четверг, 21 марта 2013 г.

21 марта – Всемирный день поэзии


Книжная выставка ко Всемирному дню поэзии «А музыка любви звучит…» из цикла «Траектория любви»
Про любовь воспето множество поэм и написаны тысячи стихотворений. На выставке мы постарались представить развитие любовной лирики от средневековой поэзии менестрелей до книг классиков и современных авторов – зарубежных и русских. Перед вами книги, где настроение красивых и трогательных стихотворений такое же разное, как и сама любовь. В авторских книгах и сборниках вы найдёте грустные и печальные стихи о несчастной любви, жизнерадостные стихи, признания в любви, эротические стихи…
Западноевропейская любовная культура уходит своими корнями в античность. Еще древнегреческий философ Платон развивал эту тему, в своих произведениях. Для Платона любовь – это возвышенное чувство, которым человек наделяется свыше. Средневековые философы сравнивали чувство любви с любовью к Богу. Хорошо известен во времена средневековья – культ Прекрасной Дамы. Рыцари посвящали дамам своего сердца возвышенные стихи – любовные страдания, стихи служения и верности недоступному идеалу. Затем, наступила эпоха Возрождения, и любовная лирика претерпела изменения. Появился новый «сладостный» стиль. Представителем той эпохи является Данте, вдохновенно воспевающий свою возлюбленную Беатриче, а так же Петрарка – его Лаура – это любовь не только к женщине, но и ко всему прекрасному, что есть в мире.


Любовная лирика Гете, по свидетельству литературоведов, во многом драматична, автобиографична и обладает мистицизмом, она не зависит от правил и устоев, она исходит из самой глубины сердца. Любовная лирика Байрона считается одной из наиболее ярких и проникновенных во всей английской литературе. Шарль Бодлер - поэт тоски, мировой скорби, меланхолии и хандры. С Шарля Бодлера в Европе началось крушение нравственных, религиозных и художественных устоев. Почетное место в мировой поэзии занимает персидско-таджикская поэзия, и в основном благодаря великому философу, математику и мыслителю Омар Хаяму.
Любовная лирика продолжала развиваться и видоизменяться и в восемнадцатом, и в девятнадцатом веках. До 18 века в русском фольклоре существовала только любовная песня. Новатором в любовной лирике того времени, можно назвать Тредиаковского. Он одним из первых в своем творчестве использовал описание чувственных сцен, и утверждал, что любовь может быть сильнее религиозного чувства. Сборники русской лирики 18 века включают стихи: Михаила Ломоносова, Гаврилы Державина, Николая Карамзина, Ивана Дмитриева, Юрия Нелединского-Мелецкого, Михаила Муравьева…
19-е столетие в нашей литературе по праву было названо Золотым веком русской поэзии. В эти времена – любовная лирика расцветает, стихи о любви пишут все! Это и нежные признания в личный дневник прекрасной даме, это и экспромты, декламируемые в литературных салонах, и серьезные произведения, ставшие классикой мировой литературы. Первыми поэтами той эпохи были Жуковский и Батюшков, но самым ярким явлением, конечно, был Александр Сергеевич Пушкин. Он напишет: «Я Вас любил, так искренне, так нежно, как дай Вам Бог любимой быть другим», и сразу в одной строке - описание своего чувства, его исключительности, неповторимости и признание поражения с надеждой на счастье любимой.
Русская любовная лирика 19-го столетия – это поэзия Евгения Баратынского, Федора Тютчева, Афанасия Фета, Михаила Лермонтова, Аполлона Григорьева и многих других. Любовная лирика 19 века была очень разной, но, при этом, одинаково восхитительной. У одних поэтов – бурной, радостной и страстной, у других – задумчивой и робкой, у третьих – с налетом философствования, психологизма и даже самобичевания. Никогда ранее и никогда позже не было таких поэтов и философов, никогда любовная лирика не занимала такого обособленного места в литературе, никогда еще ею так не гордились и не восхищались. Стихотворения Золотого века на долгие годы стали эталоном русской поэзии и литературы, а сами поэты небезосновательно были признаны классиками.
Следующий 20 век подарил тоже немало громких имен в поэзии: Сергей Есенин, Александр Блок, Владимир Маяковский, Борис Пастернак, Анна Ахматова, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева… Личная жизнь поэтов, состоящая из легких интрижек, многократных женитьб, разочарований, измен и разводов, конечно, отпечатывалась на их творчестве.
А ты думал - я тоже такая,
Что можно забыть меня,
И что брошусь, моля и рыдая,
Под копыта гнедого коня.
Или стану просить у знахарок
В наговорной воде корешок
И пришлю тебе странный подарок -
Мой заветный душистый платок.
Будь же проклят. Ни стоном, ни взглядом
Окаянной души не коснусь,
Но клянусь тебе ангельским садом,
Чудотворной иконой клянусь,
И ночей наших пламенным чадом -
Я к тебе никогда не вернусь А. Ахматова
Однако позже поэзия двадцатого века несколько остудила любовный пыл поэтов, отдавая преимущество другим, более приземленным проблемам. Воскрешение любовной лирики в русской поэзии произошло благодаря поэту-легенде Булату Окуджаве.
Тьмою здесь все занавешено,
И тишина как на дне...
Ваше Величество Женщина,
Да неужели ко мне?
Тусклое здесь электричество,
С крыши сочится вода.
Женщина, Ваше Величество,
Как вы решились сюда?
Поэт Николай Заболоцкий до 1957 года, когда создал цикл «Последняя любовь», вообще был чужд интимной лирике. Про любовь к женщине он не писал ни в молодости, ни в более зрелые годы. И вдруг — дивный лирический цикл. Что же произошло? Чтобы ответить на вопрос, придется заглянуть в личную жизнь поэта. Так случилось, что в его жизни возник пресловутый любовный треугольник. Не вдаваясь в подробности, скажем, что именно из личной трагедии поэта и родился цикл лирических стихов «Последняя любовь» — один из самых щемящих и талантливых в русской поэзии.
Зацелована, околдована,
С ветром в поле когда-то обвенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная моя женщина!
Не веселая, не печальная,
Словно с темного неба сошедшая,
Ты и песнь моя обручальная,
И звезда моя сумасшедшая…
Главной темой творчества Вероники Тушновой была любовь. С ней связывалось и горе, и печаль, и радость, и счастье, и утрата, и надежда, и будущее, и настоящее.
Мне говорят: нету такой любви!
Мне говорят: как все,
Так и ты живи!
...А она есть! Есть! Есть!
А она здесь, здесь, здесь!
В сердце моем
Теплым живет птенцом,
В жилах моих течет свинцом.
Это она светом в моих глазах,
Это она — солью в моих слезах,
От лжи и неверья — броня...
Коли ее не будет,
Не будет меня!
Стихи о любви Эдуарда Асадова наполнены невероятным количеством эмоций и чувств. В них столько чистоты, тепла, искренности, достоверности. Поэт проживает и переживает каждую строчку в своих стихах о любви, горячо любит, страдает, радуется.
Не уходи из сна моего.
Сейчас ты так хорошо улыбаешься,
Как будто бы мне подарить стараешься
Кусочек солнышка самого.
Не уходи из сна моего!
Ведь руки, что так нежно обняли,
Как будто бы радугу в небо подняли,
И лучше их нет уже ничего.
Не уходи из сна моего!
В былом у нас - вечные расстояния,
За встречами - новых разлук терзания,
Сплошной необжитости торжество.
Не уходи из сна моего!..
Меняются ритмы, стили, стихотворные формы, только всегда остаются неизменными любовь и стихи про это чувство. Поэты смертны, но их стихи о любви наполнены чарующей любовной магией и потому вечны!
Александр Кочетков
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них,-
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
Когда уходите на миг!
Полный сценарий http://ru.calameo.com/books/0019758219b3015cc2b0e

Комментариев нет:

Отправить комментарий