суббота, 5 октября 2013 г.

Дени Дидро: Высшей степенью мудрости человечества является умение приспосабливаться к любым обстоятельствам.


300 лет со дня рождения Дени Дидро, французского философа, писателя и драматурга, почётного члена Петербургской академии наук, выразителя идей третьего сословия, сторонника просвещенной монархии, яростного противника абсолютизма, церкви и религиозного мировоззрения в целом.
Франция, XVIII столетие. В городе Лангр, в семье простого ремесленника 5 октября 1713 года родился Дени Дидро, будущий создатель Великой французской энциклопедии. Его отец мечтал о карьере для обоих своих сыновей, и он постарался дать им хорошее образование. В те времена образование можно было получить только у духовенства, в школе иезуитов, и оба брата были определены в такую школу. В 1723-1728 г. Дени Дидро учился в лангрском иезуитском коллеже, а в 1726 г. стал аббатом. В этот период он был религиозен, часто постился и носил власяницу. В 1729 г. Дидро прибыл в Париж для завершения образования. По некоторым свидетельствам, он учился там в янсенистском коллеже д'Аркур, по другим — в иезуитском коллеже Людовика Великого. Предполагают также, что Дидро посещал оба этих учебных заведения и что именно взаимные нападки иезуитов и янсенистов отвратили его от избранной стези.

Дени изучал математику, которую страстно любил, а также итальянский и английский языки. В 1732 г. он получил магистерскую степень на факультете искусств Парижского университета, подумывал сделаться адвокатом, но предпочел свободный образ жизни. Дидро стал одним из первых представителей так называемой литературной богемы. Чем он жил в течение многих лет, известно одному богу. Он давал частные уроки, но доход с них был более чем скудный, делал переводы для различных издательств и даже писал проповеди для духовных особ и пастырские послания для епископов. Его потребности были невелики: одевался он небрежно, носил из года в год серый плюшевый сюртук и черные шерстяные чулки, за обед платил пять су, жил где попало, а когда собственного помещения не было, ночевал у своих друзей, которых у него было очень много. В 1743 году Дени Дидро женился на Анне-Туаннете Шампьон, содержавшей вместе с матерью полотняную лавку. Брак не мешал ему увлекаться другими женщинами. Наиболее глубокое чувство он испытал к Софи Воллан, с которой познакомился в середине 1750-х годов; привязанность к ней он сохранил до самой смерти.
В 1743-48 г. Дидро перевел с английского «Историю Греции» Т. Стениана, «Опыт о достоинстве и добродетели» Э. Э. К. Шефтсбери, «Медицинский словарь» Р. Джеймса. Тогда же были написаны первые его работы, свидетельствовавшие о смелости начинающего автора: «Философские мысли», «Аллеи, или прогулка скептика», «Нескромные сокровища», «Письма о слепых в назидание зрячим».
Чтобы полнее охарактеризовать Дидро как человека, остановимся еще на его отношениях с друзьями. Он часто жертвовал собой для друзей и приходил на помощь всем нуждающимся. Его близкими друзьями были Гримм и Гольбах. Оба они, и Гримм, и Гольбах, интересовались преимущественно литературой и философией. Может быть, они оба несколько злоупотребляли любезностью Дидро, пользовались неумеренно его сотрудничеством, его бойким пером и неисчерпаемой сокровищницей идей: Гримм для своей «Литературной корреспонденции», а Гольбах для своей «Системы природы». Но и Дидро находил у своих друзей много для себя привлекательного. У Дидро снисходительность к людям иногда доходила до самоотверженности. Так, однажды к нему явился какой-то юный шантажист, подал толстую тетрадь и просил ее прочитать. Рукопись оказалась злой и яростной сатирой на Дидро.
- Милостивый государь, - сказал ему Дидро, - я не знаю вас, никакого зла я не мог вам сделать; скажите же, чем я должен объяснить ваши нападки на меня?
- Мне просто-напросто есть нечего, - признался юноша. Он надеялся, что Дидро даст ему денег, чтобы отвязаться.
- Ну, что же, - спокойно проговорил Дидро, - вы не первый, прибегший к такому способу пропитания. Многие охотно платят за молчание. Но дело в том, что вы можете извлечь гораздо больше пользы из вашей тетрадки. Обратитесь вы с ней к герцогу Орлеанскому. Он меня терпеть не может и за пасквиль против меня хорошо заплатит, гораздо лучше, чем я сам. Посвятите ему вашу сатиру, переплетите ее хорошенько, поставьте на переплете его герб и поднесите ему; можете быть уверены, что он будет щедр к вам.
- Но я совсем не знаю герцога и не сумею написать ему посвящение, - сказал шантажист. Дидро сейчас же сел за стол и написал посвящение. Мошенник взял свою рукопись, сделал все так, как ему советовал Дидро, получил от герцога щедрую подачку и пришел даже поблагодарить Дидро.
Дидро был постоянно завален работой, но в доме друзей он позволял себе отдохнуть, чувствовал себя совершенно свободным: делал что вздумается, болтал, играл в шахматы. Он любил блуждать по парку и полям, подолгу беседовал с крестьянами, у которых, как он говорил, всегда чему-нибудь да научишься.


В 50-е годы Дени Дидро опубликовал две пьесы — «Побочный сын или Испытания добродетели» и «Отец семейства». Отказавшись в них от нормативной поэтики классицизма, он стремился реализовать принципы новой («мещанской») драмы изображающей конфликты между людьми третьего сословия в обыденной житейской обстановке. Главные художественные произведения Дидро — повесть «Монахиня», роман-диалог «Племянник Рамо», роман «Жак-фаталист и его хозяин» — остались неизвестными многим его современникам. Несмотря на разницу жанров, их объединяют рассудочность, реализм, ясный прозрачный стиль, чувство юмора, а также отсутствие словесных украшений. В них нашли выражение неприятие Дидро религии и церкви, трагическое осознание силы зла, а также приверженность гуманистическим идеалам, высоким представлениям о человеческом долге.
В 1745 году в Париж приехали англичанин Мильс и немец Селлиус, чтобы предложить французскому издателю Ле Бретону перевести и издать во Франции «Энциклопедию» Чемберса. Работа по переводу была предложена Дидро, так как Ле Бретон знал, что тот довольствовался малым и сто франков в месяц его вполне бы удовлетворили. За всю работу Дидро получил 60000 ливров, а Ле Бретон и два его компаньона заработали на издании энциклопедии Чемберса по миллиону ливров каждый.
Работая над переводом Чемберса, Дидро задумался об издании собственной французской энциклопедии. Эта идея так увлекла Дидро, и он сразу же включился в работу. Но о простом переводе он даже и слышать не хотел. Он решил воспользоваться собственными знаниями и знаниями других выдающихся людей того времени, чтобы создать книгу, в которой заключались бы все книги, представить картину усилий человеческого ума во все века и во всех отраслях знания, словом, подвести итог всей цивилизации, начиная с самых отдаленных времен и кончая настоящим.
Дидро обладал титанической работоспособностью, образованностью и прекрасным литературным стилем. Энциклопедия была задумана как французская, коллективная и главное критическая. Дидро — свой человек среди медиков и художников, музыкантов и литераторов, многих из которых он привлекает к изданию в качестве авторов статей. Среди близких друзей Дидро был Д’Аламбер, к тому времени уже известный в ученом мире математик, член французской академии наук. Д’Аламбер был вхож в парижские салоны, где познакомился с Вольтером, Монтескье, Буше, которых он также привлекает к изданию энциклопедии. Можно сказать, что все великие люди интеллектуальной жизни Франции того времени с восторгом подхватили эту идею — «Энциклопедию» писали 183 автора. А «дирижировал» этим великолепным оркестром Дени Дидро.
Почти три года он трудился над собиранием материалов, привлечением сотрудников, как вдруг на него обрушился удар, который угрожал всему делу крушением. 13 июля 1749 года полиция арестовала Дидро и препроводила его в Венсенскую тюрьму. Причиной ареста послужила одна из публикаций Дидро, в которой он позволил себе критиковать католическое духовенство. Арест продолжался сорок дней. Как только Дидро оказался на свободе, он снова приняться за свою «Энциклопедию».
Он написал для «Энциклопедии» 1259 статей. Большинство статей посвящено вопросам грамматики, затем следуют статьи: исторические, этические, философские, мифологические, литературные, художественные, богословские, политические, географические. Есть и статьи, касающиеся архитектуры, медицины, права, астрономии, ботаники, химии и физики, минералогии и металлургии, словом, кажется, нет отрасли знания, для которой Дидро лично не поработал бы в «Энциклопедии». Какого бы вопроса он ни коснулся, он всегда обнаруживал большую компетентность, точное знакомство с предметом и отмечал то, что составляло последнее слово науки или вообще человеческого знания. Соредактором Дидро по всем математическим вопросам состоял Д’Аламбер, написавший предисловие к «Энциклопедии».
Тридцать пять томов энциклопедии издавались с 1751 по 1780 годы. Надо отметить, что издать подобную энциклопедию было очень трудно по политическим мотивам. В 1745 году во Франции выходит указ, по которому за издание, хранение и распространение литературы, подрывающее основы религии, издателям грозила смертная казнь. В 1764 году Королевский совет запрещает специальным указом касаться в книгах вопросов государственной политики и финансов.
Неприятности у издателей начались уже с издания проспекта будущей энциклопедии. Издателей пытались обвинить в плагиате, усилить цензурные требования к изданию, а 8 марта 1759 года Королевский совет специальным постановлением даже запретил продавать или распространять уже изданные тома. Весь период издания проходил в напряженной борьбе: энциклопедию осуждали, пытались прекратить финансирование подписчиками, конфисковали уже изданные тома. Не все выдержали эту борьбу — со временем из издателей ушел Д’Аламбер. В письме к Вольтеру он заявил, что не верит в возможность дальнейшего издания «Энциклопедии». Это мнение отчасти разделял и сам Вольтер. Не сомневался только Дидро. И то, что он не мог высказать в «Энциклопедии», он выскажет в других трудах. И действительно, ящики его письменного стола были переполнены разными рукописями, которые не могли появиться в печати. Отчаиваясь увидеть многие из них напечатанными при жизни, он раздавал их друзьям, знакомым.
Возможно, что Дидро бы не удалось осуществить издание до конца, но «Энциклопедия» имела высокопоставленных покровителей, как во Франции, так и за границей, благодаря которым она все-таки продолжала издаваться. Вставал вопрос и о переносе издания за пределы Франции. Особую роль в этом сыграла российская императрица Екатерина II. Она обратилась с прямым предложением к энциклопедистам перенести издание в Ригу или любой другой город России, если во Франции издание «сталкивается с какими-либо трудностями». Кроме того, зная о финансовых затруднениях издателей, она приобрела личную библиотеку Дидро, оставив ему книги в пользование как личному библиотекарю и выплатив ему жалование за много лет вперед.
Об этом сразу же стало известно всем королевским дворам Европы, а так как это был год окончания Семилетней войны с Пруссией, в которой Россия одержала блестящую победу, выступая союзницей Франции после практически полного разгрома французской армии, то Франция была вынуждена считаться с мнением российской императрицы. Это позволило Дидро беспрепятственно закончить издание энциклопедии во Франции. За жестом императрицы скрывалось не только желание упрочить свою репутацию, но и стремление удовлетворить интерес российского общества к «Энциклопедии». В России вышли на протяжении 18 века 25 сборников переводов из «Энциклопедии».
После выхода в свет последнего тома «Энциклопедии» Дидро посетил Петербург. Он выехал в Россию из Парижа 10 мая 1773 года. Впечатление, которое произвела Екатерина II на Дидро, было очень сильным. Он говорил: «Да, я ее видел, слышал, и уверяю вас, что она не понимает, сколько она мне сделала добра. Что за правительница, что за удивительная женщина!»
По возвращении в Париж Дидро усердно работает над новыми произведения — «Элементами физиологии» и «Царствованиями Клавдия и Нерона». Но сам он жалуется, что чувствует себя утомленным, что голова у него не свежа, что ему не хватает новых идей. И действительно, работа ему не давалась, что-то в нем надломилось, то напряжение нервной системы, связанное с трудностями при издании «Энциклопедии», сказывалось во всей силе. В 1784 году Дидро скончался.
Большинство современников знало Дидро исключительно по «Энциклопедии». И если он навеки вписал свое имя в скрижали науки и философии, то только потому, что был одарен необыкновенным, гениальным умом, который сразу видел то, до чего другие додумывались только путем упорного долголетнего труда. Дидро объединил взгляды своих предшественников и современников и сделал из них выводы, во многом предрешившие все позднейшие изыскания. О том, какое значение имела эта энциклопедия для истории и культуры, говорит тот факт, что ей и ее главному редактору Дени Дидро поставлен памятник в Пантеоне Франции.

Комментариев нет:

Отправить комментарий