суббота, 2 августа 2014 г.

Мой любимый Луи де Фюнес


Сто лет назад родился актер Луи де Фюнес — звезда французской комедии, любимый на родине и в далеком СССР инспектор Жюв и жандарм Крюшо…



Потомок древнего аристократического португальского рода Луи Жермен Дэвид де Фюнес де Галарса родился 31 июля 1914 года. Маленький взъерошенный мальчуган, не имевший никаких способностей к школьным наукам, срывал аплодисменты сверстников одним, единственно знакомым ему способом. Он бесподобно копировал повадки ненавистных учителей, за что регулярно изгонялся из класса. Неудивительно, что лет эдак в десять местный институт образования поставил жирный крест на сорванце, что не помешало ему с грехом пополам, но окончить провинциальный лицей.

 После этого он устроился в швейную мастерскую, где быстро возненавидел буржуя-директора и его любимицу — канарейку. Спустя неделю парня выставили вон, застав за метанием булавок в птичку, у которой на почве нервного стресса стали вылезать перья. Потом мальчишку изгнали из фотоателье, где он устроил пожар, подбросив петарду в ящик стола. Следующим и далеко не последним пунктом назначения был шляпный салон, откуда юного де Фюнеса выгнали за… любовь к кино. Насмотревшись чаплинских проказ, он игриво плеснул воды в лицо управляющему. Затем молодой человек был чистильщиком обуви, декоратором витрин, жестянщиком, коммивояжером, скорняком… А потом была война, заставшая француза в роли пианиста безвестной парижской забегаловки.

Кстати, в окопы Второй мировой де Фюнес не попал потому, что его забраковала призывная комиссия — двадцатилетний юноша имел 1,64 см роста при весе 55 кг. К тому времени он был женат на Жаннин Бартоламьи — внучке знаменитого писателя Ги де Мопассана. Несмотря на бурные протесты семьи, Жаннин всем сердцем полюбила недотепистого парня, умудрившегося разбить при знакомстве с ее родителями горшок с цветком — гордость ее мамаши. Прознавший о «теплых» чувствах родственников жених отомстил. На церемонии бракосочетания на потеху гостям он беспрерывно строил гримасы — с помощью ушей, глаз, бровей, носа, языка и подбородка. Жанна ровесница Луи прожила с ним 40 лет, до самой его кончины, родила ему двоих сыновей и была его настоящим ангелом-хранителем.

Луи де Фюнес с женой
Луи де Фюнес с женой и сыновьями

Как ни странно, Луи де Фюнес не планировал стать киноактером. Впервые он появился на экране после Второй мировой войны — в 1946 году, в небольшой роли портье в кабаре «Le Paradis» в фильме «Барбизонское искушение». Вся сцена с де Фюнесом заняла в фильме около 40 секунд и никаких бонусов молодому актеру не принесла.


Следующие 13 лет де Фюнес так и провел на вторых, третьих и даже десятых ролях в разных фильмах, где блистали другие актеры. Но снимался он много, можно сказать даже — неистово. Так, в 1951 году де Фюнес снялся в 19 картинах, а в следующем, 1952-м, — в 13, если, конечно, считать короткометражки.

В эпизодах де Фюнес кого только не играет. И сумасшедшего, который ловит рыбу в ванне, и докторов, и астролога, и полицейских, и исторических персонажей — как, например, в фильме «Если бы нам рассказали о Париже» (1956). Часто его роли ограничивались одной фразой. Например, в немецкой ленте «Ингрид, история фотомодели» (1954) де Фюнес играет роль модельера и произносит только два слова — «Модель Ингрид».

Знаменитым де Фюнес стал после фильма «Не пойман — не вор» 1958 года — экранизации романа Альфонса Алле «Дело Блеро», в которой он сыграл рыночного торговца, готового ради прибыли на многое. Эту картину увидели и советские зрители — в истории отечественного проката она вряд ли осталась, но с забавным французским актером население СССР познакомила.

"Фантомас"
"Жандарм Крюшо"

В 1964 году впервые появился и жандарм. У сержанта Крюшо тоже не все, слава богу — то нудисты, то женитьба, то инопланетяне. В общем, приключений хватило на несколько фильмов, в которых де Фюнес снимался до конца жизни. А первым был «Жандарм из Сен-Тропе» 1964 года — забавный и яркий промо-ролик французского средиземноморского курорта.

"Большая прогулка"

Фильм «Большая прогулка» стал самой популярной картиной с участием Луи де Фюнеса: во Франции его посмотрело 17,3 млн. зрителей, и он занял в прокате 1966 года первое место; всего семь картин за всю карьеру актера могли этого добиться — в основном ленты о Фантомасе и жандарме. «Большая прогулка» Жерара Ури — фильм о Второй мировой и французском Сопротивлении; в нем во второй раз сошлись вместе де Фюнес и еще один известный комик – Бурвиль.

"Крылышко или ножка"

В 1975 году Луи де Фюнес перенес инфаркт и перестал сниматься. Для своего возвращения он выбрал фильм «Крылышко или ножка» — почти ремейк своей же картины 1966 года «Ресторан господина Септима». В новой работе мсье Септима заменил ресторанный критик Шарль Дюшмен, но цель героев осталась прежней — сохранение качества еды любой ценой. В «Крылышке или ножке» де Фюнес показал, что болезнь не помешала ему остаться прежним.

"Скупой"

В 1980-м де Фюнес решил попробовать себя в режиссуре; к этому времени ему уже исполнилось 66 лет, позади у него было почти 35 лет в кино. Для старта постановочной карьеры он выбрал пьесу Мольера «Скупой, или Школа лжи» и сам написал сценарий — с помощью своего друга, режиссера Жана Жиро, который помог ему освоиться на съемочной площадке в новой роли. И заодно сыграл Гарпагона — французского Плюшкина. «Скупой» стал последним фильмом де Фюнеса, дублированным в СССР. А сам де Фюнес в тот год получил почетного «Сезара».

Прежде чем де Фюнеса стали ласково называть «маленький Фю-Фю» и предлагать огромные гонорары, его семья успела пережить немало лишений. Наверное, поэтому, когда денег в семье стало столько, что ими можно было вскормить несколько поколений галльских кур, де Фюнес поражал родных своей прижимистостью. Он самолично проверял все счета и до одури торговался на дешевых рынках, покупая провизию. Однажды он заставил своего сына обменять только что купленные ботинки на более скромные: ему показалось, что платить так много за «какую-то обувь» — несусветная глупость. Луи постоянно носил при себе связку ключей от всевозможных шкафов, дверей и ящиков: боялся, кабы чего не украли. Прослывший редким брюзгой артист действительно совершенно ничем не напоминал искрометного бодрячка из кино. Соседи его шикарных апартаментов несчетное число раз перекрестились, когда семья де Фюнесов переехала за город в старинный замок Шато де Клермон.

"Жандарм и жандарметки"


Последний фильм Луи де Фюнеса — «Жандарм и жандарметки» (1982) продолжает многолетнюю серию о незадачливом сержанте Крюшо. По сюжету на сей раз в жандармерию присылают стажеров — длинноногих девушек, которые волнуют и жандармов, и их жен, но по-разному. Этот фильм стал последней работой как для режиссера Жана Жиро (он умер во время съемок), так и для его друга Луи де Фюнеса.
В январе 1983 г. Луи долго сидел на скамье в саду среди своих роз, а потом обратился к садовнику: «Не знаю, почему у меня так отяжелели ноги. Чем ближе я подхожу к дому, тем дальше он от меня…» В тот вечер у него особенно болело сердце, но Луи не жаловался, только заметил мельком, что, наверное, где-то подхватил грипп. Утром он вышел к жене со словами: «Я скучаю один в своей комнате…». Это были его последние слова. Узнав о его смерти, многие испытали чувство недоумения. Как это? Кто разрешил? Большинство критиков склонялись к тому, что актер своими работами вечно кого-то высмеивал, показывал зрителю его недостатки и заставлял «работать над собой». Вряд ли это так. Смех де Фюнеса был другим. Поставленная им в молодости самому себе задача рассмешить всех и вся решалась Луи непросто, но все же он вычислил универсальную формулу смеха, чтобы знать наверняка, — хохотать будут даже глухие.
27 января 1983 года на 69-м году жизни артист умер от инсульта. Похоронили его на кладбище недалеко от места, где он провел последние годы, - замка Клермон на берегах реки Луары.

Сам Луи де Фюнес говорил о своей карьере: «Я не сожалею о медленном развитии моей карьеры. Эта медлительность помогла мне понять основательно мою профессию. Когда я был еще неизвестным, я пытался окрасить деталями, мимикой, жестами маленькие роли, которые мне поручали. Таким образом, я приобрел некоторый комический багаж, без которого не мог бы сделать карьеру. Поэтому, если начать снова, то я бы не отказался от этого пути».
 источник1, источник2

Комментариев нет:

Отправить комментарий