21 февраля в библиотеке-филиале №12 ГБУК г. Севастополя «ЦБС для
взрослых» открылась выставка «Сказка кружевных узоров» – в
рамках совместного с Ремесленной палатой Севастополя проекта «Мозаика ремесел».
Известно, что по технике исполнения кружево бывает плетёным, шитым,
узелковым или вязаным. Кружево еще называют стежком в воздух. На выставке вы увидите
кружева ручной работы, исполненные в двух техниках: плетенные на коклюшках – севастопольской
студии «Кружевница»; и, выполненные в узелковой технике фриволите (анкарс) – творческой
мастерской «Вдохновение».
Я примеряю кружева,
Они ложатся мне на плечи...
Слегка шурша, в осенний вечер
Тихонько падает листва.
Я примеряю кружева…
Как все
начиналось? Европейская история у кружев давняя – с XV века. В России кружева из
золотых и серебряных нитей стали делать в начале XVII века для царского двора. Позже
научились плести кружева изо льна, шелка, хлопчатобумажных нитей. О техниках и
особенностях плетения кружев, об использовании кружева в одежде и многое другое
вы узнаете из книг, которые есть в библиотеке.
Переплелись у мастерицы
В узорах сказочные птицы
И приворотная трава.
Я примеряю кружева...
Фон в
коклюшечном кружеве нежный, воздушный, а линия рисунка – снежинки, инея,
бабочки, цветка… так называемой «велюшки» – насыщенная. Плетут кружево по
рисунку на бумаге – «сколку», где точно просчитаны все переплетения нитей. Сколок
накалывают на туго набитый матерчатый валик, места переплетения нитей
закрепляют булавками, а каждую нить наматывают на резную деревянную коклюшку. Количество
коклюшек (их считают парами), зависит от размера изделия и может варьироваться
от 3 до 72 пар!
В 2015
году работы мастеров студии «Кружевница» участвовали в Международном конкурсе
«Кружевная чудо-птица» в Вологодском музее кружева. Работа Г. Г. Богдановой
получила Специальный приз. В 2014 и 2017 годах студия «Кружевница» представляла
город Севастополь на Международном фестивале кружева в Вологде.
За мелодичный перезвон коклюшек во время работы кружевниц – вологодское
зовут «музыкальным кружевом». И мы услышали эту завораживающую музыку коклюшек на мастер-классе, который провела Л. А. Малая. Все желающие попробовали «сыграть» партию на трех парах коклюшек.Основной
вид движения, как учил нас мастер – перекрутка между собой двух коклюшек в
правой и левой руке, далее между двумя парами делают перевивку и разводят
коклюшки в разные стороны, затем все это проделывают со следующей парой
коклюшек… Ох, не простые «ноты» в коклюшечной песне!..
Касаясь робко колдовства,
Дыша в немом благоговенье,
В мечтах познать секрет плетенья –
Я примеряю кружева...
(О. Хазаринова)
Творческая
мастерская «Вдохновение» в 2009 году объединила трех севастопольских мастеров,
работающих в технике фриволите: Т. В. Гонсиоровскую (руководитель ТМ), А. А. Довженко,
А. Н. Дельянову. Работы мастеров ТМ «Вдохновение» регулярно выставляются в центральной
художественной мастерской «Анкарса» в Москве, на выставках Ремесленной палаты в
Севастополе.
Кружево фриволите применяется для
отделки предметов одежды, создания салфеток, воротничков, украшений, покрывал,
скатертей… Считается, что техника из восточных колоний попала в
Англию, где и получила развитие. А вот в России челночное кружево было
практически неизвестно. Нет изображений изделий из фриволите на картинах
русских художников. Не упоминается фриволите и в русской художественной
литературе до XIX века. В русских книгах по рукоделию начала XX века можно
встретить только небольшие разделы по фриволите. Долгое время узелковая техника плетения кружева при
помощи специальных челноков считалась чем-то несерьезным – даже переводится фриволите
с французского как пустой, легкомысленный. После октябрьских событий 1917
года этот вид рукоделия был признан буржуазным, мещанским и в итоге
основательно забыт. Поэтому, возрождающуюся сейчас в России технику фриволите
можно считать достаточно молодой.
В
библиотеке на выставке представлены украшения в технике фриволите (анкарс). Для
анкарса характерно использование нетрадиционных для фриволите материалов: тонких,
скользящих капроновых и шелковых нитей, хрусталя, бисера и натуральных камней. Узлы основы стилистически
имитируют скань, то есть металл. При этом основа может быть любого цвета – зеленой,
красной, синей, но она должна ассоциироваться с металлом, а не с нитками.
Украшения фриволите плетут в старинной французской технике вязания кружева.
Главные качества таких украшений это их легкость, ажур, женственность и при
этом они хорошо держат форму, благодаря самой технике.
Также в преддверии праздников ТМ «Вдохновение» представляет на выставке новое направление – современный, креативный вид творчества, стремительно завоевывающий популярность по всему миру – свит-дизайн. Подарочные композиции из конфет составляет мастер Н. Е. Толмачева. Ее работы можно назвать сладким произведением искусства: в каждом оригинальном цветке ручной работы спрятана конфета, которая легко вынимается из гофрированной основы, внешний вид работы при этом не нарушается. Причем, цветы в букете кажутся совершенно живыми!
Какая тонкая работа! Сама в прошлом вязальщица, с удовольствием прочитала ваш пост!
ОтветитьУдалить