среда, 8 июля 2015 г.

День Петра и Февронии


День Петра и Февронии – народно-православный праздник. Пётр и Феврония – православные покровители семьи и брака, чей супружеский союз считается образцом христианского брака.
В России 26 марта 2008 года в Совете Федерации на заседании комитета по социальной политике была единогласно одобрена инициатива об учреждении нового праздника – «Дня семьи, любви и верности». Предложила празднование этого трогательного дня Светлана Медведева (жена Д. А. Медведева) и ее поддержал Совет Федерации в полном составе. Теперь ежегодно 8 июля отмечается День семьи, любви и верности, символом, которого является нежный цветок – белая ромашка.

Святые канонизированы Русской православной церковью в 1547 году. Вскоре после канонизации была составлена известная «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Автором жизнеописания Петра и Февронии стал священник дворцового собора Ермолай-Еразм. Отец Ермолай приехал в Муром и на основе местных устных преданий составил житие. Но следует учитывать, что к тому времени прошло уже около четырехсот лет с момента преставления супружеской четы. Неудивительно, что за это время их жизнь превратилась в народном сознании в красивую сказку о любви и супружеской добродетели. Отец Ермолай записал все сохранившиеся известия о Петре и Февронии, переработал и изложил в надлежащем виде. Правда, даже получившийся «надлежащий вид» мало походил на традиционное житие, поэтому жизнеописание Петра и Февронии стали именовать не житием, а сказанием. 
О жизни Святых Петра и Февронии достоверно мы знаем чрезвычайно мало. Считается, что жила эта княжеская чета в XIII веке, было у них трое детей, умерли они в один день, приняв на закате жизненного пути монашество. Действительно, какое красивое завершение жизни, как в сказке: «жили они долго и счастливо и умерли в один день». Святые Петр и Феврония перед постригом завещали похоронить себя вместе, в одном гробе, который еще при жизни был вытесан для них из камня. Но супругов похоронили отдельно. Тогда и совершилось чудо, прославившее Святых Петра и Февронию. Наутро люди нашли оба отдельных гроба пустыми. Святые же тела Петра и Февронии лежали в городе в соборной церкви Пречистой Богородицы, в одном гробе, который они сами повелели себе сотворить. Так Господь прославил не только своих Святых, но и еще раз запечатлел святость и достоинство брака, обеты которого в данном случае оказались не ниже иноческих. Так завершилась земная жизнь Святых Петра и Февронии.
Согласно житию, благоверный князь Петр вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого он заболел проказой, от которой никто не мог его вылечить. Во сне князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Князь полюбил Февронию за ее благочестие, мудрость и доброту и дал обет жениться на ней, когда выздоровеет. Девушка вылечила князя, и они поженились.
Однако когда Петр унаследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания и потребовали, чтобы князь развелся. Но он предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалился с женой в изгнание. По преданию, когда княжеская чета после изгнания высадилась на один из речных берегов, Феврония посмотрела на окружающий пейзаж и сказала: «Какие премилые горы!» После этого горы так и стали называть – Перемиловы. Здесь по легенде Феврония вбила в землю два колышка и сказала, что если они прорастут, вернется к Петру его княжество. И они проросли. Говорят, что где-то в лесу до сих пор растут те самые деревья. Если между ними пройти и загадать желание, оно обязательно сбудется.
Пока в Муроме одни бояре дрались из-за трона, другие пришли просить князя вместе с женой вернуться в город. Князь и княгиня вернулись, правили долго и заслужили любовь народа. В старости они приняли постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, молили Бога, чтобы умереть в один день, и похоронить себя завещали вместе, в гробу с тонкой перегородкой посередине. Скончались святые супруги каждый в своей келье в один день и час – 8 июля (по старому стилю – 25 июня) 1228 года. Похоронили их в Муроме, в соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы.
Ныне их мощи находятся в Свято-Троицком женском монастыре в Муроме.
После их кончины почитание их постепенно распространялось за пределы Муромской земли и к XVI веку, вероятно, охватило большинство жителей Московского государства. Общерусское почитание связано с Казанскими походами Ивана Грозного сороковых-пятидесятых годов XVI века. Муром был последним городом, из которого русские войска выходили на Казань. Перед нелегким испытанием царь молился в Рождественском соборе Мурома, давал обеты у мощей, среди которых были и мощи местночтимых Святых Петра и Февронии. Иван Грозный не забыл своих обетов – после взятия Казани в 1552 году на средства царя в городе был заново построен Рождественский собор, возведена «обетная» церковь Космы и Дамиана. В глазах царя местные муромские Святые явились покровителями его побед, а потому митрополиту Московскому Макарию было поручено включить имена князя Петра и его супруги Февронии в так называемые списки общерусских святых. По указу митрополита были написаны их жития и составлены им службы.
Известно, что князь Пётр в летописных источниках не упоминается. Некоторые исследователи отождествляют Петра и Февронию с известным по летописям муромским князем Давидом Юрьевичем и его супругой. Князь Давид правил в Муроме с 1205-го по 1228 год и принял постриг с именем Петра, о его супруге практически ничего не известно.
источник1, 2

Комментариев нет:

Отправить комментарий