четверг, 17 мая 2018 г.

О солнце, хлебе и… счастье



В преддверии Дня славянской письменности и культуры в библиотеке-филиале №12 ГБУК г. Севастополя «ЦБС для взрослых» в рамках совместного с Ремесленной палатой Севастополя проекта «Мозаика ремесел» открылась выставка «О солнце, хлебе и… счастье».
Существует большое количество противоречивых свидетельств, как в пользу, так и против существования письменности у славян в дохристианские времена. Какой была докириллическая письменность славян: черты, резы, руны… свято-русская Буквица, глаголица?..
На своей выставке мы хотим рассказать о том, чему наши предки придавали важное значение и передали нам в наследство. Эти послания – часть народной веры, наши древние славянские символы. Символы и знаки наносили на одежду в качестве защитного орнамента, писали на оружии, посуде и хозяйственном инвентаре. Узоры, созданные из защитных славянских знаков, украшали стены домов и хозяйственных построек.
На выставке примеры славянских узоров и символов представлены на лоскутном одеяле – коллективной работе учениц ГБОУ СОШ №22 под руководством мастера Ремесленной палаты Севастополя Е. Ларионовой. Все фрагменты вышиты старинным швом «Роспись». Изображения животных и птиц стилизованы под традиционные русские узоры.

 
Русские женщины издавна были искусными вышивальщицами. Они умело превращали различные ткани в подлинные произведения искусства. Сохранившиеся до наших дней вышивки Русского Севера покоряют красотой мотивов и безупречной техникой исполнения узора. На Севере была распространена вышивка красной росписью с характерным графически-линейным узором. Народные вышивки, выполненные швом роспись, отличались необычной расцветкой и густотой узора. Здесь прозрачный кружевной орнамент из геометрических мотивов или растительных форм выполнялся тонкими шерстяными нитками сочного малинового или красно-терракотового цвета. Вышивали птиц-пав, орлов, коней, всадников и хороводы женских фигур с ветками или птицами в руках.
В Древней Руси лоскутное шитье было широко распространено в деревнях. Производство ткани и одежды было дорогим, поэтому экономные хозяйки сохраняли любые остатки тканого материала, которые затем использовались для ремонта и обновления одежды. Со временем отсюда родилось лоскутное рукоделие, из неиспользованных кусочков создавались самостоятельные изделия – одеяла, панно, подушки... Но, помимо этого, наши суеверные предки шили полотна с целыми картинами, которые несли определенную смысловую нагрузку. Например: вышитое изображение животных или птиц в паре (бабочки, голуби, рыбы) означало семейное благополучие, дерева или журавля – долголетие, лебедя – верность; конь был оберегом домашнего очага, символом доброты. Птица – обитатель мира небесного. Она символизировала тепло, свет, любовь и счастье. Такие картины создавались как для своей семьи, так и для подарка, тем самым рукодельницы дарили удачу и благополучие своим родным и близким. 

В качестве предметного плана на выставке использованы работы мастеров Ремесленной палаты Севастополя.
 

Рушники и полотенца с вышивкой «роспись» и «белая строчка» выполнены мастером Ремесленной палаты А. Кузнецовой.


Авторская кукла в чулочной технике – О. Волокитиной. Народная кукла – Е. Ларионовой. Керамическая посуда сделана мастером Ремесленной палаты Е. Русиновской-Саксоновой.
На домотканом полотенце (семейная реликвия прошлого века) все образы вышивки – это пожелания здоровья роду, хорошего урожая, сытой жизни! Раньше такие полотенца делала каждая женщина для своего дома. За зиму любая женщина должна была наткать до пятидесяти метров полотна, и пошить к Пасхе всем членам семьи новую одежду.
До крещения Руси восточные славяне поклонялись многочисленным языческим божествам, что оставило свой отпечаток и на повседневном быте. Так, например, наши предки поклонялись Хорсу – богу Солнца как основному источнику жизни. В повседневной жизни образ Солнца символизировал хлеб. На Руси во все времена к хлебу было отношение особое. В древние времена у нашего народа хлеб считался ритуальным блюдом, дающим силу, и его приготовление сопровождалось сложными ритуалами. Об этом говорят существовавшие многие сотни лет поверья и обычаи славян, связанные с хлебом. Отголоски многих из них сохранились и до наших дней.
Хлеб имел у древних славян и своеобразное юридическое значение: помогал установлению семейных и дружеских отношений, являясь сакральным символом, исполнял роль печати на народных договорах. Хлеб – «корневая, родовая память» древних славян. Любое важное событие предваряло преломление хлеба. Эта миссия была возложена на старейшину или главу семьи, из его рук все остальные получали свою порцию хлеба.
 
О хлебе сложено множество пословиц и поговорок, написаны книги, стихи, рассказы, часть из которых представлена на книжной выставке, кроме того на выставке вы сможете ознакомиться с литературой о культуре и быте древних славян.
В народе о хлебе говорили, как о живом существе: хлеб-кормилец, хлеб-батюшка. Пекли хлеб один или два раза в неделю. До революции хлеб был только круглым, или в форме кольца. И это было неспроста: через отверстие этого хлеба (который считался оберегом) смотрели на людей, чтобы защитить себя от внешнего магического воздействия. Но и круглым хлеб был не всегда. Изначально хлебом у славян было жидкое хлебово, откуда и появилось слово хлеб. Его буквально хлебали ложками, и хлебом называли всякую пищу, произведенную из зерна и муки, в том числе и кашу.

В каждом доме была ручная мельница. Еще до сей поры на чердаках, в чуланах в русских деревнях можно найти каменные жернова, некогда бережно хранимые. На ветряные и водяные мельницы зерно отдавали только большие семьи, но малыми порциями, дабы мука не испортилась, а просушенные на гумне запасы ржи, пшеницы, проса и ячменя хранили в холодных амбарах, засыпая его понемногу в проветриваемые сусеки, ибо зерно от выделяемого тепла могло загореться. До наступления морозов раз на дню хозяева заходили в амбар, чтобы пощупать сусеки, проверяя, нет ли жара. И если случался, то перелопачивали зерно или вовсе рассыпали, дабы подсушить и остудить зерно.

Языческие традиции дохристианской Руси отличались друг от друга в некоторых деталях в зависимости от региона. Жизнь крестьян была неразрывно связана с древним земледельческим календарем «Месяцесловом», который мастерицы вышивали на женских передниках и сарафанах из красного кумача. Элементы вышитого календаря – месяцы отражали солнечные праздники, дни, когда сеяли хлеб, фазы развития посевов и уборки урожая. И выпечка к каждому празднику была особая. Зимой с 25 декабря по 7 января пекли: калитки, колядки, гадальные булочки, сочни... Весной на масленицу блины: гречневые, дрожжевые, пшенные, скородумки; оладьи, глупыши, шпани, шаньги…

Ржаной хлеб называли мякушкой, из житной муки – житником, из овсяной – овсяником, из гороховой муки – гороховик. Пшеничная мука была доступна не всем, белый хлеб на дрожжах называли ситник, его пекли по большим праздникам, например, на свадьбу. На Руси отправляясь свататься, всегда брали хлеб: на хлеб клали руки молодых при заключении договоренности о свадьбе (это называлось рукобитье). На свадьбе родители благословляли жениха с невестой не только иконой, но и хлебом. После венчания молодых встречали хлебом и солью. Потом этот хлеб везли вместе с приданым невесты. На праздничном столе обязательно присутствовали: калачи, пряники, яйца, пиво и вино. Главным угощением был свадебный каравай, который, кроме всего прочего, был символом изобилия и богатства будущей семьи. Поэтому пекли его с особенным размахом. На свадьбе перемешивали хлеб, испечённый в доме невесты, с хлебом, испечённым в доме жениха: быть двум семьям отныне «хлебами из одной печи».
Хлеб считался символ достатка, изобилия и материального благополучия. В быту и в обрядах часто объединялся с солью. У славян было принято, чтобы буханка хлеба постоянно лежала на столе в красном углу. Считалось, что сила, здоровье и удача зависят от обращения с хлебом. Возвращаясь, домой с похорон, наши предки старались первым делом заглянуть в квашню с тестом, чтобы священная сила Жизни изгнала Смерть за порог. Также хлебом поминали тех, кто умер. Члену семьи, собирающемуся в дорогу, обязательно давали с собой хлеб. Не только для утоления голода в пути, но и в качестве оберега. Считается, что буханка хлеба из дома хранит тепло и энергетику всей семьи и способна защитить от неприятностей в дороге. Так же хлеб как оберег клали в колыбель к новорожденному.
Большую символику и значимость имела домашняя утварь, которая использовалась при изготовлении хлеба и его последующем хранении. Одной их распространенных являлась – квашня или дежа. Еще с вечера тесто замешивали в квашне, которую мыли раз в год, в четверг на Страстной неделе. Вымытую дежу накрывали крышкой или переворачивали и «наряжали» – обвязывали женским поясом, полотенцем, затем накрывали скатертью и сверху клали хлеб с солью. Затем дежу выносили во двор и ставили на стороне, где восходит солнце, а после восхода вносили обратно в дом. Делалось это все для того, чтобы набралась дежа сил от небесных светил, чтобы не переставал удаваться в ней хороший хлеб. Квашня (жидкое тесто) всегда стояло в избе на почетном месте. Брожение олицетворяла Жизнь. На кадку с квашней перед свадьбой усаживали невесту, чтобы в семье был достаток и благополучие.
Еще одним их важных предметов утвари хлебопечения у древних славян, являлась хлебная лопата. На неё клали приготовленный для выпечки хлеб, чтобы поместить в печь. Хлебная лопата, которая постоянно соприкасалась с огнем, обладала очистительной и омолаживающей силой, была магическим орудием у древних славян. Её использовали в борьбе с небесной водой – дождем, градом: на плохую погоду хлебную лопату выносили из дома, а иногда просто выбрасывали во двор. Большое значение придавалось хлебни (хлебнице), она служила для хранения одной или двух ковриг хлеба, предназначенных хозяевами для еды на сутки. Остальной хлеб хранился в большом ларе, стоявшем в сенях или клети. Место хлебни было в избе – в переднем углу, на лавке под иконами. Использовали хлеб и чтобы остановить пожар: с ним обходили горевшее строение или просто бросали его в огонь. Вот такая была вера в силу хлеба!
Рождение ребенка было окружено значительным количеством любопытных обрядов. Например, во время ритуала «размывания рук», на третий день после рождения ребенка на стол в первую очередь ставили хлеб и соль. Повитуха становилась в Святом углу, держа в руках хлеб и чашку с водой. Потом она лила воду на руку роженице и пила эту воду. После этого хлеб и вода передавались роженице. Данный обряд должен был символизировать передачу ответственности за дальнейшую жизнь младенца от повитухи к матери.
Недоношенного или слабого ребенка принято было «перепекать» в печи. Младенца заворачивали в специальное ржаное тесто, приготовленное на воде. Оставляли только ноздри, чтобы дышать. Привязывали к хлебной лопате и, приговаривая секретные слова, отправляли в печь на какое-то время. Печь была теплой, тесто предохраняло от перегрева, подлечивало не совсем развитую кожу младенца, равномернее распределяло тепло, а заговорами отсчитывали время. И это не страшный и необъяснимый варварский обряд, а удивительно верное при тогдашнем уровне развития медицины средство, спасшее тысячи недоношенных детей.
Знаете ли вы, что слово «счастье» своим появлением обязано хлебу? По русскому обычаю, когда семье рождался ребенок – пекли хлеб. В дом приглашали гостей, и хлеб делили на доли, части. Новорождённому тоже выделяли свою долю, часть. Считалось, что с этого момента он живёт «с частью» жизненных благ. Говорят, что так и произошло слово «счастье».

Комментариев нет:

Отправить комментарий