воскресенье, 5 июля 2015 г.

Жанр семейной хроники в русской литературе

   
Книжная выставка «Жанр семейной хроники в русской литературе» к Всероссийскому дню семьи, любви и верности. Предлагаем вашему вниманию произведения русской литературы в жанре семейной хроники. Авторы представленных книг уделяют внимание изображению истории семьи, семейных традиций, процессу формирования личности, особенно в детские, отроческие и юношеские годы, а также осуществлению связей человека с окружающим миром.


Аксенов В. «Московская сага»

«Поколение зимы», «Война и тюрьма», «Тюрьма и мир» – эти три романа составляют трилогию Василия Аксенова «Московская сага». Их действие охватывает едва ли не самые страшные в нашей истории годы: с начала двадцатых до начала пятидесятых – борьба с троцкизмом, коллективизация, лагеря, война с фашизмом, послевоенные репрессии. Вместе со страной семья Градовых, три поколения российских интеллигентов, проходит все круги этого ада сталинской эпохи.

Абрамов Ф. А. «Братья и сестры»

В книгу лауреата Государственной премии, известного советского прозаика Федора Александровича Абрамова вошли романы «Братья и сестры» и «Две зимы и три лета», которые по замыслу автора являются и самостоятельными произведениями, и частями тетралогии «Братья и сестры». В основе первого романа, посвященного жизни русской деревни в годы Великой Отечественной войны, повествование о пекашинской семье Пряслиных, в основе второго – рассказ о трудной судьбе послевоенного Пекашина, сложные переживания и противоречивые поступки простого крестьянина, поставленного управлять людьми.

Аксаков С. Т. «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука», «Воспоминания»

Воспоминания Аксакова о своей семье, оформленные в виде пяти отрывков, каждый из которых – законченное изложение отдельной истории из жизни семьи Багровых. Автор нарисовал яркую картину русской помещичьей жизни, деревенской и городской, конца 18 – начала 19 века и поэтически изобразил детство и отрочество молодого человека, щедро одаренного, мыслящего, пытливо всматривающегося в окружающий его мир, влюбленного в родную природу.

Странная судьба у этой книги – о ней почти всякий слышал, но не многие читали. Чуть больше повезло продолжению хроники, вышедшему под названием «Детские годы Багрова-внука». Настоящую же славу Аксакову принесла сказка «Аленький цветочек», оказавшаяся по воле автора в самом конце книги, в приложении к «Детским годам Багрова-внука».

«Семейная хроника», «Детские годы…» и «Аленький цветочек» образуют вместе что-то вроде матрешек, спрятанных друг в друга.

Книга появилась когда Россия после поражения в Крымской войне вынуждена была оставить Севастополь и затопить Черноморский флот. Страна пребывала в унынии, в обществе происходило столь знакомое нам смешение всех понятий о добре и зле. И вот в этот плачевный для русского народа момент появляется книга, похожая скорее на длинное ободряющее письмо, чем на литературное произведение. В ней нет никакого прямого отклика на события современности, но «Семейную хронику» расхватывают, жадно читают, передают из рук в руки.

Книга поразила и самых искушенных знатоков литературы. «Семейной хроникой» очарованы Тургенев, Толстой, Достоевский… Люди слишком устали от плохих новостей, от давящего официоза, им захотелось тех слов, которыми багровские крестьяне в «Семейной хронике» встречают только что обвенчавшихся молодых – «простых слов усердия и любви». Позднее в «Семейной хронике» найдут психологический и семейный роман с тончайшими чувствами героев. В книгах Аксакова люди находят то, что кажется уже истребленным вокруг, – поэзию природы, ощущение защищенности в теплом доме, простоту и добродушие семейных отношений.

Марина Цветаева до конца жизни с благодарностью вспоминала о спасительном блаженстве, которое она испытала, читая «Семейную хронику» в холодной и голодной Москве 1921 года. Она говорила, что это было спасение «внутрь себя, под веки, в глубь собственной груди, в свой единственный дом – Душу…» Она увидела, что аксаковская хроника – «не витрина музея... это живая, живучая и певучая русская молвь, такая как она поет еще в далеких деревнях…»

Счастлив человек, сохранивший отрывочные воспоминания о своем раннем детстве – тепло материнских рук, любовь простой крестьянки – его кормилицы, жалостливую любовь к младшей сестрице. Потом человек взрослеет, и чувства его взрослеют вместе с ним.

Об этом и многом другом рассказывает повесть Сергея Аксакова «Детские годы Багрова-внука», которая фактически является продолжением его «Семейной хроники». Книга была написана в 1859 году.

Булгаков М. А. «Белая гвардия»

Роман русского писателя Михаила Афанасьевича Булгакова «Белая гвардия» был издан в 1924 году. Между событиями, описанными в романе, и его созданием прошло всего пять лет. Однако эти годы во многом изменили взгляд писателя на недавнюю историю. Для Булгакова было жизненно необходимо осмыслить причины победы революционных сил над Белым движением.

«Белая гвардия» – не просто роман, – своеобразная хроника времени. Судьба издерганной дворянской семьи, задыхающейся в кровавом водовороте гражданской войны, под пером мастера обретает черты эпической трагедии всей русской интеллигенции, отголоски которой доносятся до нас и теперь... Переосмысление и анализ гражданской войны дан в нетрадиционной для советского времени манере: история рассказана с позиции белых офицеров.

Бунин И. А. «Жизнь Арсеньева»

Роман-хроника известного русского писателя, представителя критического реализма начала XX века. Блестящий образец отечественной психологической прозы начала 20 века – прозы, умело и точно исследующей душу русского интеллигента в тончайших ее проявлениях.

В романе запечатлены многие факты и подробности из жизни самого Бунина. Эта книга о главном – о родине и о любви. А точнее – о торжестве любви над забвением. Паустовский писал: «Жизнь Арсеньева» – одно из замечательных явлений мировой литературы. К великому счастью, оно в первую очередь принадлежит литературе русской. В этой удивительной книге поэзия и проза слились воедино, слились органически, неразрывно, создав новый замечательный жанр».

Гарин-Михайловский Н. Г. «Детство Темы», «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры»

Автобиографическая тетралогия известного русского писателя Николая Георгиевича Гарина-Михайловского. В повести «Детство Темы» и «Гимназисты», рассказывая о детстве и отрочестве своего героя, писатель поднимает проблемы нравственные, защищает личность ребенка и подростка от бездушия, казенщины, размышляет о судьбах молодого поколения. Во второй книге – «Студенты», «Инженеры» автор рассказывает о дальнейшей судьбе Темы Карташева, рисует широкую картину жизни, быта и настроений студенчества. Судьба целого поколения интеллигенции конца 19 века значительно расширяет рамки обычной семейной хроники. Глубокий психологический анализ детского кризиса, необходимость сделать правильный нравственный выбор в столь нежном возрасте не утратили своего значения и в наше время.

Катишонок Е. «Жили-были старик со старухой»

Роман «Жили-были старик со старухой», по точному слову Майи Кучерской, – повествование о судьбе семьи староверов, заброшенных в начале прошлого века в Остзейский край, там осевших, переживших у синего моря войны, разорение, потери и все-таки выживших, спасенных собственной верностью самым простым, но главным ценностям. «…Эта история захватывает с первой страницы и не отпускает до конца романа. Живые, порой комичные, порой трагические типажи, «вкусный» говор, забавные и точные «семейные словечки», трогательная любовь и великое русское терпение – все это сразу берет за душу. Прекрасный язык. Пронзительная ясность бытия. Непрерывность рода и памяти – всё то, по чему тоскует сейчас настоящий Читатель…» (Дина Рубина).

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Петр и Феврония Муромские – супруги, святые, ярчайшие личности Святой Руси, своей жизнью отразившие ее духовные ценности и идеалы.
Автором жизнеописания Петра и Февронии стал священник дворцового собора Ермолай-Еразм. Отец Ермолай приехал в Муром и на основе местных устных преданий составил житие. Но следует учитывать, что к тому времени прошло уже около четырехсот лет с момента преставления супружеской четы. Неудивительно, что за это время их жизнь превратилась в народном сознании в красивую сказку о любви и супружеской добродетели. Отец Ермолай записал все сохранившиеся известия о Петре и Февронии, переработал и изложил в надлежащем виде. Правда, даже получившийся «надлежащий вид» мало походил на традиционное житие, поэтому жизнеописание Петра и Февронии стали именовать не житием, а сказанием.


Салтыков-Щедрин М. Е. «Пошехонская старина»

«Пошехонская старина» М. Е. Салтыкова-Щедрина крупнейшее произведение русской литературы о крепостном строе и, вместе с тем, великий художественный суд над этим строем писателя-демократа.
«Пошехонская старина» во многом автобиографична. В ней отражены детские впечатления писателя, но, разумеется, ее значение значительно шире. Писатель решил обратиться к далекому прошлому, к эпохе крепостного нрава потому, что реакционные круги в 80-е годы усиленно идеализировали крепостные порядки, взаимоотношения помещика с крестьянами представлялись «патриархальными», отмена же крепостного права воспринималась, как катастрофа. Салтыков-Щедрин считал необходимым рассказать молодому читателю о том, что на самом деле происходило в русской жизни в 30^40-е годы. Писатель был убежден, что, «несмотря на изменившиеся формы общественных отношений, сущность их еще остается нетронутой», что прошлое не только помогает понять настоящее, но во многом и определяет его. Поэтому писатель стремится найти в жизненном материале, который изображен в его «Пошехонской старине», закономерности, определяющие во многом и современную писателю жизнь.

Толстой А. Н. «Детство Никиты»

Одна из лучших русских книг для детей. В рассказе о десятилетнем мальчике, живущем в отцовском имении под Самарой, изумительно ярко описаны самые обычные эпизоды из его жизни. Это произведение называют самой счастливой книгой в мире. Это рассказ о сиюминутном счастье и безотчетном наслаждении жизнью, которые дарованы мальчику из дворянской семьи. Никитой звали сына Толстого и Натальи Крандиевской. Мальчик рос на глазах у отца, когда он писал эту, отчасти автобиографическую, повесть.

Толстой Л. Н. «Детство», «Отрочество», «Юность»

Главный герой трилогии духовно близок автору, наделен автобиографическими чертами. Эту особенность творчества Толстого впервые отметил и объяснил Чернышевский. Показ развития человека как личности в пору его детства, отрочества и юности, то есть в те периоды жизни, когда человек наиболее полно ощущает себя в мире, свою нерасторжимость с ним, и затем, когда начинается отделение себя от мира и осмысление окружающей его среды. Трилогия верно передает духовную историю первых трех периодов жизни самого Толстого и вместе с тем лучшей части современной ему дворянской молодежи.

Толстой Л. Н. «Анна Каренина»

«Анна Каренина» – лучший роман о женщине, написанный в 19 веке. По словам Ф. М. Достоевского, «Анна Каренина» поразила современников «не только вседневностью содержания, но и огромной психологической разработкой души человеческой, страшной глубиной и силой». Уже к началу 1900-х годов роман Л. Толстого был переведен на многие языки мира, а в настоящее время входит в золотой фонд мировой литературы.

Толстой Л. Н. «Война и мир»

Роман-эпопея Л. Н. Толстого, описывающий русское общество в эпоху войн против Наполеона в 1805-1812 годах. Несмотря на то, что Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» любил «мысль народную», он достаточно много внимания уделил и «мысли семейной». Писателя очень волновала эта тема, и у него была своя система взглядов относительно того, какой должна быть идеальная семья. Счастливой семейной жизнью он одарил лишь самых любимых своих героев, проведя их через невероятно тяжелые испытания и заставив заслужить семейное счастье. Какой должна быть семья в понимании Толстого, мы узнаем лишь в самом конце романа. Начинается же роман с описания неудачного брака…

Тургенев И. С. «Отцы и дети»

Роман стал знаковым для своего времени, а образ главного героя Евгения Базарова был воспринят молодёжью, как пример для подражания. Такие идеалы, как бескомпромиссность, отсутствие преклонения перед авторитетами и старыми истинами, приоритет полезного над прекрасным, были восприняты людьми того времени и нашли отражение в мировоззрении Базарова.

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» отразилась идеологическая борьба двух поколений, являвшаяся одной из главных особенностей общественной жизни 60-х годов 19 века.

Чудаков А. «Ложится мгла на старые ступени»

Масштабный историко-философский роман виднейшего российского литературоведа Александра Чудакова с гипнотической точностью воссоздает навсегда канувшую в прошлое культуру ссыльно-поселенцев середины XX века, вынужденных жить и выживать на границе Сибири и Северного Казахстана. Со страниц романа предстает нам подлинная, сохраненная Россия. О детстве потомка дворян и попов в североказахстанском городе Чебачинске в 1930-1940-е годы и о его же студенческой юности в Москве 1950-1960-х.

Шмелев И. «Лето Господне»

Полно и глубоко воссоздан церковно-религиозный пласт народной жизни. Смысл и красота православных праздников, обрядов, обычаев, остающихся неизменными из века в век, раскрыт настолько ярко и талантливо, что роман стал подлинной энциклопедией жизни русского православного человека. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий