, лавки
(скамьи), стольцы (табуретки), сундуки, – всё делалось тщательно, с любовью и
было не только полезным, но и красивым, радующим глаз. Главным предметом мебели
являлись лавки, на которых не только сидели, но и спали. В горнице ставили
кровати, но спали на них редко. Они служили скорее украшением дома и
демонстрацией благосостояния семьи.
Слово «изба» (а
также его синонимы «ызба», «истьба», «изъба», «истобка», «истопка»)
употребляется в русских летописях, начиная с самых древнейших времен. Очевидна
связь этого термина с глаголами «топить», «истопить».
Главное место в
избе занимала русская печь. В зависимости от местной традиции она стояла справа
или слева от входа, устьем к боковой или передней стене. Это было удобно для
обитателей дома, так как теплая печь преграждала путь холодному воздуху,
проникавшему из сеней (только в южной, центрально-черноземной полосе
Европейской России печь находилась в дальнем от входа углу).
Интересно, что характерной
особенностью русской крестьянской утвари было изобилие местных названий одного
и того же предмета. Сосуды одинаковой формы, единого назначения, выполненные из
одного материала, одним и тем же способом, по-своему называли в разных губерниях,
уездах, волостях и деревнях. Название предмета менялось в зависимости от его
использования конкретной хозяйкой: горшок, в котором варили кашу, в одном доме
называли «кашником», такой же горшок, использовавшийся в другом доме для варки
похлебки, называли «щенником».
В русской избе
создавали уют, несли определенные функции: дорожки, домотканые коврики,
половички, рушники с вышивкой и мережкой, глиняная посуда, чугунки… расписные
деревянные изделия.
Анжелика Коршун представила на выставку украшения с крымскими травами и цветами,
народную игрушку, плетение из трав. Такие плетеные коврики из трав отпугивали
бытовых насекомых и наполняли воздух в доме ароматом трав. С работами Анжелики
Коршун можно ознакомиться и приобрести здесь
Наталья Ларионова на выставке демонстрирует Городецкую роспись.
Городецкая роспись
берет свое начало с XIX века. В это время она стала русским народным
художественным промыслом, который возник в Нижегородской губернии около города
Городец. Городецкая роспись своеобразна по своей манере, поэтому спутать её
достаточно трудно. Ни одно городецкое изделие не обходится без лошадок, пышных
гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы и ромашки.
На выставке своих
кукол из бересты и ткани выставила мастер Екатерина
Ларионова, а народную куклу мотанку – Антонина Кузнецова.
Народная кукла
В культуре
русского народа во все времена куклы занимали особое место. Они служили не
только игрушками, но и своеобразным этническим родовым кодом, указывающим
жизненные ориентиры. В старых куклах непременно содержатся особые символы,
характерные для мифологического сознания наших предков. Вопреки
распространенному стереотипу, исконно русскими куклами являются вовсе не знаменитые
матрешки, появившиеся в России лишь в конце XIX в.
На протяжении
многих столетий до этого сформировался целый ряд кукольных архетипов –
столбушки, крестушки, пеленашки, закрутки и другие. Для разных регионов России
характерен особый внешний вид кукол каждого типа, однако внутренний символизм и
способы изготовления игрушек являлись универсальными. По предназначению
традиционные русские куклы делятся на обрядовые (культовые), обереговые и
игровые.
Обрядовые русские куклы
Вплоть до начала
ХХ века в большинстве крестьянских семей культовые куклы находились в центре
целого ряда календарных обрядов. Они исполняли роль посредников между человеком
и миром природы, богов, а также предков. Обрядовым куклам приписывались
различные сверхъестественные свойства. Например, некоторые из них защищали
людей от болезней, злых сил, неурожая и прочих несчастий. Такие куклы
передавались в рамках семьи из поколения в поколение. При их изготовлении не
допускалось использование режущих или колющих инструментов, поэтому нитки и
тряпочки для них не резали, а рвали. Типичной обрядовой куклой является
«Мартиничка», названная так в честь первого весеннего месяца. Изготавливали ее
обязательно накануне праздника встречи весны. На свадьбу молодой семье дарили
двух кукол под названием «Неразлучники», призванных укрепить узы брака, с
рождением ребенка фигурки раздвигались, как бы давая ему место в семье. В
помощь хозяйкам изготавливались куклы «Десятиручки», за достаток отвечали куклы
«Крупенички», а символом Рождества являлась кукла «Колядка».
Обереговые русские куклы
Изготовление
фигурок, призванных оградить людей от злых сил, уходит корнями во времена
язычества, и не одобрялось Православием. Между тем данный тип кукол являлся
массовым. Большинство из них целиком изготовлялись из материи и служили своего
рода амулетами. Наиболее известной обереговой куклой считается «Кувадка»,
призванная защитить ребенка с самого его рождения. Мастерить ее имела право
только мать будущего ребенка, в противном случае оберег не имел надлежащей силы.
Для защиты от болезней наши предки делали тринадцать небольших кукол –
«Лихоманок» или «Сестер-трясовиц», которые расставлялись около трубы на печке.
От сглаза и злого духа над входной дверью дома помещалась кукла «Берегиня», а
от тех же напастей, грозящих младенцу до его крещения, служила «Пеленашка»,
помещавшаяся в колыбель. От неурожая крестьян защищала традиционная кукла
«Столбушка».
Игровые русские куклы
Фигурки, служившие
для развлечения детям, делались по тем же технологиям, что и обрядовые куклы.
Нередко малышам для игры отдавались выполнившие свою миссию и «потерявшие силу»
обереговые фигурки. Существовали и традиционные игровые куклы, выполнявшие
(помимо игровой) еще и воспитательную функцию. Например, чтобы ребенок не
боялся оставаться один дома, ему мастерили «дружка» – куклу «Зайчик на
пальчик». Широко распространенной русской игрушкой являлась фигурка «Птичка», а
для девочек изготавливали кукол-закруток, имитирующих маленьких детей. Многие
игровые куклы воспитывали позитивные моральные качества, например, делавшаяся
нарочито небрежно кукла «Убоженка». Игра с нею учила детей состраданию.
Пояса-обереги от Максима и Александры Даниловых (ткачество
поясов, вязаная игрушка, инструменты для ткачества)
Пояс в русской
мужской одежде был обязательным атрибутом. Человек, который не использовал пояс
или завязывал его не туго, воспринимался как неряшливый, неорганизованный.
Отсюда и пошло выражение – распоясался. По древней традиции мужчине было
неприлично появиться на людях, не подпоясанным кушаком. Считалось, что нечистая
сила (вредный глаз соседки, домовик в плохом настроении и т. д.) не любит круг,
а пояс-оберег (обычно красный) опоясывает человека кругом, защищает.
Вологодские кружева демонстрирует клуб «Кружевница»
Самой верхней
кружевной дорожке (под названием клуба) – вологодскому кружеву сто лет. Ее на
выставку принесла из личной коллекции кружевница Алла Осадчая. Эти кружева в их
семье переходят по наследству.
Вековая история
кружева рассказывает, что кружево шьют, вяжут, плетут и даже куют. Русские
мастерицы выбрали самый сложный путь – плетение. Коклюшки, валик, бубен,
деревянные булавки «спички». Нехитрые приспособления и не оставляющая никаких
сомнений кропотливость мастерства. В одном узоре могут переплетаться до ста
нитей. Кружевоплетение – один из самых трудоемких видов народного искусства,
здесь требуется напряженная долгая работа, тонкий вкус. Гармония традиционных
образов и новых сюжетов делает кружевоплетение явлением не только русского, но
и мирового искусства. Поистине мировую
славу снискало вологодское кружево. С конца 18 века начинает развиваться
промысел в Вологде. Главное качество кружева – ажурность, напоминающее морозный
узор, яблоневый сад, цветущий луг.
Вечный календарь,
детские кубики с буквами и картинками, записная книжка выполненная в стиле скрапбукинга –
творение рук Тамары
Просянко. Все изделия искусственно
«состарены», что придает им винтажный вид.
Энциклопедия вышивания автор Екатерина Ларионова |
Наталья Бабейко: вышивка «Жар-птица», «Храм Покрова»
Елена Болохова: вышивка «Олененок Бэмби», фрагмент картины Айвазовского «Смотр
кораблей Черноморского флота»
Людмила Литвинова: вышивка «Георгины и черный кот»
Алла Сапожникова: вышивка «Хохлома», «Утро в сосновом лесу», «Баба-Яга», куклы «Курочка
Ряба»
Наталья Седых: вышивка «Большой каскад и большой дворец в Петергофе», «Медный
всадник»
Людмила Сильд: вышивка (слева) «Олени в лесу»
Евгения Соколовская: вышивка «Сказочный дворик», «Снегурочка»,
«Равноапостольный Великий Святой Князь Владимир», «Святой Архангел Михаил»
Полина Фоменко: вышивка «Жизнь и вечность» по картине А. Рымарчука «Уссурийский край»
Вера Никитюк: вышивка «Гжель. Клубника со сливками»
Светлана Чернышова: «Гжель» 4 экз.
К наполнению
выставки активно подключались и читатели. Так, предметы быта 19-го века: колесо
от старинной прялки, угольный утюг и кофемолку из личной коллекции принес
читатель В. Песков.
Духовой утюг – XIX век
Так называемые
«углевые» или «духового» утюги походили на небольшие печки: внутрь корпуса
закладывались раскаленные березовые угли. Для лучшей тяги по бокам делали
отверстия, иногда утюг даже снабжался трубой. Чтобы снова разжечь поостывшие
угли, в отверстия дули, либо размахивали утюгом из стороны в сторону. Поскольку
углевые утюги были тяжелыми, глажка превращалась в настоящее силовое
упражнение. Позже вместо углей внутрь утюга стали вкладывать раскаленную
чугунную болванку. В России такие утюги известны с XVII века. В XVIII веке уже
было налажено промышленное производство «духовых» утюгов: их производили
Демидовский и другие литейные заводы.
Старинная ручная
европейская квадратная кофемолка – XIX
век
Кофемолка
представляет собой квадратный деревянный ящик с крутящейся ручкой и
выдвигающимся ящичком для кофе. В наше время ручная деревянная кофемолка
практически утратила свое прямое предназначение и служит, скорее, винтажным
предметом декора.
Колесо от
старинной прялки
Прялка
сопровождала девушку от рождения до замужества. У восточных славян пуповину
новорождённой девочки перерезали на прялке или веретене; через прялку
передавали новорожденную крестной матери; клали прялку в колыбель девочки.
Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считалось, будет пожар
или погибнут пчелы. На Русском Севере парень, написавший на прялке девушки своё
имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и
украшенную своими руками прялку.
Прядение
продолжалось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские
праздники. В последний день масленицы женщины, празднуя окончание прядения,
катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось, что чем дальше
они проедут, тем длиннее уродится лён, а та, которая упадет с прялки, не
доживет до осени. На Рождество или на все Святки прялку и все прядильные
инструменты выносили на чердак или в чулан, чтобы их духи не заплевали.
На открытие
выставки наша читательница Этери Великая пришла со своим шедевром – авторской
куклой «Веселый падишах».
А еще на открытии
выставки звучали стихи Сергея Есенина и Александра
Каменского в исполнении актера Сергея Папанова, пела Ирина Папанова.
Очень колоритное мероприятие. Яркое, и познавательное. Сколько интересных старинных вещиц о происхождении которых мы порой не знаем. А сколько ремесел на Руси... Насколько полезны такие мероприятия всем понятно, а вот насколько трудна и кропотлива работа мастеров, которые представили свои творения на этой чудесной выставке знают только они. Огромное наслаждение получаешь от увиденного, а еще больше от услышанного, потому что слишком беден запас наших знаний в этой области к сожалению, и вот такие события помогают нам пополнить их. Спасибо, всем кто подарил нам такое чудесное настроение от посещения выставки ремесел.
ОтветитьУдалитьУважаемые коллеги! Огромный привет из Тулы! Какая у вас замечательная выставка! С удовольствием рассматривала экспонаты! Заходите в блог информационно-библиотечного центра МБОУ "Центр образования № 18" http://nvkuznetsova.blogspot.ru/ и блог Тульские школьные библиотекари http://bibliotula.blogspot.ru/ Буду рада сотрудничеству!
ОтветитьУдалитьСпасибо! Нам и самим понравилась выставка... жаль было с ней расставаться. Наши читатели все в восторге были.
ОтветитьУдалить