пятница, 2 мая 2014 г.

1 мая – День почтовой марки


Какими были первые почтовые марки, что служило домарочным знаком почтовой оплаты. 10 самых дорогих почтовых марок


первая российская марка
13 января 1858 года поступила в обращение первая российская почтовая марка. В зависимости от каталога и вида гашения стоимость первой русской марки колеблется от 275 долларов до 700 долларов за гашёную марку и от 12,5 до 20 тыс. долларов США — за чистую. После выхода в обращение почтовый департамент предписал гасить марки пером и чернилами, по примеру гашения штемпельных конвертов, поскольку на то время не все почтовые учреждения имели почтовые штемпели.  
На сегодняшний день марок насчитывается более двухсот тысяч экземпляров. Практически во всех странах значительная часть марок выпускается с изначальной целью их продажи коллекционерам. В первую очередь, филателисты стараются добыть чрезвычайно редкие марки. Марки без клея на обратной стороне не пользуются особым спросом и купить их можно относительно недорого. Падает цена марки и в том случае, если у нее повреждены или отсутствуют зубчики или же рисунок марки трудно разобрать за штемпелем. Высокую цену имеют марки, которые имеют небольшой тираж, или же те, которых очень мало сохранилось, или же при печатании были допущены какие-то ошибки.

День почтовой марки учреждаемый почтовой администрацией той или иной страны отмечаемый ежегодно памятный день, призванный привлечь внимание общества, популяризовать почтовую связь, расширить почтовую переписку и способствовать развитию филателии. 
Идея отмечать особый День почтовой марки родилась в 1934 году у Ганса фон Рудольфи, известного берлинского филателиста, организатора и руководителя исполкома всемирной филателистической выставки IPOSTA 1930 года в Берлине и, позже, главы Имперского союза филателистов Германии и члена жюри по присуждению премий на международных выставках PEXIP в Париже в 1937 году и PRAGA в Праге в 1938-м.

Почтовая марка специальный знак почтовой оплаты, выпускаемый и продаваемый национальными (и иными) почтовыми ведомствами и обладающий определённой номинальной стоимостью (номиналом). Служит для облегчения сборов за пересылку предметов (отправлений), осуществляемых почтой. Франкирование этим знаком, то есть маркирование отправления (наклейка на него марки), свидетельствует о факте оплаты услуг почтового ведомства (прежде всего — пересылки и доставки корреспонденции: писем, открыток).
Идея о бумажной наклейке как знаке почтовой оплаты предлагалась в разное время, а сама почтовая марка имеет предшественников:
1653-1654 — Жан-Жак Ренуар де Вилайе, организовавший по разрешению Людовика XIV регулярную почтовую службу в Париже, выпустил лентообразные билеты оплаты почтового сбора по цене в 1 су, которыми обёртывали почтовые отправления или которые вкладывались в них так, чтобы были видны письмоносцу. На ленточных билетах стоял особый штемпель Ренуара де Вилайе и слова «port payé, le… jour de l’an 1653 (1654)» («оплачено, … дня, года 1653 (1654)»). Неизвестно, была ли на билете обозначена цена — ни одного экземпляра не сохранилось.
1660-1663 — при генеральном почтмейстере Генри Бишопе, в Англии появились первые штемпеля о почтовом сборе, включавшие указание суммы, которую следовало получить с получателя письма (например, «D/9» — 9 пенсов, «S/1» — 1 шиллинг). Подобные штемпеля употреблялись в Лондоне, Эдинбурге, Дублине, Индии и английских колониях в Северной Америке.
1660 — Роберт Муррей, лондонский обойщик, организовал первую городскую частную почту, которая перешла в руки его делового партнёра, купца Уильяма Докрея. Почтовая служба получила название «пенни-почта» благодаря тарифу в 1 пенни за доставку письма весом до 1 фунта. В 1683 году Докрей ввёл треугольные штемпеля предварительной оплаты, на которых имелся текст «Penny Post Paid» («Почтовый сбор в 1 пенни уплачен») и указывалось место отправки (буква в центре треугольника).
1819-1837 — в Сардинском королевстве выпускались штемпельные листы почтовой бумаги для писем, называвшиеся итал. Carta postala bolata (штемпельная почтовая бумага), на которых синей краской (в 1820 году — бескрасочным тиснением) печаталась цена 15, 25 и 50 чентезими оплаты и был изображён мальчик верхом на коне, трубящий в почтовый рожок. В зависимости от цены листа форма штемпеля была круглой, овальной или восьмиугольной; сама бумага имела разнообразные водяные знаки для предотвращения подделок.
1823 — шведский лейтенант Курри Габриель Треффенберг предложил ввести конверты предварительной оплаты с напечатанной на них маркой, выполненной рельефным бескрасочным тиснением или красочным аллегорическим рисунком, который было бы сложно подделать. Центральный почтамт Стокгольма отклонил это предложение как «нелепое».
1834-1839 — Джеймс Чалмерс, шотландский книготорговец и издатель, набросал и изготовил проекты знаков почтовой оплаты.
1835-1836 — Лоренц Кошир, австрийский чиновник, помощник почтового счетовода и словенец по происхождению, предложил предварительно оплачивать почтовый сбор при помощи наклеиваемых марок.
По некоторым сведениям, самая первая в мире почтовая марка появилась в Греции в конце 1830-х годов, и сохранились её единичные экземпляры. Однако точная дата выхода греческой марки якобы не установлена, и приоритет Греции в выпуске почтовых марок вызывает сомнение. По другой информации, первые почтовые марки появились в этой стране после 1828 года, когда, как утверждают исследователи из Греции, здесь провели почтовую реформу, а точнее — в 1831 году.

Первая в мире марка –  "Черный пенни" 
Черный пенни
Роуленд Хилл
«Отцом почтовой марки» признан сэр Роуленд Хилл (1795—1879). Первые в истории марки, названные «Чёрный пенни», были выпущены 6 мая 1840 года в Великобритании. Первая марка была выпущена в Англии, в 1840-м году и получила название «Чёрный пенни». Она считается одной из первых официальных почтовых марок, которые имеют клеевую оборотную сторону. На марке изображена английская королева Виктория. Всего было напечатано около 68 миллионов таких марок, до наших дней сохранилось значительное их количество. Хотя эта марка редкой никак не является, её стоимость обуславливается тем, что это просто первая марка. Если гашеный «Чёрный пенни» можно приобрести от 10 до 200 долларов, то непогашенная марка стоит десятки тысяч. Впоследствии Всемирный почтовый союз ввёл правило, предписывающее обязательное указание на марках названия страны-эмитента, выполненное латинскими буквами. Великобритания — как первая в истории страна, использовавшая марки, — была единственным государством, освобождённым от выполнения этого правила.

Домарочные знаки почтовой оплаты — предшественники почтовых марок, употреблявшиеся до их изобретения (1840), в период, называемый в филателии домарочным периодом.
Как правило, домарочные знаки почтовой оплаты представляли собой лист письма, сложенный таким образом, чтобы не использовать конверт, который ещё не вошёл в массовый обиход. На них наносились отметки, указывался адрес, ставились печати, немного позже начали ставить даты. Все знаки почтовой оплаты домарочного периода представляют большой интерес для изучения развития почты и являются объектом коллекционирования.
В СССР почтовые отправления домарочного периода входили в список культурных ценностей, не подлежащих вывозу (пересылке) из страны. Домарочными знаками почтовой оплаты того или иного типа являлись:
Различные франкировальные штемпели (штемпели, удостоверявшие оплату корреспонденции).
Различные эмблемы и изображения, напечатанные или тиснённые на специальных конвертах или почтовой бумаге:
Штемпельные конверты («куверты»).
Почтовые листы с тиснёнными рельефными знаками.
В разных странах были распространены те или иные знаки почтовой оплаты домарочного периода, включая, например:
Квитанции — билеты оплаты почтового сбора Парижской городской почты 1653 года («малой почты»), основанной Ж.-Ж. Ренуаром де Вилайе.
«Сардинские лошадки» 1819—1836 годов: почтовая бумага, а затем и конверты с рельефно тиснёнными на них рисунком (изображавшим конного гонца) и номиналом.
Штемпели Лондонской пенни-почты 1680—1794 годов, основанной У. Докреем. Эта городская почта имела свои почтовые штемпели двух типов. Первый треугольный штемпель имел по краям надпись «PENNY POST PAID» и в центре штемпеля букву, обозначавшую почтовое отделение, принявшее корреспонденцию. Второй штемпель был сердцевидной формы, он ставился на письмо при доставке. В верхней части этого штемпеля стояло слово «Mor» («утро») или «AG» («вечер»), а в нижней указывался час доставки. По этому штемпелю адресат мог проконтролировать оперативность почты по доставке письма.
Конверты Нового Южного Уэльса (Австралия) 1838 года с вытесненным гербом.
Выпущенные одновременно с первой маркой в Англии конверты Мюльреди.
Почтовые квитанции в Германии.
«Штемпельные куверты» России, находившиеся в обращении начиная с 1845 года, то есть за 13 лет до появления первой марки (1857), и т. д.

В практике написания писем домарочного периода прибегали к использованию свободного пространства листа как вдоль, так и поперек, что делалось в целях экономии почтовой бумаги и денег на оплату одного почтового послания.
К такой манере написания письма прибегали в начальный период развития почты в стремлении сэкономить на стоимости пересылки письма, поскольку она зависела от веса письма, расстояния, на которое оно пересылалось, наличия вложений, от того, на одном или на двух листах был написан текст.
Чтобы платить меньше за пересылку, почти до середины XIX века письма отправлялись без конвертов. Текст писали на одной стороне листа бумаги, сворачивали его текстом внутрь и на неисписанной стороне указывали адрес. При этом порой текст письма не умещался полностью с одной стороны листа, и тогда, вместо того, чтобы взять новый лист бумаги, отправитель поворачивал исписанный лист под углом 90° и продолжал писать на нём сверху вниз. При этом новые строки ложились поперёк написанных ранее. Нередко добавлялся ещё один «слой» письма, написанный по диагонали, под углом 45° по отношению к двум первым «слоям».
Некоторые изобретательные люди пошли ещё дальше и писали подобные письма, накладывая поперечные строки с помощью чернил другого цвета для облегчения процесса прочтения письма адресатом. Известно, например, что брат английской писательницы Джейн Остин Чарльз в переписке с ней часто использовал разноцветные чернила, жалея сестру: первый, основной, «слой» письма он писал чёрными чернилами, а перекрещённые строки — красными.
С практикой писать письма «крестом» связано следующее высказывание английского писателя Льюиса Кэрролла: «Моё девятое правило: если вы исписали весь лист бумаги до конца и вам есть что сказать ещё, возьмите ещё один лист, целый, или обрывок — по потребности, но не пишите поперёк уже написанного! Помните старую поговорку: «Что написано не вдоль, не прочтёшь поперёк». Высказывание относилось к лекции-памфлету «Восемь или девять мудрых слов о том, как писать письма», отпечатанная копия которой была приложена к изобретённому Кэрроллом в 1889 году держателю для почтовых марок «Страна чудес». Изданные вместе памфлет и держатель марок были призваны, по замыслу писателя, пропагандировать написание писем.
Трудно сказать, имелась ли такая же манера написания писем в тогдашней России, но А. С. Пушкин писал в одном из писем к Анне Керн: «Я перечитываю ваше письмо вдоль и поперёк и говорю: милая! прелесть! божественная!… и затем: ах мерзкая! — простите, прекрасная и нежная, но это так».


Святой Грааль. Стоимость $2,97 млн.
Святой грааль (Z-Grill) — это почтовая марка номиналом в 1 цент с изображением первого почтмейстера США Бенджамина Франклина, изготовленная в 1868 году. Сегодня установлено, что в мире существует лишь два экземпляра этой марки. Первый находится в публичной библиотеке Нью-Йорка, а второй принадлежит известному американскому коллекционеру Биллу Гроссу, который обменял на него кварт блок «Перевернутая Дженни», стоимостью 2,97 млн. долларов.

Сицилийская ошибка цвета. Стоимость — $2,72 млн.
Из названия становится понятно, что марка имеет нарушенную цветовую гамму, т. к. изначально она имела желтый цвет, но по каким-то причинам появилась и синяя, которая была выпущена в 1859 году. На сегодняшний день известно только 2 таких экземпляра.
Желтый трехскиллинговик. Стоимость — $2,3 млн.
Еще одна марка, в которой нарушены цвета. Вместо оригинальной шведской зеленой марки, которых всего было 7, была напечатана желтая.

Баденская ошибка цвета. Стоимость — $2 млн.
Еще один раритет, который редко встречается в подобных рейтингах, но, безусловно, имеет большую стоимость. Он принадлежит к первому выпуску марок в Великом герцогстве Баден и датируется 1851 годом.
Голубой Маврикий. Стоимость — $1,15 млн.
Одна из немногих почтовых марок, выпущенных на острове Маврикий. Дата ее создания 1847 год, и всего известно лишь 6 таких экземпляров номиналом в 2 цента. В 1993 году приобретена консорциумом маврикийских банков и предприятий за 1,15 миллионов долларов. Сегодня, спустя 20 лет ее цена значительно увеличилась, однако судить точно довольно сложно.

Вся страна — красная. Стоимость — $1,15 млн.
Относительно «молодая» почтовая марка 1968 года из Китая так и не была выпущена и была продана в мае 2012 года на аукционе «Чайна гардиан» за 7,3 миллиона юаней (около 1 150 000$)


Розовый Маврикий. Стоимость — $1,07 млн.
Фактическим цветом её является оранжевый. Примечательность же ее заключается в том, что она является первой напечатанной маркой острова Маврикий. Брак заключается в том, что на ней оставлена надпись «Post office» вместо «Post Paid». И это не ошибка гравера, а официально утвержденная надпись. Всего существует 14 экземпляров этой марки.

Перевернутая Дженни. Стоимость — $977 тыс.
Во время печати этого филателистического раритета с изображением самолета была допущена ошибка. Летательный аппарат «Кертис-Дженни» был выведен вверх ногами, за что печатники получили наказание, однако именно благодаря этому марки этой серии стоят так дорого. Изначальная стоимость составляла 24 цента и за 95 лет с момента создания выросла до 977,5 тысяч долларов!


Британская Гвиана. Стоимость — $935 тыс.
Эта почтовая марка номиналом в 1 цент создана в 1856 году и представляет собой восьмиугольную почтовую марку Британской Гвианы. Экземпляр имеет собственноручную подпись почтмейстера Э.Уайта.

Тифлисская уника. Стоимость — $763 тыс.

«Тифлисская уника» считается самой дорогой российской маркой. Она была выпущена для городской почты Тифлиса еще в 1857 году. Марка стоила 6 копеек. На марке изображен герб Тифлиса, над которым с опущенными крыльями расположился двуглавый орел. Марка была в обороте всего около 10 лет. К началу Первой мировой войны было найдено всего три таких марки. Их владельцем стал Агафон Фаберже, затем уники часто меняли своих владельцев в ходе аукционов. На одном из них эта марка была оценена в 700 тысяч долларов, сделка прошла в 2008 году. Все 3 известных экземпляра до недавнего времени входили в коллекцию А. Фаберже. Все 3 известных экземпляра до недавнего времени входили в коллекцию А. Фаберже.

Многие государства получают значительные доходы от продажи марок. Например, Лихтенштейн, Тринидад и Тобаго и другие рассматривают средства оплаты почтовых отправлений (марки, конверты, открытки) как один из инструментов при формировании доходной части бюджета.


Негашеные марки чаще стоят дороже гашеных, за исключением двух случаев: если на гашеной марке стоит памятный штамп и если отметка поставлена в первый день обращения. На гашеной марке есть определенные пометки, знаки почтовой оплаты, которые предотвращают дальнейшее использование марок для оплаты почтовых услуг. Марка может иметь специальное гашение. Его осуществляют в связи с памятной датой. Спецштемпель также исключает возможность приёма и обработки почтовых отправлений с такой маркой, они имеют лишь коллекционное значение.

Комментариев нет:

Отправить комментарий