В декабре 2007 года было
принято постановление ЦИК России «О проведении Дня молодого избирателя», в
соответствии с которым он стал проводиться в субъектах Российской Федерации
каждое третье воскресенье февраля.
Для учащихся Севастопольского
судостроительного колледжа День молодого избирателя прошел впервые. Перед
будущими избирателями выступил старший помощник прокурора Нахимовского района
г. Севастополя Нейков Александр Иванович. Он познакомил ребят историей
избирательного права в России, с их правами и обязанностями как избирателей.
Объяснил, что участие в выборах – это проявление гражданской позиции: всегда
проще говорить, что во всём виновато правительство, валить на него все «шишки».
Надо самим выбирать власть, чтобы потом на неё не жаловаться. Привел примеры из
своей прокурорской практики, например – какие выявлялись нарушения на
избирательных участках, ответил на вопросы.
Со своей стороны библиотека
подготовила рекламный печатный материал – памятки о Дне молодого избирателя.
День молодого избирателя
С 2007 года новой формой
работы избирательных комиссий субъектов Российской Федерации с молодежью стало
проведение в субъектах Российской Федерации Дня молодого избирателя.
Центральная избирательная
комиссия Российской Федерации предложила избирательным комиссиям субъектов
Российской Федерации к выборам депутатов Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации провести 2 ноября 2007 года День молодого
избирателя в своем регионе. Инициативу ЦИК России поддержали все субъекты
Российской Федерации и, несмотря на небольшой срок, отведенный на подготовку,
этот день отличался разнообразием мероприятий, массовостью, высоким
организационным уровнем.
День
молодого избирателя направлен
на ознакомление молодых и будущих избирателей с законодательством о выборах и
референдуме, на привлечение внимания к региональным и муниципальным выборам, на
повышение социальной и электоральной активности и гражданской ответственности
молодых людей.
История избирательного права в России
С древних времен на Руси
существовали выборные традиции. Прежде всего, они выражались в т.н. вече (от
общеславянского корня «Веть» - совет, собрание). Вечевой институт являлся
формой проявления непосредственной демократии. Участниками веча могли быть
«мужи» - главы всех свободных семейств сообщества (племени, рода, поселения,
княжества). Их права могли быть равными, но могли и различаться в зависимости
от социального статуса.
Вече созывалось для
обсуждения и решения насущных вопросов общественной, политической и культурной
жизни. Иногда на вече происходили выборы должностных лиц, и даже призвание
князей. Наибольшего развития вечевые традиции достигли в Новгородской и Псковской
феодальных республиках в период XIII-XV веков.
Историю выборов в России
следует отсчитывать с Новгородской феодальной республики, которая существовала
в период с XII по XV вв. Хотя и раньше вечевые собрания, как политический
институт, решавшие важнейшие вопросы местного и государственного значения,
имели широкое распространение на Руси. Но именно в Великом Новгороде впервые
сформировались выборные институты.
Территориально Новгород был
разделен на пять самостоятельных районов (концов). Более мелкими единицами были
«сотни» и «улицы». В каждом районе имелось территориальное собрание-вече, где
принимались решения по различным повседневным вопросам. Избирались должностные
лица – староста и его помощники. Высшая власть в республике формально
принадлежала общегородскому вечевому собранию.
Его созывали по инициативе
князя, посадника по мере необходимости. Их участниками были лица различных
слоев населения. На вече рассматривались наиболее важные вопросы
государственной жизни. Все решения принимались посредством выборного принципа:
присутствующим предлагалось высказаться за или против предложений,
сформулированных исполнительной властью. Вече обладало также правом выбора
(призвания) князя. Выборными были и главные должностные лица Новгорода –
посадник, тысяцкий, архиепископ. Сложились демократические традиции:
альтернативность выборов, строгий контроль за действиями выборных лиц, вплоть
до смещения в случае грубого нарушения общинных прав и обычаев.
С образованием
централизованного российского государства (XV-XVI вв.) вече упраздняется. Но на
общегосударственном уровне появляется новый законосовещательный орган - Земский
собор. Он не был постоянно действующим, а созывался периодически для решения
наиболее значимых вопросов (войны и мира, крупных реформ и др.).
Выборы и избирательные
процедуры в Русском государстве в XVI –XVII вв. получают юридическое оформление
и связано это было в первую очередь с формированием единого Московского
государства. В 1497 г. принимается общегосударственный Судебник, по которому полномочия
выборных органов были расширены. В первой половине XVI в. реформируется система
местного управления, учреждаются новые органы самоуправления – губные и земские
избы, которые были выборными органами; определенная процедура выборов.
Особое место среди органов
государственной власти в XVI – XVII вв. занимают Земские соборы, являвшиеся
сословно-представительным органом, формировавшимся по принципу участия, по
должности и общественно-политическому положению, а также по принципу выборного
территориального и сословного делегирования. Земские соборы избирали царей,
объявляли войну или мир, утверждали налоги, назначали должностных лиц и т.д.,
но они не были постоянно действующим органом, собирались по мере необходимости.
Наиболее важными событиями в деятельности Земских соборов были выборы царей.
Выборы царей проходили в 1598 г. – избран на царство Борис Годунов, в 1606 г. –
Василий Шуйский, 1613 г. – Михаил Романов. Выборы проходили в обстановке острой
избирательной борьбы и сопровождались широкой избирательной агитацией. Порядок
выборов царей не был оформлен в специальную процедуру, но подразумевал особую
тактику проведения соборных заседаний, аппеляций к мнению населения, достижения
компромиссов между боярскими группировками.
На соборных совещаниях 1645 и
1682 гг. выборы царей сменились процедурой утверждения законного наследника на
престоле, что означало перерастание сословно-представительной монархии в
абсолютистскую.
В период Смутного времени
(при Ополчении) действовал Земский собор, который фактически превратился в
высший орган власти и оставался таковым вплоть до избрания на царствие Михаила
Фёдоровича Романова в 1613 г. Кстати, избрание произошло именно на Земском
соборе.
Местное
самоуправление в период абсолютизма.
В годы становления Российской
империи Земские Соборы прекращают функционирование. Но местное самоуправление
получило развитие в результате Губернской реформы 1708-1715 гг. и некоторых
последующих решениях. На уровне уездов при воеводах появились выборные
дворянские советы из 2-4 человек. В городах создавались (с 1720-х) магистраты -
выборные городские учреждения. Их выбирало торгово-промышленное (купцы и
мещане) население. В ведении магистратов находились полиция, школы, госпитали.
В Санкт-Петербурге был создан Главный магистрат. Он являлся одновременно и
столичным магистратом, и начальственным органом над магистратами других
городов. Впоследствии магистраты получили только судебные функции.
В 1775 году Екатерина II
утвердила Учреждения для управления губерниями Всероссийской империи, в
соответствии с которыми была проведена областная реформа. В числе прочего,
произошло формирование трёхъярусной системы выборных судебно-сословных
учреждений, построенных по принципу подсудности обвиняемого представителям
своего сословия. Для дворян учреждались уездный и верхний земский суды. Для
горожан - городской и губернский магистраты. Для невладельческих крестьян -
нижняя и верхняя расправы (крепостные оставались под юрисдикцией помещика).
Около одной трети судебных чиновников стали выборными, но остальных назначали
власти.
Базисным органом городского
самоуправления стало Городское собрание. Оно избирало городского голову и
представителей судебной власти.
Главной распорядительной
структурой стала Городская дума, созывавшаяся раз в три года. Она состояла из
председателя (обычно его функции выполнял городской голова) и гласных
(депутатов) от нескольких «разрядов» населения: «настоящих городовых
обывателей» - владельцев недвижимости в черте города, купцов трёх гильдий,
цеховых ремесленников, русских и иностранных специалистов, «именитых граждан»
(посадских, интеллигенции, коммерсантов и т. д.).
В промежутках межу собраниями
Городской думы её полномочия передавались исполнительному органу Шестигласной
думе, включавшей в себя по одному представителю от каждого разряда.
XIX – начало XX вв. в России
– это время масштабных реформ во всех сферах жизни государства. Реформы
коснулись и избирательного права. До реформ 60-х – 70-х гг. XIX в. понятие
«выборное право» в основном относится к институтам сословного и местного самоуправления.
Эти органы (городские думы, дворянские собрания) формировались на основе
цензового представительства и возрастного, имущественного, социального ценза.
Выборное право в дореформенный период имело крайне узкую область применения.
Во второй половине XIX в.
вслед за крестьянской, земской, городской, судебной и другими реформами
начинается формирование системы избирательного права в России и наделение
избирательными правами широких слоев населения. Земская реформа 1864 г. и
городская 1870 г. повлекли за собой значительные изменения в Российском
избирательном праве. Земства, как органы местного самоуправления, формировались
при участии всех сословий тогдашнего российского общества. В основу
избирательной системы был положен принцип выборов по сословиям.
Избиратели делились на три
курии: местные землевладельцы, крестьянские общества и горожане-владельцы
недвижимости. Выборы были косвенными. Съезды представителей каждой из курий
избирали установленное количество гласных. Уездные земские собрания избирали гласных
губернского земского собрания. К участию в выборах допускались лица, достигшие
25 лет. Не могли участвовать в выборах иностранцы и лица, осужденные по
приговору суда, находящиеся под следствием или судом.
По городской реформе
учреждалась всесословная система городского самоуправления. Выборные органы –
городские Думы – получали значительные права в решении многих вопросов
городской жизни. Избирателями могли быть владельцы торговых и промышленных
заведений, все те, кто имел свидетельства на предпринимательскую деятельность и
вносившие налоги в городскую казну. Пользовались правом голоса и различные
ведомства, учреждения, общества, монастыри и церкви, владевшие в городе
недвижимым имуществом, в лице своих представителей. Избиратели должны были
иметь российское гражданство и возраст не менее 25 лет. Рабочие и ремесленники,
все те, кто занимался умственным трудом и не имел недвижимости, лишались
избирательных прав. Все избиратели делились на три курии: крупных, средних и
мелких налогоплательщиков. Каждая курия платила треть городских налогов и избирала
треть гласных. Голосование было тайным. Допускалось голосование по
доверенности. Избранными считались кандидаты, получившие на выборах более
половины голосов. При этом число избирателей присутствующих на собрании, должно
было превышать число избранных гласных.
В начале XX века в
государственном устройстве России произошли значительные перемены.
Революционные события 1905-1907 гг. заставили самодержавие пойти на
политические уступки. Впервые в истории России был создан общегосударственный
правительственный орган – Государственная Дума. Население получило политические
права, стала реальностью многопартийная система. Все это привело к изменениям в
избирательном праве: сложилась система избирательного законодательства,
определившая порядок формирования Государственной Думы и Государственного
Совета. 17 октября 1905 г. был обнародован манифест Николая II «Об усовершенствовании
государственного порядка», в котором провозглашались политические свободы.
Вслед за Манифестом были
изданы новые законодательные акты, составившие правовую базу деятельности
государственной Думы: Указ «Об изменении положения о выборах в Государственную
думу» (11 октября 1905 г.), Манифест «Об изменении Учреждения Государственного
Совета» и пересмотре «Учреждения Государственного Совета» и пересмотре
«Учреждения Государственной Думы» (20 февраля 1906 г.), а также новое
«Учреждение Государственной Думы» (Указ от 20 февраля 1906 г.).
Избирательная система,
устанавливаемая Указом от 11 декабря 1905 г., была наиболее прогрессивной в
российской истории до 1917 г. Но все же она была ограниченной. В российском
избирательном праве отсутствовали такие принципы, как всеобщность и равенство.
Выборы были косвенными, многоступенчатыми, имели классовый и цензовый характер.
Законом устанавливался высокий возрастной ценз: к участию к выборам допускались
мужчины, достигшие 25 летнего возраста. Женщины права голоса не получили, как и
военнослужащие, студенты, народы, ведущие кочевой образ жизни.
Не допускались к выборам и
осужденные за преступления и находящиеся под следствием и т.д. Не могли в них
участвовать должностные лица – губернаторы и вице-губернаторы и другие, а также
служащие полиции. Для участия в выборах устанавливался имущественный ценз, не
допускавший к ним значительные слои общества, например, рабочих.
Все лица, получившие
избирательные права, были разделены на несколько курий, поставленных в
неодинаковые условия. В крупнейших городах страны выборы были двухступенчатыми,
в губерниях трехступенчатыми. Для крестьян устанавливалась четырехступенчатая
система выборов. Разное качество ступеней выборного процесса приводило к тому,
что выборщики из курий представляли различное число избирателей. Так в
землевладельческой курии (помещики) один выборщик представлял 2 тысячи
избирателей, в городской – 7 тысяч, в крестьянской – 30 тысяч, в рабочей – 90
тысяч.
«Положение о выборах в
Государственную Думу» от 3 июля 1907 г. изменило избирательное
законодательство. Оно лишало избирательных прав жителей окраин страны, сокращалось
представительство от городов. Существенно сужался электорат низших сословий.
Так в крестьянской курии один выборщик избирался теперь от 60 тысяч, в рабочей
от 125 тысяч (ранее от 90 тысяч). В результате процент избирателей снизился с
25 до 15 %.
Февральская революция 1917 г.
положила начало новому этапу в истории российского избирательного права и, хотя
они действовали недолго, были для России масштабным явлением. На основе
принятых правовых актов, регулировавших избирательную практику, были демократическим
путем избраны органы земского и городского самоуправления и проведены выборы во
Всероссийское Учредительное Собрание.
27 мая 1917 г. были изданы «Временные
правила о производстве выборов губернских и уездных земских гласных»,
постановление «О волостном земском управлении». Сословные и имущественные
ограничения, отменялись. Выборы стали всеобщими, равными и прямыми с тайным
голосованием. Активным избирательным правом наделялись российские граждане обоего
пола всех национальностей и вероисповеданий, достигшие 20 лет.
2 октября 1917 г. Временное
правительство утвердило «Положение о выборах в Учредительное собрание». Новый
закон соответствовал уровню передовых избирательных законов своего времени.
Предусматривалось введение системы выборов по спискам, выдвигавшимися
политическими партиями. Впервые в России были отменены цензы: имущественный,
грамотности, оседлости, а также ограничения по национальному и религиозному
признакам. Расширялся состав избирателей – право голоса было предоставлено
женщинам, военнослужащим. Минимальный возраст для участия в выборах
устанавливался в 20 лет. Права участия в выборах лишались глухонемые,
умалишенные, находившиеся под опекой, осужденные судом, несостоятельные
должники, военнослужащие-дезертиры, члены царской семьи.
Для проведения выборов Россия
делилась на территориальные округа, создавались избирательные участки.
«Положение» определяло компетенцию и порядок работы избирательных комиссий всех
уровней. Устанавливалась единая форма избирательного бюллетеня, каждому избирателю
выдавалось именное удостоверение, по предъявлению которого он допускался к
голосованию.
Таким образом, избирательное
законодательство периода демократической республики в России представляло собой
самый современный по тем временам государственно-правовой документ. На его
основе 12 ноября 1917 г. было избрано Учредительное Собрание,
просуществовавшее, правда, недолгое время.
С утверждением у власти большевиков и
роспуском Учредительного Собрания перспектива демократического развития России
была утрачена. Установившаяся в стране жесткая однопартийная политическая
система не допускала проведения свободных выборов. И хотя избирательное
законодательство советской России включало демократические принципы проведения
выборов, фактически выборы находились под жестким контролем властей и только в
постсоветский период избирательное законодательство стало развиваться на
демократических принципах.
Избирательные
цензы в России (XVII-XX)
С начала XVII в. до 1-ой половины
XIX в. - доминирование сословного и полового цензов.
С 1864 г. до начала XX века -
все большее значение приобретает имущественный ценз, сословный ценз начинает
терять свое значение, но половой ценз сохраняет свою роль.
1905-1917 гг. - система цензов
на выборах депутатов Государственной думы Российской империи. Избирательного
права были лишены женщины, молодёжь до 25 лет, военнослужащие, учащиеся, ряд
национальных меньшинств, кочевые народы.
1918-1936 гг. «Конституция
1918 г. предоставляла избирательные права «трудящемуся населению» - рабочим и
крестьянам (классовый ценз), но лишала этих прав всех, кто использовал наёмный
труд, а также бывших полицейских и священнослужителей.
1936 г. «Новая Конституция
СССР изменила избирательную систему. Выборы стали проводиться только на основе
всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании. В
выборах могли участвовать все дееспособные лица, достигшие 18 лет.
Выборы Президента Российской Федерации
Выборы Президента Российской
Федерации — процедура прямого, тайного, равного и всеобщего голосования по
определению Президента России на ближайшие 6 лет. Данные выборы проводились в
1991, 1996, 2000, 2004, 2008 и 2012 годах. Само решение о введении поста
президента РСФСР, избираемого всенародным голосованием сроком на 5 лет, было
принято на референдуме 17 марта 1991 года, соответствующие положения включены в
конституцию РСФСР. В 1993 году при принятии новой Конституции России
президентский срок стал составлять четыре года, однако Борис Ельцин находился
на посту Президента до конца срока, на который он был избран в 1991 году.
В 2008 году срок полномочий
президента был увеличен до шести лет; это положение начало применяться после президентских
выборов 2012 года. По результатам голосования на Выборах, Президентом
становится кандидат, набравший абсолютное большинство голосов (50 %+любое
число). В случае, если ни один из кандидатов не получил свыше половины голосов,
победитель определяется во втором туре, который проводится ровно через три
недели после первого и в который выходят кандидаты, занявшие первое и второе
места в первом туре голосования. На 2012 год три человека становились
победителями выборов Президента РФ — Борис Ельцин (дважды), Владимир Путин
(трижды) и Дмитрий Медведев. Только один раз для определения избранного
Президента РФ проводился второй тур голосования.
Избирательная
система
Выборы президента России
регулируются Конституцией РФ, Федеральным законом «Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации» и Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации».
Законы о выборах президента принимались фактически под каждые выборы — в 1991,
1995, 1999 и 2003 году. Положения избирательного законодательства постоянно
развивались, но основы избирательной системы оставались неизменными.
Порядок выборов
президента России
Выборы президента РФ
назначаются Советом Федерации РФ. Решение о назначении выборов должно быть
принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования.
В соответствии со статьей 5 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»,
днём голосования на выборах президента является второе воскресенье месяца, в
котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах президента
Российской Федерации.
Выдвижение
кандидатов
Кандидаты на должность
президента могут быть выдвинуты двумя способами:
политическими партиями, при
этом политическая партия вправе выдвинуть только одного кандидата в президенты;
в порядке самовыдвижения, в
этом случае его кандидатура должна быть поддержана инициативной группой не
менее 500 избирателей, зарегистрированной в Центральной избирательной комиссии.
Политические партии,
допущенные к распределению депутатских мандатов по итогам ближайших предыдущих
выборов в Государственную думу, могут выдвинуть своего кандидата без сбора
подписей. Кандидаты, выдвинутые от политических партий, не допущенных к
распределению таких мандатов и самовыдвиженцы для регистрации должны предъявить
в Центральную избирательную комиссию не менее ста и трехсот тысяч подписей
избирателей в свою поддержку соответственно. При этом на один субъект Федерации
должно приходиться не более 2500 и 7500 подписей соответственно. Закон
позволяет приносить подписи с запасом в 5 %, то есть до 105 000 и 315 000. ЦИК
должен проверить не меньше 20 % из них. Если количество брака превышает 5 %, то
дополнительно проверяется ещё 10 % подписных листов. Кандидатов, которые
представили подписные листы без достаточного запаса, можно не допустить к
регистрации и при меньшем проценте брака, поскольку одно из оснований для
отказа в регистрации — если число подписей за вычетом бракованных оказывается
ниже установленного минимума.
Регистрацию кандидатов в
президенты осуществляет Центральная избирательная комиссия Российской
Федерации. Для регистрации в качестве кандидата гражданин должен предоставить
следующие документы:
подписные листы с подписями
избирателей в поддержку выдвижения кандидата;
документ, подтверждающий факт
оплаты изготовления подписных листов;
протокол об итогах сбора
подписей избирателей;
список лиц, осуществлявших
сбор подписей избирателей;
сведения об изменениях в
данных о кандидате;
первый финансовый отчет
кандидата.
Центральная избирательная
комиссия не позднее чем через 10 дней после приема указанных документов обязана
принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в
его регистрации. Кандидат на должность президента, ранее уже занимавший два
срока подряд государственный пост Главы государства, не подлежит регистрации в
Центральной избирательной комиссии. В случае отсутствия альтернатив и при
наличии всего лишь одного кандидата выборы не назначаются. Действующий Глава
государства обязан обеспечить зарегистрированным кандидатам одинаковую
финансовую поддержку Государства и всех СМИ.
Голосование
Право избирать президента
России имеет каждый гражданин Российской Федерации, достигший на день
голосования 18 лет (за исключением тех, кто лишен активного избирательного
права).
Порядок голосования
Голосование происходит на
специально оборудованных избирательных участках путем внесения избирателем в
избирательный бюллетень любого знака в квадрат, относящийся к кандидату, в
пользу которого сделан выбор, и последующего помещения заполненного бюллетеня в
опломбированный стационарный ящик для голосования. Бюллетень, в котором знак
(знаки) проставлен (проставлены) более, чем в одном квадрате или не проставлен
ни в одном из них, признается недействительным. При этом проставление любых
знаков за пределами квадратов для голосования не влияет на то, действительным или
недействительным признается бюллетень.
Результаты выборов
Первоначальный подсчет
голосов осуществляют участковые избирательные комиссии, которые направляют
протоколы о результатах подсчета в территориальные избирательные комиссии.
Территориальные избирательные комиссии после предварительной проверки
правильности составления протоколов участковых комиссий, составляют протоколы
об итогах голосования на соответствующей территории и направляют их в
избирательные комиссии субъектов РФ, которые в свою очередь после их проверки
составляют протоколы об итогах голосования на территории субъектов, и
направляют их в Центральную избирательную комиссию.
Центральная избирательная
комиссия не позднее чем через десять дней после дня голосования определяет
результаты выборов.
Президент Российской
Федерации является главой государства. Президент Российской Федерации является
гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.
В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по
охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной
целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие
органов государственной власти. Президент Российской Федерации в соответствии с
Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные
направления внутренней и внешней политики государства. Президент Российской
Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны
и в международных отношениях.
Президент Российской
Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на
основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Ранее президент России
избирался на четыре года.
Поправки к Конституции,
касающиеся изменения сроков полномочий президента вступили в силу 31 декабря
2008 года в соответствии с законом Российской Федерации о поправке к
Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ «Об изменении
срока полномочий президента Российской Федерации и Государственной Думы».
Поправки применяются в отношении президента Российской Федерации, избранного
после вступления в силу названного Закона.
Законодательство о выборах
президента Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации,
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие
в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральный закон «О выборах президента
Российской Федерации», иные федеральные законы.
Президентом Российской
Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет,
постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.
Одно и то же лицо не может
занимать должность президента Российской Федерации более двух сроков подряд.
При вступлении в должность
президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу: «Клянусь при
осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять
права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию
Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и
целостность государства, верно служить народу».
Присяга приносится в
торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов
Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.
Государственная Дума Российской Федерации
Также сокращение Госдума – нижняя
палата Федерального собрания. Избирается совершеннолетними гражданами России,
которые имеют право принимать участие в голосовании на выборах, по результатам
альтернативных и свободных выборов, проводимых раз в пять лет.
Правовой статус
Государственной думы определён в пятой главе Конституции Российской Федерации.
Государственная дума состоит
из 450 депутатов, ровно половина из которых избирается напрямую и в один тур по
результатам голосования в одномандатных округах. Вторая половина формируется
политическими партиями России, преодолевшими 5-процентный барьер по результатам
голосования за списки партий. Именно такая схема действовала на выборах в
российский парламент в 1993-2003 годах и будет действовать снова, начиная с
2016 года.
В 2007 и 2011 годах все 450
депутатов Госдумы определялись по результатам голосования за партийные списки,
а проходной барьер равнялся 7%. Депутатом Государственной думы может быть
избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право
участвовать в выборах (причём одно и то же лицо не может быть одновременно
депутатом Государственной думы и членом Совета Федерации). Депутатом
Государственной думы первого созыва мог одновременно являться член Правительства
Российской Федерации (согласно переходным положениям Конституции Российской
Федерации).
Первая Государственная дума
избиралась вместе с Советом Федерации в день всенародного голосования по
Конституции 12 декабря 1993 года сроком на два года (согласно переходным
положениям принимаемой Конституции).
Срок полномочий II-V
созывов Государственной думы — четыре года. Начиная с VI созыва, депутатов избирают сроком на пять
лет.
Выборы в Государственную думу
проводились в 1993, 1995, 1999, 2003, 2007 и 2011 годах. Работу Думы
возглавляет председатель Думы и его заместители.
Формирование
Порядок формирования
государственной думы – выборы. Однако Конституция РФ не устанавливает, какими
должны быть выборы – прямыми или косвенными, открытыми или тайными, не
определяет и подлежащей применению избирательной системы. Порядок выборов
депутатов Государственной думы устанавливают федеральные законы «О выборах
депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации», «Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации» и ряд других федеральных законов.
Выборы в
Государственную думу
Выборы в Государственную думу
назначаются президентом Российской Федерации раз в пять лет.
Согласно федеральному закону
от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации» по федеральному избирательному
округу, который включает в себя всю территорию Российской Федерации, избирались
все 450 депутатов. Избрание происходило пропорционально числу голосов, поданных
за федеральные списки кандидатов.
Одномандатные
округа
Выборы депутатов от
одномандатных округов проходили в ГД РФ I-IV созывов (1993, 1995, 1999, 2003) и
будут проводиться после окончания полномочий Государственной думы VI созыва.
Территория России была поделена на 225 избирательных округов (по количеству
половины мест в ГД РФ, предоставленных депутатам-одномандатникам). Это число
оставалось неизменным, хотя количество избирательных округов внутри каждого региона
могло меняться, так же как и их наименования и номера. Каждый из 85 субъектов
Российской Федерации был представлен хотя бы одним депутатом (за исключением
Чеченской республики в 1993-1995 годах). В случае досрочного прекращения
депутатом-одномандатником исполнения своих обязанностей (смерть, лишение
мандата решением Думы, переход на другую работу и т. д.) по его округу
проводились дополнительные выборы в ГД РФ.
Избирательный порог
Федеральный закон «О выборах
депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации»
устанавливает процентный барьер. C 2007 года процентный барьер на выборах Государственной
думы повышен с 5% до 7%. Тем не менее, на выборах 2011 года было предусмотрено
предоставление также 1-2 мандатов партиям, набравшим от 5 до 7 % голосов (на
практике столько голосов не набрала ни одна партия). В октябре 2011 года были
приняты поправки, понижающие барьер до 5% с 1 января 2013 года. Предполагалось,
что эта норма будет задействована начиная с выборах 2016 года, однако в 2014
году был принят новый избирательный закон, который также предусматривает
пятипроцентный проходной барьер (п. 7. ст. 88 Федерального закона от 22.02.2014
№ 20-ФЗ), а в отдельных случаях допускает к распределению мандатов и списки, из
числа не прошедших этот барьер (п.п. 8 и 9 ст. 88).
Полномочия Госдумы
Конституция Российской
Федерации (статья 103) определяет следующие полномочия Госдумы и даёт право
выносить постановления по ним:
дача согласия президенту
Российской Федерации на назначение председателя Правительства Российской
Федерации;
заслушивание ежегодных
отчётов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в
том числе по вопросам, поставленным Государственной думой;
решение вопроса о доверии
Правительству Российской Федерации;
назначение на должность и
освобождение от должности председателя Центрального банка Российской Федерации;
назначение на должность и
освобождение от должности председателя Счётной палаты Российской Федерации и
половины состава её аудиторов;
назначение на должность и
освобождение от должности уполномоченного по правам человека, действующего в
соответствии с федеральным конституционным законом;
объявление амнистии;
выдвижение обвинения против
президента Российской Федерации для отрешения его от должности.
Государственная дума
принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов,
если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.
Роспуск Госдумы
Роспуск Госдумы может
произойти по указу президента России, если она трижды отклонила представленные
им кандидатуры на должность Председателя Правительства или выразила недоверие
Правительству повторно в течение трёх месяцев (если в этом случае президент не
принял решение об отставке Правительства). Однако Дума не может быть распущена
в первый год своей работы. В случаях роспуска Госдумы президент назначает дату
выборов так, чтобы вновь избранная Дума собралась не позднее чем через четыре
месяца с момента её роспуска.
Комментариев нет:
Отправить комментарий