четверг, 7 мая 2015 г.

Песни – памятники эпохи

Каждый год 9 мая мы отмечаем День Победы нашего народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. В этом году – 70 лет как закончилась одна из самых кровопролитных войн не только в нашей, но и в мировой истории. Сегодня для наших читателей прозвучала литературно-музыкальная композиция «Песни – памятники эпохи». К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Театр поэзии "Родники": Е.Тузов, С. Кирсанова,Ю.Литвиненко
В годы Великой Отечественной войны не ослабевал интерес и к настоящему искусству. Артисты драматических и музыкальных театров, филармоний и концертных групп вносили свой вклад в общее дело борьбы с врагом. Огромной популярностью пользовались фронтовые театры и концертные бригады. Рискуя жизнью, эти люди своими выступлениями доказывали, что красота искусства жива, что убить ее невозможно.
Война и песня: что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен… И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою. Песня военных лет... вместе с Отчизной она встала в солдатский строй с первых дней войны и прошагала по пыльным и задымленным дорогам войны до победного ее окончания. Она помогала народу выстоять и победить. И помогла! И победили!

Песни были необходимы солдатам на войне. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку. А в решительные минуты помогала мобилизовать свои силы, избавиться от слабости и паники.

Прошли годы, страна залечила военные раны, но песни военных лет звучат и сегодня, потрясая сердца. Они нисколько не постарели, они и сегодня в строю. Сколько их… прекрасных и незабываемых. Каждая из военных песен – истинный шедевр, с собственной жизнью и историей.

Танцплощадка допоздна открыта.

Я ее законам подчинен.

Хриплая пластинка «Рио-Рита»,

С заводной пружиной патефон.

Пахнет первоцветом, пахнет маем.

Скрипки плачут тонко и навзрыд.

Мы-то ничегошеньки не знаем,

Что кому судьба наворожит.

И под знойный голос патефона,

Счастливы в неведеньи своем,

Затаив дыханье, полусонно

По волнам мелодии плывем…

Танцплощадка допоздна открыта.

В спелых звездах южный небосвод.

И на полный голос «Рио-Рита»

Что-то иностранное поет… (М. Матусовский)




«Священная война» стихи В. Лебедев-Кумач, музыка А. Александров

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой!..

Эта песня была написана в самом начале войны - уже 24 июня 1941 года ее текст был опубликован в «Известиях» и «Красной Звезде». Сразу же после публикации композитор А. В. Александров написал к ним музыку. Однако впервые на всю страну «Священная война», известная еще и как «Вставай, страна огромная», прозвучала в октябре 41-го года, когда стало ясно, что быстрой победы не будет и огромную страну все-таки ждет «смертный бой». Стихи В. И. Лебедева-Кумача призывным набатом прогремели на всю страну и отозвались в сердцах миллионов советских людей гневом и ненавистью к фашизму, решимостью и готовностью защитить с оружием в руках любимую Отчизну. Эта патриотическая композиция стала настоящим гимном советского народа. За считанные дни, зовущая к подвигам песня распространилась по всему Союзу.

26 июня 1941 года на Белорусском вокзале одна из не выехавших ещё на фронт групп Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнила эту песню. С 15 октября 1941 года «Священная война» стала ежедневно звучать по всесоюзному радио — каждое утро после боя кремлёвских курантов.

На улице полночь. Свет догорает.

 Высокие звезды видны.

Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,

В пылающий адрес войны.

Как долго ты пишешь его, дорогая,

Окончишь и примешься вновь.

Зато я уверен: к переднему краю

Прорвется такая любовь!

… Мы скоро вернемся, я знаю, я верю,

И время такое придет.

Останутся грусть и разлука за дверью,

А в дом только радость войдет.

И как-нибудь вечером вместе с тобою

К плечу прижимаясь плечом

Мы сядем и письма, как летопись боя,

Как хронику чувств, перечтем. (Иосиф Уткин)



«Землянка» стихи А. Сурков, музыка К. Листов

Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза.

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

А вот одна из самых лирических песен военных лет «Землянка», «родилась» совершенно случайно. Песни рассказывают историю войны не хуже учебников. Время написания песни «Землянка» легко определить по тексту. «В белоснежных полях под Москвой» - это значит, что стихи писались в дни обороны столицы. Поэт, фронтовой корреспондент Алексей Сурков, приехал в деревню Кашино под Истрой в 9-ю гвардейскую стрелковую дивизию. Он сразу попал под шквальную атаку немцев. Под впечатлением пережитого за этот день написал жене письмо в стихах. Спустя три месяца в редакцию, где работал Сурков, пришел композитор Константин Листов и попросил «что-нибудь, на что можно написать песню». Поэт переписал из фронтового блокнота те самые 16 строчек и отдал... 25 марта 1942 года песня «Землянка» была опубликована в «Комсомольской правде». К тому времени ее любили и пели и бойцы, и те, кто их ждал.



«Случайный вальс» стихи Е. Долматовский, музыка М. Фрадкин

Ночь коротка, спят облака,

И лежит у меня на ладони

Незнакомая ваша рука.

Стихи, которые впоследствии стали основной для «Случайного вальса», Евгений Долматовский написал еще в 1942 году, наблюдая за отдыхом солдат и медсестер в прифронтовой полосе. Он отмечал целомудренность, грусть этих коротких встреч на привалах, танцев до утра, отмеченных печалью по дому и мирной жизни. После знакомства с композитором Марком Фрадкиным и окончания Сталинградской битвы родилась песня. Самый известный исполнитель «Случайного вальса» - Леонид Утесов.



«Заветный камень» стихи А. Жарова, музыка Б. Мокроусова

Холодные волны вздымает лавиной

 Широкое Черное море,

 Последний матрос Севастополь покинул,

Уходит он, с волнами споря.

Леонид Васильевич Соловьев, автор искрящейся юмором и лукавством «Повести о Ходже Насреддине», в годы войны был корреспондентом газеты «Красный флот». А это значит, что все тяжкие дни обороны Севастополя он был вместе с бойцами на переднем крае. И был с ними до последнего дня. Отступая, покидая горящий город и эту вздрагивающую от взрывов севастопольскую землю, не верил Леонид Соловьев, что оставляет Севастополь врагу. И вместе со всеми шептал фразу, которая известна сейчас всем: «Мы вернемся, Севастополь!..»

Леонид Соловьев был не только журналистом, описывающим события обороны и отступления, но он был еще и писателем, заглядывающим и в завтрашний день. Это он подметил, как смертельно раненый моряк просил взятый им на севастопольской земле камень вернуть после освобождения Севастополю. Тогда многие уносили с собою горсточки земли, бережно завернутые в платочки, осколки от снарядов и бомб, сколки с булыжной мостовой — всё, что могло напоминать о Севастополе на других фронтах… А это значит, что захваченный город не покорился и что придет, обязательно придет час его освобождения.

17 июля 1943 года газета «Красный флот» публикует «Черноморскую легенду» своего специального корреспондента Леонида Соловьева, и эта легенда, прочитанная многими в годы войны, как бы потеряла авторство и стала известной на всех фронтах как быль. Находились очевидцы, которые «сами видели», как матрос (солдат) взял камень (горсть земли) с Малахова кургана (с Исторического бульвара, с Минной пристани…), чтобы вернуть реликвию Севастополю. И что день освобождения морской крепости уже не за горами.

Небольшая «Черноморская легенда» Леонида Соловьева вызвала к жизни десятки рассказов, фильмов и песен. А сам Леонид Соловьев своему прижизненному сборнику рассказов дал название «Севастопольский камень».

В 1943 году «Черноморскую легенду» Леонида Соловьева прочитали поэт Александр Жаров и композитор Борис Мокроусов. Песня быстро стала популярной, поют ее и сейчас. Александр Жаров вспоминал такой любопытный эпизод, связанный с этой песней:

«Это было в начале мая 1944 года. В город входили моряки и солдаты. На площадях и улицах происходили митинги и просто дружеские встречи фронтовиков. Вернувшись с Херсонесского мыса в день, когда последняя группа оккупантов была опрокинута в морскую пучину, я услышал знакомый напев. Большая группа солдат и матросов под баян пела «Заветный камень». Нашлись друзья-приятели, пожелавшие представить меня, как автора песни. Пришлось мне взобраться на какой-то помост и сказать несколько слов. К моему удивлению, вместе с добрыми словами в мой адрес раздались и слова критики:

 — Товарищ майор! Неправильные у вас в песне некоторые слова. Мы поем «взойдет на утес черноморский матрос, кто Родине новую славу принес», а ведь матрос вместе с солдатом уже взошел на утес славы. Просим подправить стихи-то! И они были подправлены. Предсказание победы над врагом превратилось в свершение победы».

Кто камень возьмет, тот пускай поклянется,

Что с честью носить его будет,

Он первым в любимую бухту вернется

И клятвы своей не забудет.

Тот камень заветный и ночью и днем

Матросское сердце сжигает огнем,

Пусть свято хранит мой камень гранит,

Он русскою кровью омыт.

Пусть свято хранит мой камень гранит,

Он русскою кровью омыт.



«Вечер на рейде» стихи А. Чуркин, музыка В. Соловьев-Седой

Одной из самых любимых лирических песен была «Вечер на рейде». Её пели все, думаю секрет тут в верно подобранном чувстве любви к родному дому, ко всему, что нам дорого и что надо было отстоять в жёстком смертельном бою. Родилась песня в Ленинграде. Как и все ленинградцы, авторы будущей песни композитор Василий Павлович Соловьев-Седой и поэт Александр Дмитриевич Чуркин рыли траншеи, гасили зажигательные бомбы. У Соловьева-Седого, все время думавшего о моряках, которые отдают свою жизнь, защищая морские подступы к Ленинграду, родилась мелодия и одна фраза: «Прощай любимый город». Композитор позвонил поэту А. Д. Чуркину, попросил его приехать. Несколько строк «уходим завтра в море» и другие Василий Павлович «подкинул» поэту, а поэт додумал остальное – песня была готова. Осенью и зимой 1941 года участники обороны Ленинграда пели эту песню.

Прощай, любимый город!

Уходим завтра в море.

И ранней порой

Мелькнет за кормой

Знакомый платок голубой.



«Катюша» стихи М. Исаковский, музыка М. Блантер

Все мы любим милую «Катюшу»,

Любим слушать, как она поёт

Из врага выматывает душу,

А друзьям отваги придаёт!

 С такими словами пели мирную ласковую песню в подмосковных лесах суровой военной зимой 1941 года, называя «катюшами» многоствольные реактивные миномёты. И было в ней столько светлого ощущения жизни, радости, обаяния, что не полюбить ее было просто невозможно.

Существовало множество военных вариантов песни «Катюша», которая была написана ещё до войны, но стала одной из самых любимых песен Великой Отечественной. Композитором Матвеем Блантером и поэтом Михаилом Исаковским написано много прекрасных песен, но, пожалуй, ни одна из них не согревала так солдатские сердца в тяжёлую военную пору, ни одна из них в мирные дни не сделала для дружбы, как эта простодушная улыбчивая «Катюша».



 «Темная ночь» стихи В. Агатов, музыка Н. Богословский

Лирическая песня «Темная ночь» написана композитором Никитой Богословским и поэтом Владимиром Агатовым в 1943 году для фильма «Два бойца». Режиссёру Леониду Лукову понадобился эпизод написания письма. Он обратился за помощью к Никите Богословскому, уже вскоре предложившему мелодию песни. В тот же день Марк Бернес записал фонограмму для песни, и уже на следующий день эпизод был снят. Главный герой фильма Аркадий Дзюбин в исполнении Марка Бернеса поёт эту песню под гитару ночью, во время дождя, во фронтовой землянке. Песня приобрела огромную популярность и стала в СССР одной из наиболее любимых и известных песен, созданных во время Великой Отечественной войны. С тех пор песня «Темная ночь» остается одной из самых известных и любимых военных песен.

Среди фронтовиков «Темная ночь» была очень популярна. Обычно она звучала в часы отдыха: кто-то дремал, кто-то негромко заводил песню…

Тёмная ночь, только пули свистят по степи,

Только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают.

В тёмную ночь ты, любимая, знаю, не спишь,

И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь.



 «Синий платочек» стихи Я. Галицкий и М. Максимов, музыка Ежи Петерсбурского

Синенький скромный платочек

Падал с опущенных плеч.

Ты говорила, что не забудешь

Ласковых, радостных встреч…

Так начинается фронтовой вариант «Синего платочка», который исполняла Клавдия Шульженко. В 1939-м году, спасаясь от фашистской чумы, в СССР приехал польский эстрадный коллектив «Голубой джаз». В 1940-м он давал концерты в Москве. Одна из мелодий пианиста джаз-оркестра Ежи Петерсбурского особенно поразила поэта Якова Галицкого – и он тут же написал текст, «накинув» на ноты синий платочек. Потом эту песню пели Лидия Русланова, Изабелла Юрьева, Вадим Козин.

Порой ночной

Мы распрощались с тобой…

Нет больше ночек!

Где т, платочек,

Милый, желанный, родной?

Это – шульженковский вариант. Стихи в апреле 1942 года по предложению самой Клавдии Ивановны написал литсотрудник газеты «В решающий бой!» Михаил Максимов. Певица как раз давала концерт на передовой, и ей хотелось, чтобы слова песни были «созвучны военномувремени»

Сколько заветных платочков

Носим в шинелях с собой!

Нежные речи,

Девичьи плечи

Помним в страде боевой.



 «В лесу прифронтовом» слова М. Исаковский, музыка М. Блантер

Фронтовые песни звучали не только на передовой, но и в тылу, объединяя страну в единый фронт. Песня объединяла людей, как бы протягивая нить между фронтом и тылом, между передовой и родным домом. Редкое долголетие суждено замечательной песне «В лесу прифронтовом». Текст песни «В лесу прифронтовом» принадлежит Михаилу Исаковскому, а музыку написал Матвей Блантер. М. Блантер избрал для песни форму вальса. Чудесная мелодия звучит, словно живое человеческое дыхание, она пробуждает воспоминание о родном доме, о мирной жизни…

К оригинальным мотивам композитор «пристраивает» хорошо знакомые каждому интонации старинного вальса «Осенний сон», и это связывает песню с чем-то очень дорогим, не омраченным в памяти никакими тяготами войны.

В лирических песнях, которые писали во время войны хотелось дать возможность солдату «пообщаться» с близкими, высказать сокровенные думы свои, высказать их подруге, невесте, жене, находившимся где-то за тридевять земель, в далеком тылу.

С берёз неслышен, невесом

Слетает жёлтый лист,

Старинный вальс «Осенний сон»

Играет гармонист.



Много песен прозвучало на дорогах войны. Они остались в памяти людей. Для нас это история нашей страны. Бесценные страницы в семейных фотоальбомах и строках фронтальных песен.

Но Победа – это не только радость, но и скорбь. Было подсчитано, что из каждых ста воевавших осталось в живых только трое. Еще раз всмотритесь в лица тех, кто уходил на войну (фотографии). Лица простые и одухотворенные, юные и не по годам умудренные, с ясным взглядом. Вот оно – героическое поколение победителей! Многие пали за свободу и независимость нашей Родины. Да, время неумолимо идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью народной.

Вспомним. Вспомним тех, кто остался в списках на мемориальных досках и в памяти живых, кто воевал, видел воочию смерть, кто подвигом своим приближал Победу. Многие остались там, на поле боя, чтоб жили мы, чтобы любили, чтобы растили детей. Их, погибших, более 20 миллионов. Более 20 миллионов ушли в бессмертие… И никогда не исчезнут из памяти народной гордость за Великую Победу и память о страшной цене, которую мы за нее заплатили.

Не забывай кровавые закаты,

Когда в руинах был родимый край.

И как на землю падали солдаты

Убитыми... Живой, не забывай!

А уж когда война закончилась, Победу праздновали и песней, и пляской, и чем еще могли!.. Мирное время, — какое счастье, какая радость! Проходят годы, сменяются поколения. Но разве можно забыть наших дедов и прадедов, защитивших не только жизнь, но и само звание – Человек! Светом благодарной памяти, светом любви нашей… светом скорби… Их подвиг свят, их вклад неоценим! Их День Победы – это наш День Победы! Давайте, все вместе защитим нашу Победу! Во имя всех, кто жив, во имя всех, кого уже нет и тех, кто будет потом.

Главная победная песня родилась только через 30 лет после завершения войны, но без нее сегодняшний рассказ о военных песнях был бы неполным. Песня «День Победы» была создана поэтом Владимиром Харитоновым и композитором Давидом Тухмановым. Впервые эта песня прозвучала на праздничном концерте в московском Кремле в исполнении Льва Лещенко. На предварительном прослушивании песни некоторые члены партии остались недовольны композицией. Но на концерте песня «День Победы» настолько понравилась Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу, что он встал и не сдерживал слез. После этого «День Победы» навсегда остался в репертуаре военных песен.

Комментариев нет:

Отправить комментарий