вторник, 3 сентября 2013 г.

История одного романса

130 лет назад – 3 сентября 1883 года в 2 часа пополудни, в комнате второго этажа небольшого французского шале в Буживале, вдали от родины и русских друзей, скончался Иван Сергеевич Тургенев – русский писатель, поэт, переводчик; член-корреспондент императорской Академии наук по разряду русского языка и словесности, классик мировой литературы. В своих произведениях, особенно поэтических, Тургенев проявлял себя как романтик, тонко чувствовавший красоту природы. Образ чистой и светлой «тургеневской девушки» по сей день является нарицательным.
Думается, трудно найти человека, который не слышал бы известный романс «Утро туманное». А, тем не менее, с этим романсом связано немало загадок. Автор слов – И. С. Тургенев, автор музыки – Абаза. Принадлежность той мелодии, что мы слышим в концертах ныне, долго не могли установить верно. Почему в разных нотных сборниках инициалы автора различны? Авторство приписывали певицам Юлии Абаза и ее свояченице Варваре Абаза, потому что романс печатался как сочинение из их репертуара. Некоторые источники автором музыки указывают М. Бегичеву, однако это могли также быть Виктор Абаза (1861 - 1918), Аркадий Максимович Абаза (1843 - 1915), Владимир Абаза, Эраст Аггеевич Абаза (1819 – 1855), Арнольд Абаза. Например, у Эраста, морского офицера, который погиб в Крымской войне 1855 года и похоронен на Братском кладбище в Севастополе, на надгробии выгравирована нотная строка «Утра туманного». 


молодой И.Тургенев
Но пока вернемся к стихам Тургенева. Стихотворение «В дороге» было написано И. С. Тургеневым в ноябре 1843 г. и опубликовано в сборнике «Вчера и сегодня» в 1845 году в составе поэтического цикла из трех стихотворений под названием «Вариации». Одни исследователи творчества писателя полагают, что оно было написано под впечатлением разрыва романтических отношений писателя с Татьяной Александровной Бакуниной – сестрой известного революционера-анархиста Михаила Бакунина. Другие считают, что стихи посвящены Полине Виардо.
Полина Виардо

Существует ещё одно мнение, которое кажется наиболее правдоподобным. «Утро туманное» («В дороге»), возможно, посвящен не знатной даме, а простой работнице помещичьей усадьбы. 
У Варвары Петровны Тургеневой – матери писателя в числе множества крепостных девушек-мастериц жила по вольному найму одна девушка «белошвейка», по имени Евдокия Ермолаевна Иванова. Была она женственно скромна, молчалива и симпатична. Она-то и приглянулась, а затем и полюбилась барину-юноше Ивану Сергеевичу Тургеневу: «Взгляды, так жадно, так робко ловимые, первые встречи, последние встречи, тихого голоса звуки любимые».

Варвара Петровна узнала про первую любовь своего сына, вспылила, даже, говорят, собственноручно посекла, но поправить дело было невозможно, хотя Евдокия Иванова была немедленно удалена навсегда из Спасского. Действительно, она переехала в Москву, где на Пречистенке, в первом этаже небольшого дома наняла квартиру о двух комнатах и занималась своим рукоделием. Там же в Москве 8 мая 1842 г. у Тургенева и Евдокии Ивановой родилась дочь Пелагея. А Иван Тургенев через полтора года мглистым ноябрьским утром поедет (вспомните подзаголовок стихотворения – «В дороге») по орловским просторам в большой город. Едет и слушает ропот колес, обозревая туманные дали, и вспоминает, вспоминает свою Дуняшу. Развороченная дорога, по сторонам которой легла воронья Русь, кажется ездоку злой разлучницей, а густая дымка не дает никаких надежд на ясную будущность. И невольно из сердца выплыло: «Утро туманное, утро седое... Нивы печальные, снегом покрытые… Вспомнишь разлуку с улыбкою странной».
Позже мать Тургенева заберет внучку в свое имение, но любить не будет. До восьми лет Пелагея будет жить у собственной бабки на правах крепостной. Только после смерти матери в 1850 году приедет Тургенев в Спасское и найдет дочь, как отмечал один из его биографов, «в самом печальном положении». Тургенев был потрясен ее сиротской судьбой, о чем и написал Полине Виардо и попросил у нее совета, что делать с девочкой. В итоге Полина Виардо возьмет девочку на воспитание в свою семью. Надо сказать, что Тургенев будет весьма щедро оплачивать пансион дочери у Виардо. При этом, желая угодить любимой женщине, Тургенев меняет имя дочери. Из Пелагеи девочка превращается в Полинетт, разумеется, в честь обожаемой Полины. Правда, фамилию дочери Тургенев даст свою. Пелагея-Полинетт вовсе не разделяла отцовской привязанности к Полине Виардо. Прожив в доме Виардо вплоть до совершеннолетия, Полинетт на всю жизнь сохранила неприязнь к приемной матери. Пелагея, теперь ее называют Полиной (Полинеттой), в Париже учится во французском пансионе и вскоре забывает родной язык. Тургенев также живет в Париже, проявляет о дочери большую заботу. Он знакомит дочь с русскими, французскими писателями, со своими друзьями. 
Пелагея (Полина) - дочь Тургенева

В 1865 году Иван Сергеевич выдает дочь замуж за управляющего стекольной фабрикой француза Гастона Брюэра. До 1882 года Полина будет жить с детьми Жанной и Жоржем Альбером и мужем в Ружмоне. В 1882 году Гастон Брюэр разорится, постепенно сопьется, и Тургеневу придется взять на себя заботу о семье дочери. В марте 1882 года Полина с детьми сбежит от мужа. Отец найдет для дочери и внуков квартиру. Чтобы обеспечить сносную жизнь дочери, Иван Сергеевич продает свое богатое собрание живописи, кареты, лошадей. Затем отправляет дочь в Швейцарию. Здесь Полина живет сначала на деньги, которые регулярно высылает отец, а после его смерти на то, что он оставил ей в наследство. В 1895 году муж Полины умрет, и она вернется в Париж, где будет жить в небольшой квартире на улице Бак до самой своей смерти в 1918 году.
О жизни внука писателя Жоржа Альбера неизвестно ничего, кроме того, что он умер в Париже в 1924 году, и так же, как и Жанна, не оставил потомства. После смерти матери и брата Жанна осталась на свете совсем одна. На жизнь зарабатывала тем, что давала уроки. Внучка писателя свободно владела английским, французским и немецким языками, писала по-французски стихи, многие из которых были положены на музыку; играла на фортепиано, рисовала. Вероятно, творческие задатки ей достались от великого деда, который был для нее кумиром. Жанна берегла дорогое для нее наследие: бюст Ивана Сергеевича работы Антокольского, семейные фотографии, пианино, когда-то подаренное Тургеневым ее матери, французские переводы произведений. Но самым главным богатством для нее были сохранившиеся письма Тургенева, адресованные её матери и ей самой. Последняя представительница рода Тургеневых по линии писателя – Жанна Брюэр-Тургенева умерла в 1952 году в Париже.
А что же Евдокия Иванова? Позже Евдокия вышла замуж за мещанина Калугина, а от Тургенева получала ежегодную пенсию. В романе «Дворянское гнездо» выведена под именем Маланья. В большинстве биографий Тургенева она вскоре исчезает из повествования.
Вернемся теперь к автору музыки. Журнал «Кругозор» – № 8 за 1971 год напечатал статью, где с уверенностью автором музыки назван Эраст Аггеевич Абаза. 
Елене Александровне Мещерской, дочери князя Александра Васильевича Мещерского, в рукописях своего отца удалось обнаружить материалы, где он рассказывает о своих бывших однополчанах. В 1843 - 1850 годах А. В. Мещерский служил в лейб-гвардии Гусарском полку, где вместе с ним проходили службу и трое братьев Абаза: Эраст, Александр и Василий. Трое братьев Абаза были офицерами лейб-гвардии гусарского полка, расквартированного в Царском Селе. Все трое прекрасно владели гитарой, сами сочиняли, были поклонниками модного тогда увлечения цыганским пением. Некоторые из цыганских романсов подписаны: «Музыка братьев Абаза». Подлинным же автором романса «Утро туманное» Елена Александровна, ссылаясь на мемуары отца, называет Эраста Абаза, самого талантливого из братьев.
О личности Э. А. Абаза и его жизни, к сожалению, известно очень мало. Эраст Аггеевич Абаза – одаренный музыкант-любитель. Э. Абаза родился 1 апреля 1819 года, происходил из дворян. Среди товарищей слыл гитаристом и картежником. Возможно, его сгубила бы игра, не обнаружь он однажды в полевой сумке икону, неведомо, как попавшую к нему. Суеверный и религиозный гусар воспринял находку как предупреждение свыше и отрекся от карт.
И. С. Тургенев был частым гостем в доме Абаза. Здесь устраивались концерты, в которых принимали участие видные музыканты Рубинштейн, Венявский, Давыдов. Еще до театральной премьеры «Евгения Онегина» братья Абаза впервые в Петербурге устроили у себя концертное исполнение оперы.
Однажды в Царском Селе на площади перед дворцом проходил парад, которым царь остался недоволен. Последовало приказание: ни одного офицера из полка в Петербург не отпускать. Это было похоже на арест. Изнывая от скуки, гусары решили пригласить к себе цыганский хор. Всю ночь звучали песни, звенели гитары. Забрезжил рассвет. За окнами стало белым-бело. Все вокруг покрыл пушистый снег... «Как красиво, как хорошо», - сказал Эраст Абаза. Утро туманное, утро седое - замечательно написал Тургенев. И он стал тихо напевать знакомые строки. Аккорды, сменяя друг друга, рождали мелодию. Сначала вполголоса, затем все громче вторил певцу хор цыган. Так на рассвете морозного утра родилась мелодия романса «Утро туманное».
«Когда началась Крымская война, многие офицеры гвардейского гусарского полка стали переходить в пехотные армейские полки для того, чтобы попасть на фронт. Среди них был Э. А. Абаза, который был назначен командиром батальона, находившегося в Севастополе. Боевая деятельность Эраста Аггеевича Абаза в Севастополе продолжалась недолго. В ночь на 10 мая 1855 года разгорелись ожесточенные бои на 5-м бастионе.
5-й бастион
Пятый бастион входил в первую дистанцию оборонительной линии под командованием генерал-майора А. О. Аслановича. В период обороны широкое развитие получило и устройство ложементов (окопов), сыгравших большую роль в укреплении оборонительной линии. Первый ложемент заложили в ночь на 21 ноября 1854 г. впереди редута Шварца. С этого времени система передовых укреплений стала развиваться.
Окопы рыли в два ряда: впереди находились стрелки, вторую линию занимали подкрепления. Французы даже сформировали отряд добровольцев для нападения на ложементы. В апреле 1855 г. им удалось захватить окопы впереди редута Шварца. Чтобы обезопасить пятый бастион, было решено устроить плацдарм на Кладбищенской высоте, укрепить его батареями, заложить ложементы у Карантинной бухты и соединить их между собой. Для этих работ назначили Подольский и Варшавский полки и два батальона Житомирского полка под общим командованием С. А. Хрулева. В ночь с 9 на 10 мая защитники захватили Кладбищенскую высоту. Несколько раз укрепления переходили из рук в руки.
Хрулев ввел в бой подкрепление - семь рот Углицкого полка, два батальона Минского полка и закрепился на высоте. Ложементы у Карантинной бухты остались у французов. После этого боя майор Житомирского полка Э. А. Абаза был смертельно ранен. Вот как описана гибель Абаза у Мещерского: «Ночью после боя майор пошел в сопровождении только одного унтер-офицера на поле сражения посмотреть, не остались ли там раненые из его батальона. Время от времени оба останавливались и рассматривали лица убитых при тусклом свете фонаря. Какой-то раненый французский солдат приподнялся с земли и выстрелил в спину майора. Майор Э. А. Абаза был смертельно ранен и вскоре умер». Получив известие о гибели Абаза, Тургенев писал П. В. Анненкову: «Жаль бедного Абазу. Изо всего семейства он только один и был порядочный».
Братское кладбище 
Могила майора Абаза не сохранилась. Братское кладбище во время Великой Отечественной войны не раз было местом ожесточенных боев. Но был обнаружен текст эпитафии с утраченного памятника на могиле Э. А. Абаза: «Здесь покоится прах майора Житомирского егерского полка Эраста Аггеевича Абазы. Скончался от раны, полученной в деле с англо-французами в ночь с 10 на 11 мая 1855 г.». Фамилия Абаза возглавляет список погибших офицеров Житомирского полка, высеченный на стене мемориального храма Святого Николая в Севастополе.
В 2003 году на Братском кладбище по проекту архитектора Г. С. Григорьянца был установлен новый памятник на предполагаемом месте захоронения Эраста Аггеевича Абаза. Это стела из светло-серого гранита в виде стилизованного креста и свитка, на котором вырезана нотная строка с нотами романса «Утро туманное».
В память об Эрасте Аггеевиче Абаза осталось его имя в истории Крымской войны, его имя, высеченное на стене храма Святого Николая, и новая улица имени Абаза в Севастополе в районе 7-го километра Балаклавского шоссе, названная так в мае 1992 года. Ну и, конечно же, такой прекрасный, не забытый с годами романс. А еще вот такое стихотворение, сочиненное Константином Фроловым из Смоленска.
Севастополь,5-й бастион
«Утро туманное, утро седое...»
Звуки гитары и рокот прибоя.
Вздохи, признанья, закаты, рассветы...
Все это было, но сгинуло где-то.
Против российской безудержной славы
Объединилось четыре державы.
Взрывы, стрельба, на развалинах копоть
И осажденный врагом Севастополь.
В криках «ура», в несмолкаемом гуле
Посвист шрапнели и штуцерной пули.
Ох, как непросто быть русским солдатом
На бастионе под номером «пятым»!
Спросите - страшно? Конечно же, страшно
Ночью ненастной сойтись в рукопашной.
Но как мольба в нескончаемом вое –
«Утро туманное, утро седое».
Сердце колотится, сердце устало.
Где ж это утро! Скорей бы настало!
Сея осколками, рвутся гранаты
На бастионе под номером «пятым».
Штык закаленный, заточенный, русский -
Выше по прочности стали французской.
Суть ведь не в том, что ковали умело -
За Севастополь, за правое дело!
Жив бастион. Не сдаются герои.
Вот уж и солнце встает над горою.
Но беспощадно разит, отступая,
Пуля французская, пуля слепая.
«Форте», «пиано», «контральто», «бельканто»…
Нужно ль, скажите, ружье музыканту?
Но если враг поднимает оружье -
Ради Отечества, стало быть, нужно.
Суть бытия по известным канонам
В мертвых глазах прочитать не дано нам.
Белая чайка скользит над водою...
«Утро туманное, утро седое…»
Абаза не дожил до своего утра 11 мая 1855 года. Его, как и других убитых переправили на телеге с зажженной свечой в руках на Братское кладбище. В тихую погоду эти свечи зажигались, и так грустна и торжественна была картина бастиона с этими мерцающими над мертвыми огоньками. Со святыми упокой, Христе…
А романс живет до сих пор, концертных подмостках и в наших душах звучит незабываемое «Утро туманное», звучит, благодаря таланту двух замечательных людей - писателя Ивана Сергеевича Тургенева и музыканта-любителя, гвардейского офицера Эраста Аггеевича Абаза.

Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.
Вспомнишь обильные страстные речи,
Взгляды, так жадно, так робко ловимые,
Первые встречи, последние встречи,
Тихого голоса звуки любимые.
Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
Многое вспомнишь родное далекое,
Слушая ропот колес непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.


Комментариев нет:

Отправить комментарий