В преддверии Дня славянской
письменности и культуры в библиотеке-филиале №12 ГБУК г. Севастополя «ЦБС для
взрослых» в рамках совместного с Ремесленной палатой Севастополя проекта «Мозаика
ремесел» открылась выставка «О солнце, хлебе и… счастье».
Существует большое количество
противоречивых свидетельств, как в пользу, так и против существования
письменности у славян в дохристианские времена. Какой была докириллическая
письменность славян: черты, резы, руны… свято-русская Буквица, глаголица?..
На своей выставке мы хотим рассказать о
том, чему наши предки придавали важное значение и передали нам в наследство. Эти
послания – часть народной веры, наши древние славянские символы. Символы и
знаки наносили на одежду в качестве защитного орнамента, писали на оружии,
посуде и хозяйственном инвентаре. Узоры, созданные из защитных славянских
знаков, украшали стены домов и хозяйственных построек.
На выставке примеры славянских узоров и
символов представлены на лоскутном одеяле – коллективной работе учениц ГБОУ СОШ
№22 под руководством мастера Ремесленной палаты Севастополя Е. Ларионовой. Все
фрагменты вышиты старинным швом «Роспись». Изображения животных и птиц
стилизованы под традиционные русские узоры.
В Древней Руси лоскутное шитье было
широко распространено в деревнях. Производство ткани и одежды было дорогим,
поэтому экономные хозяйки сохраняли любые остатки тканого материала, которые
затем использовались для ремонта и обновления одежды. Со временем отсюда
родилось лоскутное рукоделие, из неиспользованных кусочков создавались
самостоятельные изделия – одеяла, панно, подушки... Но, помимо этого, наши
суеверные предки шили полотна с целыми картинами, которые несли определенную
смысловую нагрузку. Например: вышитое изображение животных или птиц в паре
(бабочки, голуби, рыбы) означало семейное благополучие, дерева или журавля –
долголетие, лебедя – верность; конь был оберегом домашнего очага, символом
доброты. Птица – обитатель мира небесного. Она символизировала тепло, свет,
любовь и счастье. Такие картины создавались как для своей семьи, так и для
подарка, тем самым рукодельницы дарили удачу и благополучие своим родным и
близким.
В качестве предметного плана на выставке использованы работы мастеров Ремесленной палаты Севастополя.
Рушники и полотенца с вышивкой «роспись»
и «белая строчка» выполнены мастером Ремесленной палаты А. Кузнецовой.
Авторская
кукла в чулочной технике – О. Волокитиной. Народная кукла – Е. Ларионовой. Керамическая посуда сделана
мастером Ремесленной палаты Е. Русиновской-Саксоновой.
На домотканом полотенце (семейная реликвия
прошлого века) все образы вышивки – это пожелания здоровья роду, хорошего
урожая, сытой жизни! Раньше такие полотенца делала каждая женщина для своего
дома. За зиму любая женщина должна была наткать до пятидесяти метров полотна, и
пошить к Пасхе всем членам семьи новую одежду.
До крещения Руси восточные славяне
поклонялись многочисленным языческим божествам, что оставило свой отпечаток и
на повседневном быте. Так, например, наши предки поклонялись Хорсу – богу
Солнца как основному источнику жизни. В повседневной жизни образ Солнца
символизировал хлеб. На Руси во все времена к хлебу было отношение особое. В
древние времена у нашего народа хлеб считался ритуальным блюдом, дающим силу, и
его приготовление сопровождалось сложными ритуалами. Об
этом говорят существовавшие многие сотни лет поверья и обычаи славян, связанные с хлебом. Отголоски многих из них
сохранились и до наших дней.
Хлеб имел у древних славян и своеобразное
юридическое значение: помогал установлению семейных и дружеских отношений,
являясь сакральным символом, исполнял роль печати на народных договорах. Хлеб –
«корневая, родовая память» древних славян. Любое важное событие предваряло
преломление хлеба. Эта миссия была возложена на старейшину или главу семьи, из
его рук все остальные получали свою порцию хлеба.
В народе о хлебе говорили, как о живом
существе: хлеб-кормилец, хлеб-батюшка. Пекли хлеб один или два раза в неделю. До
революции хлеб был только круглым, или в форме кольца. И это было неспроста:
через отверстие этого хлеба (который считался оберегом) смотрели на людей,
чтобы защитить себя от внешнего магического воздействия. Но и круглым хлеб был
не всегда. Изначально хлебом у славян было жидкое хлебово, откуда и появилось
слово хлеб. Его буквально хлебали ложками, и хлебом называли всякую пищу,
произведенную из зерна и муки, в том числе и кашу.
В каждом доме была ручная мельница. Еще до сей поры на чердаках, в чуланах в русских деревнях можно найти каменные жернова, некогда бережно хранимые. На ветряные и водяные мельницы зерно отдавали только большие семьи, но малыми порциями, дабы мука не испортилась, а просушенные на гумне запасы ржи, пшеницы, проса и ячменя хранили в холодных амбарах, засыпая его понемногу в проветриваемые сусеки, ибо зерно от выделяемого тепла могло загореться. До наступления морозов раз на дню хозяева заходили в амбар, чтобы пощупать сусеки, проверяя, нет ли жара. И если случался, то перелопачивали зерно или вовсе рассыпали, дабы подсушить и остудить зерно.
Языческие традиции дохристианской Руси отличались друг от друга в некоторых деталях в зависимости от региона. Жизнь крестьян была неразрывно связана с древним земледельческим календарем «Месяцесловом», который мастерицы вышивали на женских передниках и сарафанах из красного кумача. Элементы вышитого календаря – месяцы отражали солнечные праздники, дни, когда сеяли хлеб, фазы развития посевов и уборки урожая. И выпечка к каждому празднику была особая. Зимой с 25 декабря по 7 января пекли: калитки, колядки, гадальные булочки, сочни... Весной на масленицу блины: гречневые, дрожжевые, пшенные, скородумки; оладьи, глупыши, шпани, шаньги…
Ржаной хлеб называли мякушкой, из житной муки –
житником, из овсяной – овсяником, из гороховой муки – гороховик. Пшеничная мука
была доступна не всем, белый хлеб на дрожжах называли ситник, его пекли по
большим праздникам, например, на свадьбу. На Руси отправляясь свататься, всегда
брали хлеб: на хлеб клали руки молодых при заключении договоренности о свадьбе
(это называлось рукобитье). На свадьбе родители благословляли жениха с невестой
не только иконой, но и хлебом. После венчания молодых встречали хлебом и солью.
Потом этот хлеб везли вместе с приданым невесты. На праздничном столе
обязательно присутствовали: калачи, пряники, яйца, пиво и вино. Главным
угощением был свадебный каравай, который, кроме всего прочего, был символом
изобилия и богатства будущей семьи. Поэтому пекли его с особенным размахом. На
свадьбе перемешивали хлеб, испечённый в доме невесты, с хлебом, испечённым в
доме жениха: быть двум семьям отныне «хлебами из одной печи».
Хлеб считался символ достатка, изобилия и
материального благополучия. В быту и в обрядах часто объединялся с солью. У
славян было принято, чтобы буханка хлеба постоянно лежала на столе в красном
углу. Считалось, что сила, здоровье и удача зависят от обращения с хлебом. Возвращаясь,
домой с похорон, наши предки старались первым делом заглянуть в квашню с
тестом, чтобы священная сила Жизни изгнала Смерть за порог. Также хлебом
поминали тех, кто умер. Члену семьи, собирающемуся в дорогу, обязательно давали
с собой хлеб. Не только для утоления голода в пути, но и в качестве оберега.
Считается, что буханка хлеба из дома хранит тепло и энергетику всей семьи и
способна защитить от неприятностей в дороге. Так же хлеб как оберег клали в
колыбель к новорожденному.
Большую символику и значимость имела
домашняя утварь, которая использовалась при изготовлении хлеба и его
последующем хранении. Одной их распространенных являлась – квашня или дежа. Еще
с вечера тесто замешивали в квашне, которую мыли раз в год, в четверг на
Страстной неделе. Вымытую дежу накрывали крышкой или переворачивали и
«наряжали» – обвязывали женским поясом, полотенцем, затем накрывали скатертью и
сверху клали хлеб с солью. Затем дежу выносили во двор и ставили на стороне,
где восходит солнце, а после восхода вносили обратно в дом. Делалось это все
для того, чтобы набралась дежа сил от небесных светил, чтобы не переставал
удаваться в ней хороший хлеб. Квашня (жидкое тесто) всегда стояло в избе на
почетном месте. Брожение олицетворяла Жизнь. На кадку с квашней перед свадьбой
усаживали невесту, чтобы в семье был достаток и благополучие.
Еще одним их важных предметов утвари
хлебопечения у древних славян, являлась хлебная лопата. На неё клали
приготовленный для выпечки хлеб, чтобы поместить в печь. Хлебная лопата,
которая постоянно соприкасалась с огнем, обладала очистительной и омолаживающей
силой, была магическим орудием у древних славян. Её использовали в борьбе с небесной
водой – дождем, градом: на плохую погоду хлебную лопату выносили из дома, а
иногда просто выбрасывали во двор. Большое значение придавалось хлебни
(хлебнице), она служила для хранения одной или двух ковриг хлеба,
предназначенных хозяевами для еды на сутки. Остальной хлеб хранился в большом
ларе, стоявшем в сенях или клети. Место хлебни было в избе – в переднем углу,
на лавке под иконами. Использовали хлеб и чтобы остановить пожар: с ним
обходили горевшее строение или просто бросали его в огонь. Вот такая была вера
в силу хлеба!
Рождение ребенка было окружено значительным
количеством любопытных обрядов. Например, во время ритуала «размывания рук», на
третий день после рождения ребенка на стол в первую очередь ставили хлеб и
соль. Повитуха становилась в Святом углу, держа в руках хлеб и чашку с водой.
Потом она лила воду на руку роженице и пила эту воду. После этого хлеб и вода
передавались роженице. Данный обряд должен был
символизировать передачу ответственности за дальнейшую жизнь младенца от
повитухи к матери.
Недоношенного или слабого ребенка
принято было «перепекать» в печи. Младенца заворачивали в специальное ржаное
тесто, приготовленное на воде. Оставляли только ноздри, чтобы дышать.
Привязывали к хлебной лопате и, приговаривая секретные слова, отправляли в печь
на какое-то время. Печь была теплой, тесто предохраняло от перегрева,
подлечивало не совсем развитую кожу младенца, равномернее распределяло тепло, а
заговорами отсчитывали время. И это не страшный и необъяснимый варварский
обряд, а удивительно верное при тогдашнем уровне развития медицины средство,
спасшее тысячи недоношенных детей.
Знаете ли вы, что слово «счастье» своим
появлением обязано хлебу? По русскому обычаю, когда семье рождался ребенок – пекли
хлеб. В дом приглашали гостей, и хлеб делили на доли, части. Новорождённому
тоже выделяли свою долю, часть. Считалось, что с этого момента он живёт «с
частью» жизненных благ. Говорят, что так и произошло слово «счастье».
Комментариев нет:
Отправить комментарий