В библиотеке прошел Литературный час "Правда чувств" - к 200-летию со дня рождения английской писательницы Шарлотты Бронте
(21.04.1816-31.03.1855)
Шарлотта Бронте родилась в семье бедного священника
Патрика Бронте, 21 апреля 1816 года, в Йоркшире. Шарлотта, четыре ее сестры и
младший брат остались сиротами, когда в 1820 году умерла их мать – Мэри Бронте.
Они поселились в Хоуорте, унылом доме с видом на кладбище. Кресты и пустоши –
вот, что видели они из окна. Суровая, лишённая разнообразия и тёплых красок
окружавшая их болотистая местность, невесёлая картина кладбища, неприветливость
и грубость немногих обывателей, с которыми детям приходилось сталкиваться –
такова была безотрадная действительность, побуждавшая детей ещё глубже уйти в
свой внутренний идеальный мир, в котором ничего не было похоже на окружающее. Из
окна комнаты Шарлотты были видны замшелые крыши, кладбище и печально склоненные
лица ангелов, обнимающих тонкими пальцами массивные кресты. Слабый здоровьем и
любивший уединение, Патрик Бронте мало обращал внимания на воспитание детей,
которые вообще очень редко видели его. Дети были предоставлены самим себе и
заботам 8-летней старшей сестры Марии, на которую пала обязанность вести
скудное хозяйство.
Событие, оставившее глубокий след в замкнутой жизни
этой странной семьи – было поступление старших сестёр, Марии и Елизаветы, в
школу в Ковэн-Бридже (1824), недалеко от их селения Гаворт. Неприветливая Ковэн-Бриджская
школа для детей духовенства, не давшая никакой пищи для умственного развития
была яркими красками описана Шарлоттой в романе «Джейн Эйр». При поступлении
Шарлотты в школу в возрасте 8 лет гувернантка дала девочке следующую
характеристику: «Пишет неразборчиво. Немного считает, шьёт аккуратно. Не знает
ничего о грамматике, географии, истории или этикете. В целом умней своего
возраста, но ничего не знает систематически».
Через год старшая – Мария, больная вернулась домой и
умерла, а через несколько месяцев за ней последовала в могилу и вторая сестра –
Елизавета. Оставшись старшей в доме, 9-летняя Шарлотта продолжила дома своё
образование, в тиши и уединении отдаваясь своей склонности к писательству.
Шарлотта была невысокого роста, хрупкого
телосложения, она носила очки, чтобы исправить близорукость, и считала себя
дурнушкой. Она была политическим консерватором, строга, умна и честолюбива, а
также – обладала высокими моральными принципами, и, несмотря на скромное
поведение в обществе, всегда была готова отстоять свою точку зрения.
В 1835 году Шарлотта поступила на место гувернантки,
но слабое здоровье и непривлекательность жизни в чужом доме вынудили её
отказаться от этих занятий. Шарлотта задумала вместе с младшими сёстрами
открыть школу, и, чтобы подготовиться к этому делу, она с сестрой Эмилией
решилась пополнить свои знания по французскому языку и литературе на
континенте, с этой целью в 1842 году они едут в Брюссель. Вернувшись на родину,
сестры, наконец, решились выступить с первыми плодами своей литературной
деятельности. Весной 1846 г. появился небольшой томик их стихотворений под
псевдонимом Коррер (Шарлотта), Эллис (Эмилия) и Актон (Анна) Белль, оставшийся
незамеченным публикой. Неудача эта не обескуражила сестёр писательниц, и они с
тем же увлечением взялись за написание прозы: Шарлотта написала роман «Учитель»,
Эмилия – «Грозовой перевал», а Анна – «Агнес Грей». Последние два романа нашли
себе издателя, «Учитель» был отвергнут всеми. Несмотря на это, Шарлотта со
свойственным ей пылом и страстью продолжила свою литературную деятельность. В
октябре 1849 года появился её новый роман «Джейн Эйр», сразу завоевавший решительный
успех. Немного книг с неизвестным именем автора на заголовке было встречено с
таким общим и бесспорным одобрением. «Джейн Эйр» – история маленькой
гувернантки, бедной и некрасивой, но сумевшей завоевать сердце богатого, почти
разочарованного в жизни, хозяина замка с башнями – Эдварда Рочестера.
История создания романа начиналась в долгие, скучные
вечера, когда весь дом в Хауорте отходил ко сну и ровно в девять Патрик Бронте
запирал входную дверь. В такие часы сестры читали друг другу написанное за
день, обсуждая все перипетии жизни, борьбы и любви своих персонажей. Однажды
Шарлотта упрекнула сестер: почему их героини обязательно хороши собой? «Но ведь
иначе читателя не привлечешь», – наивно ответили те. «Вы ошибаетесь. Хотите,
моя героиня будет некрасивой внешне, но по-человечески настолько интересной,
достойной и привлекательной, что ее полюбят?» Задуманное ею полностью удалось
воплотить в жизнь. Именно такой героиней стала её Джейн Эйр.
Сама история, которая легла в основу романа «Джейн
Эйр» произошла в действительности. Шарлотта Бронте впервые услышала ее в то
время, когда сама она преподавала в школе Маргарет Вулер в Роу Хеде. В ту пору,
как раз в самый разгар рабочего семестра, недалеко от Лидса случилось весьма
любопытное происшествие, надолго переполошившее округу. Служащий одного
почтенного владельца фирмы женился на молодой девушке, гувернантке своего
хозяина. А через год после венчания открылось, что у человека, которого
гувернантка по праву считала своим законным супругом и от которого она к тому
времени уже родила ребенка, была другая жена. Его союз с этой сомнительной
особой заключался много лет назад, и все это время держался в строжайшей тайне,
так как вскоре после свадьбы врачи признали женщину умалишенной. По той же
причине брак между нею и ее супругом не мог быть расторгнут законным путем.
Однако же сам несчастный мужчина был убежден, что факт сумасшествия его жены
дает ему право на новое супружество, которое, по существу, и должно быть признанно
законным. Эта печальная история в свое время потрясла впечатлительную Шарлотту
до глубины души. Сколько бессмысленных толков, пересудов сплетников вызвало это
прискорбное происшествие в округе! История о страданиях бедной гувернантки
переходила из области в область в разных вариантах, постепенно обрастая все
новыми и новыми подробностями. Наконец сплетни докатились и до Роу Хеда. Как бы
то ни было, положение несчастной молодой женщины – безвинной матери внебрачного
ребенка возбуждало всеобщее сочувствие. Взволнованные разговоры об этом случае
еще долго не стихали ни в Роу Хеде, ни в других околотках английских провинций.
Готически пасмурное поместье Тернфилд, вероятно,
создано с оглядкой на Норт Лис-Холл, расположенный поблизости от Хэйзерсэйджа.
Шарлотта посетила его со своей подругой Эллен Нассей летом 1845 г. Поместье
Ферндин – второе имение, принадлежавшее мистеру Рочестеру, где он поселился
после трагедии, произошедшей в Тернфилде, по-видимому, описано под
впечатлением, навеянным местностью под названием Уайколлер-Холл.
Ранние события романа «Джейн Эйр», где осиротевшая
Джейн посылается в суровую школу, основаны на личном опыте автора. Две её
сестры умерли в детстве в результате плохих условий в школе в Коуэн-Бридже, в
порядках и установках которой легко узнается Ловудская школа из «Джейн Эйр».
Образ основателя школы, мистера Брокльхерста, создан благодаря его реальному
прототипу – преподобному Уильяму Кэрусу Уилсону, а прототипом подруги Джейн Эйр
– Элен Бернс послужила Мария Бронте, старшая сестра писательницы. Эти факты
были опубликованы в книге «Жизнь Шарлотты Бронте», написанной её подругой
Элизабет Гаскелл.
Еще при жизни Шарлотты Бронте критиков смущало
посвящение второго издания «Джейн Эйр» известному писателю Уильяму Теккерею. В
связи с чем в прессе появились язвительные намеки на то, что, возможно,
Теккерей и является прототипом мистера Рочестера, а героиня романа Теккерея
«Ярмарка Тщеславия» Бекки Шарп – никто иной, как Каррер Белл (т. е. Шарлотта
Бронте, которая издала «Джейн Эйр» под этим псевдонимом). Такому выводу
способствовало также и то, что трагическая история мистера Рочестера в
некотором смысле совпадала с внешними фактами личной жизни Теккерея, у
которого, как и у героя «Джейн Эйр», была психически больная жена.
В романе «Джейн Эйр» столько переливающейся через
край жизни, столько тепла и красок, несмотря на скудные пейзажи северного
Йоркшира. В нем торжество любви. А еще – холод северной Англии и людских
сердец, голод, презрение, разбитое сердце, разочарование и мучительное
состояние, когда надо сдерживать свои чувства. Только цельные, независимые
натуры, искренние и честные до конца, могут с этим жить и не сломаться. Такой
была Джейн Эйр. Такой была Шарлотта Бронте, потому что она и Джейн – одно лицо.
Как она смогла совместить всё это – преданность, любовь к мужчине и верность
своим нравственным принципам? Кто ее научил, вдохновил, кто был ей примером, если
девочка-сирота выросла в чужих домах среди людей холодных, как йоркширский
ветер? Кто объяснил ей, что она носит в себе настоящую любовь, а не мимолетную
страсть, которая разрушает всё снаружи и изнутри? Как не прожить чужую жизнь,
как не запереть свои желания глубоко внутри, чтобы они исковеркали душу до
неузнаваемости, и в то же время – как взять себя в руки, заставить бороться с
собой и не быть рабой желаний? У Джейн это получилось. О романе будут много
спорить, писать, исследовать, экранизировать… и каждый раз восхищаться. Потому
что эта книга из тех, которые способны менять душу вдумчивого и отзывчивого
читателя.
«Шерли» – роман Шарлотты Бронте, повествующий о
движении луддитов и вызвавший к себе особый интерес мастерски нарисованной
картиной жизни рабочих в провинции, был написан при крайне грустных
обстоятельствах жизни писательницы; в сентябре 1848 года умер её брат –
Бренуэлл Бронте, много обещавший талантливый юноша. В декабре 1848 года умерла
Эмилия, и в мае 1849г. – Анна. В двух героинях нового произведения, Шерли и
Каролине, писательница воссоздала образы ушедших сестер. Она щедро одарила их к
концу романа личным счастьем, которого они оказались лишены в реальной жизни.
В 1853-м на свет появился ее новый роман под
названием «Вильетт». В бельгийском пансионе работает наставницей молчаливая,
замкнутая Люси. Полюбив преподавателя литературы, достойного и благородного
человека, девушка не смогла связать с ним свою судьбу, хотя любимый человек и
ответил на ее чувство.
Когда после появления второго её романа псевдоним
Шарлотты Бронте был раскрыт, перед ней открылись двери лучших литературных
кружков Лондона, но для болезненной и привыкшей к уединению девушки было
тягостно общественное внимание, и она большую часть времени проводила в старом
церковном доме в Гаворте. В 1853 появился её последний роман «Городок».
В июне 1854 года Шарлотта вышла замуж за Артура Белла
Николса. Брак был счастливым, но коротким. В январе 1855 года состояние её
здоровья резко ухудшилось. В феврале месяце врач, осматривавший писательницу,
пришёл к выводу, что симптомы недомогания свидетельствуют о начале беременности
и не представляют опасности для жизни. Шарлотту мучила постоянная тошнота,
отсутствие аппетита, чрезвычайная слабость, что привело к быстрому истощению.
Однако только в последнюю неделю марта стало ясно, что Шарлотта умирает.
Шарлотта Бронте умерла на раннем сроке беременности 31 марта 1855 года в
возрасте 38 лет. Это случилось после того как она с супругом попала под сильный
дождь во время прогулок по любимым вересковым полям. Беременность и сильная
простуда, возможно, спровоцировали обострение туберкулёза – семейной болезни
Бронте. В свидетельстве о смерти причиной значился туберкулёз, однако, как
предполагают многие биографы Шарлотты, она могла умереть от обезвоживания и
истощения, вызванного тяжёлым токсикозом. Можно также предположить, что
Шарлотта скончалась от тифа, которым её могла заразить старая служанка Табита
Эйкройд, скончавшаяся незадолго до смерти Шарлотты. Писательница была
похоронена в фамильном склепе в Церкви Св. Михаила, расположенной в Хауорте,
Западный Йоркшир, Англия.
После её смерти был издан её первый литературный опыт
– роман «Учитель». В том же 1854 году Шарлотта начала роман «Эмма», который, по
оценкам критиков, должен был стать такой же сенсацией, как и «Джейн Эйр».
Шарлотта написала всего лишь две главы этой книги.
Шарлотта Бронте по праву считается одной из самых
талантливых и значительных представительниц английского романтизма и реализма. Обладая
крайне нервным и впечатлительным темпераментом, она в высокой степени владела
тем, что Гёте называл секретом гения – «способностью проникнуться
индивидуальностью и субъективным настроением постороннего лица». При
ограниченном кругозоре наблюдений, она с поразительной яркостью и правдой
изображала всё, что ей приходилось видеть и чувствовать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий