четверг, 22 февраля 2018 г.

Сказка кружевных узоров

   21 февраля в библиотеке-филиале №12 ГБУК г. Севастополя «ЦБС для взрослых» открылась выставка «Сказка кружевных узоров» – в рамках совместного с Ремесленной палатой Севастополя проекта «Мозаика ремесел». 

Известно, что по технике исполнения кружево бывает плетёным, шитым, узелковым или вязаным. Кружево еще называют стежком в воздух. На выставке вы увидите кружева ручной работы, исполненные в двух техниках: плетенные на коклюшках – севастопольской студии «Кружевница»; и, выполненные в узелковой технике фриволите (анкарс) – творческой мастерской «Вдохновение».
Я примеряю кружева,
Они ложатся мне на плечи...
Слегка шурша, в осенний вечер
Тихонько падает листва.
Я примеряю кружева…
Как все начиналось? Европейская история у кружев давняя – с XV века. В России кружева из золотых и серебряных нитей стали делать в начале XVII века для царского двора. Позже научились плести кружева изо льна, шелка, хлопчатобумажных нитей. О техниках и особенностях плетения кружев, об использовании кружева в одежде и многое другое вы узнаете из книг, которые есть в библиотеке.

Переплелись у мастерицы
В узорах сказочные птицы
И приворотная трава.
Я примеряю кружева...
 



    Студия «Кружевница» (руководитель А. К. Померанская) создана в 2009 году и объединяет пятнадцать мастеров и любителей кружевоплетения на коклюшках. Среди них – профессиональные кружевницы во втором и третьем поколении, которым этот вид рукоделия перешел по наследству. Например, более полувека плетут кружевные узоры Алла Николаевна Осадчая и Лидия Ивановна Столбовская. Есть и ученицы, начинающие постигать секреты этого редкого вида рукоделия. Мастера студии «Кружевница» (А. К. Померанская, В. Н. Гаврилюк, И. К. Ерофеева, С. М. Радзиевская, Т. В. Красова и др.) плетут уникальные вещи: шарфы и воротники, салфетки и скатерти, накидки, пелерины, украшения и сувениры…
Фон в коклюшечном кружеве нежный, воздушный, а линия рисунка – снежинки, инея, бабочки, цветка… так называемой «велюшки» – насыщенная. Плетут кружево по рисунку на бумаге – «сколку», где точно просчитаны все переплетения нитей. Сколок накалывают на туго набитый матерчатый валик, места переплетения нитей закрепляют булавками, а каждую нить наматывают на резную деревянную коклюшку. Количество коклюшек (их считают парами), зависит от размера изделия и может варьироваться от 3 до 72 пар!
 
 
 
В 2015 году работы мастеров студии «Кружевница» участвовали в Международном конкурсе «Кружевная чудо-птица» в Вологодском музее кружева. Работа Г. Г. Богдановой получила Специальный приз. В 2014 и 2017 годах студия «Кружевница» представляла город Севастополь на Международном фестивале кружева в Вологде.
 


За мелодичный перезвон коклюшек во время работы кружевниц – вологодское зовут «музыкальным кружевом». И мы услышали эту завораживающую музыку коклюшек на мастер-классе, который провела Л. А. Малая. Все желающие попробовали «сыграть» партию на трех парах коклюшек.Основной вид движения, как учил нас мастер – перекрутка между собой двух коклюшек в правой и левой руке, далее между двумя парами делают перевивку и разводят коклюшки в разные стороны, затем все это проделывают со следующей парой коклюшек… Ох, не простые «ноты» в коклюшечной песне!..

Касаясь робко колдовства,
Дыша в немом благоговенье,
В мечтах познать секрет плетенья –
Я примеряю кружева... (О. Хазаринова)
Творческая мастерская «Вдохновение» в 2009 году объединила трех севастопольских мастеров, работающих в технике фриволите: Т. В. Гонсиоровскую (руководитель ТМ), А. А. Довженко, А. Н. Дельянову. Работы мастеров ТМ «Вдохновение» регулярно выставляются в центральной художественной мастерской «Анкарса» в Москве, на выставках Ремесленной палаты в Севастополе.
 
 
Кружево фриволите применяется для отделки предметов одежды, создания салфеток, воротничков, украшений, покрывал, скатертей… Считается, что техника из восточных колоний попала в Англию, где и получила развитие. А вот в России челночное кружево было практически неизвестно. Нет изображений изделий из фриволите на картинах русских художников. Не упоминается фриволите и в русской художественной литературе до XIX века. В русских книгах по рукоделию начала XX века можно встретить только небольшие разделы по фриволите. Долгое время узелковая техника плетения кружева при помощи специальных челноков считалась чем-то несерьезным – даже переводится фриволите с французского как пустой, легкомысленный. После октябрьских событий 1917 года этот вид рукоделия был признан буржуазным, мещанским и в итоге основательно забыт. Поэтому, возрождающуюся сейчас в России технику фриволите можно считать достаточно молодой.
 
   В библиотеке на выставке представлены украшения в технике фриволите (анкарс). Для анкарса характерно использование нетрадиционных для фриволите материалов: тонких, скользящих капроновых и шелковых нитей, хрусталя, бисера и натуральных камней. Узлы основы стилистически имитируют скань, то есть металл. При этом основа может быть любого цвета – зеленой, красной, синей, но она должна ассоциироваться с металлом, а не с нитками. Украшения фриволите плетут в старинной французской технике вязания кружева. Главные качества таких украшений это их легкость, ажур, женственность и при этом они хорошо держат форму, благодаря самой технике.
 
 
Также в преддверии праздников ТМ «Вдохновение» представляет на выставке новое направление – современный, креативный вид творчества, стремительно завоевывающий популярность по всему миру – свит-дизайн. Подарочные композиции из конфет составляет мастер Н. Е. Толмачева. Ее работы можно назвать сладким произведением искусства: в каждом оригинальном цветке ручной работы спрятана конфета, которая легко вынимается из гофрированной основы, внешний вид работы при этом не нарушается. Причем, цветы в букете кажутся совершенно живыми!

1 комментарий:

  1. Какая тонкая работа! Сама в прошлом вязальщица, с удовольствием прочитала ваш пост!

    ОтветитьУдалить