26
марта в библиотеке-филиале №12 ГБУК г. Севастополя «ЦБС для взрослых» открылась выставка «Светлый праздник Пасхи» – в рамках совместного с
Ремесленной палатой Севастополя проекта «Мозаика ремесел».
Великая Суббота, вечер. На улице
народу мало, несут пасхи и куличи в картонках. О, незабвенный вечер, гаснущий
свет за окнами... Таинственный свет, святой. И теперь еще слышу медленные шаги, с лампадкой, поющий в раздумье
голос: Ангели поют на не-бе-си-и... (И. Шмелев «Лето Господне» отрывок
Пасха)
На выставке представлены работы мастеров Ремесленной палаты
Севастополя, выполненные в различных техниках декоративно-прикладного искусства:
народная кукла, керамика, пасхальный декор, предметы русского быта, украшения…
и даже – сладости!
С давних времен, с XVIII века на Руси развивалась художественная
подлаковая роспись по дереву, керамике, металлу. Именно в этом виде
декоративно-прикладного искусства работают Татьяна Бородова и Татьяна Докина.
Мастера расписывают матрешек, шкатулки, расчески, пудреницы, украшения, посуду.
Все эти предметы, вместе с куличами да яйцами было принято дарить на Пасху
своим родным, друзьям, соседям. А расписных ложек у нас на выставке – от
полуметровой деревянной, до трехсантиметровой металлической – на любой роток!
Наши предки расписывали фасады домов, посуду, игрушки, оформляли
росписью интерьер. Наталья Кручевская для своих изделий использует различную славянскую
роспись по дереву. Каждое расписанное мастером изделие несет на себе украшенное
древними символами пожелание здоровья, счастья, благословения в дом.
Искусство резьбы по дереву известно с давних времен. Резными элементами при помощи простых инструментов – топора, пилы,
стамески украшались на Руси деревянные дома, изготовлялись бытовые предметы. Александр
Шаталин режет из дерева фигурки ангелов, людей, зверей, в том числе тех,
которые являются символами Пасхи.
А еще пасхальных персонажей: курочек, птичек, кроликов можно связать
крючком. Елена Якушенкова вяжет различных милых животных в оригинальной технике
амигуруми. Популярность кукол, связанных в этой технике набирает обороты.
Екатерина Ларионова представляет авторскую народную куклу Вербницу
(Пасху), символизирующую женщину, идущую освящать куличи и писанки. Вербницу выставляли
на окно, чтобы люди видели, что в этом доме через неделю будут праздновать Пасху.
На сам праздник куклу ставили на стол рядом с пасхальными куличом и крашеными
яйцами.
Удивительна текстильная кукла и вышивка Антонины Кузнецовой. Из
простого лоскута ткани Антонина сворачивает игровую тряпичную куклу – «зайчик
на пальчик».
Выбор образа зайца для одной из самых первых детских игрушек был у
наших предков не случайным, заяц – животное доброе и безобидное. Специальная
форма этой куклы позволяет одевать ее на палец – так удобно играть с маленьким
ребенком. Малыш и сам мог играть с такой куклой, просовывая в нее пальчики.
Можно
одеть тряпичного зайчика на расписное яичко. А вот и курочка, внутри которой
спрятано пасхальное яичко – исконно народный подарок на Пасху.
Анжелика Коршун плетет из крымских душистых трав посуду, именно такую
использовали в быту деревенские жители. Если хранить в ней русский пасхальный
хлеб – кулич, он долго не зачерствеет.
С незапамятных времён человек пользовался различными видами посуды, ее
изготавливали преимущественно из глины – самого доступного в обработке,
жаропрочного, устойчивого к жидкости материала.
Полевик, плошка, рыльник, умывальник, балакирь, канопка… черепушка –
каждая глиняная посудина имела свое название. В опарнице, к примеру, готовили
опару под кислое тесто на пироги, блины, куличи. На глиняные блюда или в миски
ставили пасхи да куличи, а вокруг укладывали пасхальные яйца.
Александр Черемисов занимается керамикой. На выставке вы увидите керамическое
блюдо, выполненное мастером по скифским мотивам – артефактам, найденным в
Херсонесе.
Вы знаете, что такое окарина? Александр вам о них расскажет, покажет и
даже даст попробовать! В жизни русского народа окарина имела важное сакральное
значение. В стародавние времена окарину использовали при лечении заговорами, для
вызова дождя в засуху, с ней зазывали весну; и просто свистулькой называли на Руси,
но есть у нее и другое загадочное имя – окарина.
Каждая хозяйка украшает дом к Пасхе. Свои решения предлагают мастера
Ремесленной палаты Севастополя. Например, пасхальные композиции у Ларисы Коваленко
на любой вкус: от ярких в стиле кантри, до нежных в стиле прованс.
Для праздника характерны особые символы – кулич, пасха и яйцо. Без
пасхального яйца не обойдется никто на Светлый праздник. Куриные яйца
расписывают в разных техниках и называют по-разному: крашенки (яйца, окрашенные
в один цвет, без нанесения на скорлупу рисунка), крапанки (яйца с однотонным
фоном, на который наносятся узоры из полосок или пятен). Еще один вид –
дряпанки или шкрябанки: после окрашивания таких яиц на их скорлупе
нацарапывался определенный узор. Писанки – это сырые яйца, расписанные
традиционными народными орнаментами или узорами. Писанки расписывали по правилам
сочетания цветов орнамента и фона. Если эти правила нарушались, то яйцо называли
уже не писанкой, а малеванкой. Это значит, что на него наносили не традиционный
узор, а свой собственный.
Для пасхального декора используют яйчат – так называют декоративные
яйца, изготовленные из дерева, стекла, пластика и других материалов. Их
разновидностью можно считать знаменитые яйца Фаберже.
На выставке мастера Ремесленной палаты Севастополя демонстрируют яйчат
украшенных бисером и атласными лентами (Л. Баррио), из ткани (Л. Коваленко),
вышитых в технике счётных швов с бисером (А. Кузнецова)… и даже съедобных!
С древних времен на Руси была удивительная и вкусная традиция – перед
каждым важным событием пекли пряники. Пряники раздавали всем прохожим на улице,
и чем больше людей смогли угостить, тем больше будет у раздающего удачи. Пряники дарили и в
Прощеное Воскресенье – последний день Масленицы перед началом
Великого поста.
Светлана Гапон изготовила для выставки потрясающую пасхальную пряничную
композицию «Пасхальное настроение»: пряник-яйчонок в стиле Фаберже, овальный
пряник и пряничный столик с куличом, внутри которого находятся крошечные
зефирчики.
Елена Зосим и Ольга Козачун работают в технике фьюзинга – спекания
стекла в печи.
Их предложение для пасхального декора – запеченные бутылки с
обратным декупажем – картинкой пасхальной тематики и яйчата в технике фьюзинга.
Сияют кресты на крыльях, у
карнизов. И все накрыло великим гулом, чудесным звоном из серебра и меди.
Хрис-тос воскре-се из ме-ртвых... Священно пахнет горячим воском и
можжевельником... сме-ртию смерть... по-пра-ав!.. (И. Шмелев «Лето
Господне» отрывок Пасха)
Пасха дала русской литературе образы, мотивы, сюжеты, эпизоды и уникальный
жанр пасхального рассказа, который существует только в России. Пасхальные
рассказы составляют целую традицию в русской литературе. Главное отличие
пасхального рассказа – попытка более глубокого понимания себя, попытка анализа
своей души, её готовности воспринять благую весть о Воскресении Христовом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий