воскресенье, 1 марта 2015 г.

Миссия жить. Людмила Непорент


Людмила Васильевна Непорент – член Союза писателей России. Поэт, прозаик. Перу Людмилы Васильевны принадлежат удостоенные почетных литературных премий поэтические сборники («Моя лебединая», «Открытая ладонь», «Струна», «Под облаками», «Я – Женщина!»), повести («Люка», «На гребне мечты»). Многие ее стихотворения положены на музыку.
Души венчальный час
Я разделю со Словом.
Далекая звезда –
В ладонях нервных рук.
И мечется строка,
Исчезнет, вспыхнет снова,
В смятении взлетит,
Скользнув в запретный круг.
 
Я примеряю жизнь,
Как девочка – обновы.
Сверкают зеркала,
Звучит мой благовест...
А в церкви у дверей,
В осенний день Покрова,
Мне бабка говорит:
У каждого – свой крест.

У каждого – свой крест, –
И повторяет снова…
Рябины плач высокий,
Печальны клена сны…
У каждого – свой крест,
Он небом уготован,
Но Бог дарует жизнь –
И большей нет цены!
В детстве и в юности Людмила Васильевна хотела стать актрисой. Не случилось. Стала инженером-строителем. Теплотехником. Курировала на Крайнем Севере 26 хозяйств района, успешно справлялась с работой инструктора промышленного отдела райкома партии. По пояс в снегу, в условиях Кольской тундры, производила замеры проложенных теплотрасс. Рассчитывала теплопроизводительность 17-ти котельных, выводила нормативы новых методов производства, руководила штатом ИТР, служащих и рабочих в 9-ти военных городках Авиационно-технической базы. А ещё всегда оставалась женщиной – шила, вязала, делала себе причёски, принимала в доме друзей… И никогда ничего не жалела – ни лучшую одежду на работу, ни лучшую посуду на каждый день… После военной службы на Севере Людмила Васильевна с мужем получили в Севастополе квартиру.

Первые стихи были написаны еще в юности, но серьезно заниматься поэзией Людмила Васильевна стала позже. Автор упоминает, что пишет только когда просит душа и называет себя «минорным поэтом». Главная тема в творчестве: «Женщина. Ее мир. Женщина – как философия самой Природы».
Какая осень за окном,
 какая осень!
 Давно завязаны узлом
 девичьи косы.
 В ночь землю кутает луна,
 а утром – росы,
 И острой болью разлилась
 воспоминаний россыпь.

 Какая жизнь была дана,
   какая доля!
 Пила взахлеб ее, до дна –
 и только стоя!
 Грешна пред господом была
 и пред собою,
 Покаяться пора пришла
 сама собою.

 Задумчивый янтарный вальс,
 закат в полнеба –
 И мой еще один виток
 уходит в небыль.
 А солнце греет, торопясь,
 теплом последним:
 В том – мирозданья ипостась
 и смысл наследья.
Первый сборник лирики «Моя лебединая» вышел в 1999 году, а через год увидел свет сборник «Открытая ладонь», в 2007 г. – «Струна», в 2010 году - повесть «Люка».
В повести «Люка» Л. В. Непорент в автобиографической манере повествует о времени, о себе, об очень дорогом и близком ей человеке – отце…
Многие годы Людмила Васильевна Непорент занималась поиском правды о своем отце - Василии Непоренте, человеке удивительной судьбы, который, беззаветно любя свою страну, отважно прошел через горнило чисток и фильтраций и сумел решиться на шаг государственной важности, который, будучи просто уникальным, выделяет сегодня Василия Александровича Непорента из многомиллионной среды простых советских служащих той сталинской эпохи. Многое в судьбе отца Людмилы Непорент по-прежнему остается тайной за семью печатями.
Родился Василий Александрович в 1893 году в г. Таллинне. Родословная его семьи простирает свои корни к небольшому городку Непорент, что находится в столичном варшавском предместье. Василий Александрович Непорент получил высшее университетское образование в Варшаве, владел шестью европейскими языками, прекрасно играл на нескольких музыкальных инструментах, по жизни одевался как истинный аристократ. Дочь помнит его с тростью в руке, по торжественным случаям - в тройке из шевиота, а зимой - в белоснежной шубе...
Из его же, лично им составленной скупой биографии, можно узнать, что В. Непорент был участником Первой мировой войны, побывал в австрийском плену. Затем, в 1919 году, добровольно вступил в ряды Красной Армии, а в мирное время работал и служил на разных должностях, занимаясь одновременно самообразованием. В тридцатых годах В. А. Непорент был арестован как рядовой участник отраслевого «дела Промпартии» (Союза инженерных организаций - вредителей и антисоветчиков).
Отсидев в лагерях три года, он был амнистирован. И с тех пор направлялся на работу с семьей на различные стройки и закрытые предприятия оборонного значения. Причем, как правило, в должности юрисконсульта. На первый взгляд - типичнейшая судьба далеко не элитного беспартийного гражданина Советского Союза. И, кажется, ничего в ней нет удивительного. Но это на первый взгляд...
Скромного совслужащего, в доме которого дочь учили говорить на двух языках - немецком и русском, в предвоенное время, особенно после 1937 года, не упускали из виду. Но он после 1934 года больше, как тогда говорили, не привлекался. Как это могло произойти с бывшим зэком, дочери непонятно. Отец, конечно же, о многом молчал - время такое было.
Долгие годы Людмила Васильевна слала запросы в различные архивы России, Эстонии, Польши и Украины, надеясь узнать что-то новое о судьбе отца. И вот что удалось узнать в Госархиве РФ: декабре 1943 года Василий Александрович отправил в Президиум Верховного Совета Союза ССР письмо, в котором предложил учредить: орден Победы, Знамя Победы и проведение Парадов Победы, а также – присвоить И. В. Сталину звание Генералиссимуса.
Предложив ввести звание Генералиссимуса и присвоить его лично вождю народов, В. А. Непорент мог уже в январе 1944 года быть расстрелянным, а в лучшем случае - оказаться где-нибудь на рудниках Бодайбо, в далекой Сибири как личный враг кремлевского горца. Почему? Потому что звание Генералиссимуса уже тогда носили такие одиозные личности, как Чан Кайши и Франко. И надо было иметь поистине отчаянную смелость, чтобы именно к ним приравнять Творца Победы, Вождя народов!
Итак, письмо. (Госархив РФ, формуляр 7523, дело 79, лист 16-21).
«Настоящим прошу разрешения Президиума Верховного Совета Союза ССР представить на Ваше рассмотрение мой проект об учреждении единой высшей командной должности над всеми Вооруженными Силами Красной Армии и Военно-воздушным и Морским флотом.
Мысль о единой высшей командной должности пришла мне еще в начале 1943 г., т. е. в момент ликвидации Красной Армией Сталинградской группы фашистов.
Тогда я жил при своей семье, на руднике «Майкаинзолото» Павлодарской обл.
Особенно усилилась эта мысль у меня во время победоносного летнего наступления Красной Армии, но довести эту мысль до сведения Верховного Совета у меня не хватило смелости, ибо я не был уверен в твердости своей идеи.
Однако мысль эта меня не оставляла, и я боролся с собою, с одной стороны, боясь за свою политическую неподкованность, с другой же - всей своей патриотической душою стремился передать Правительству Союза ССР свою идею.
Великая Сталинская Красная Армия. Сколько она породила беспримерных героев, сколько замечательных командиров отличного мастерства, сколько Генералов и сколько Маршалов! Все они имеют неисчислимые боевые заслуги за доблестные подвиги. Величие Красной Армии требует объединения в лице старшего - высшего командира, долженствующего олицетворять Героизм, Славу и Величие всей Красной Армии.
В качестве такой высшей командной должности над всеми командирами Красной Армии, Военно-воздушного и Морского флота рекомендуется звание – Генералиссимус.
Примерное описание особенностей рекомендуемой формы для Генералиссимуса.
1. Воротник и обшлага рукавов кругом густо обшиты золотыми лаврами.
2. На плечах - вместо погон большие эполеты, с густой бахромой (золотой), как у Генерала Кутузова.
На круглой площадке эполета, в качестве знака различия, - инкрустированный накладной Государственный герб Союза ССР, а выше, на погонной части эполета, - большая красная накладная звезда.
3. Лента. Она протянута вокруг мундира под эполет правого плеча; широкая, муаровая лента, которая своими нижними концами соединяется бантом в левом боку, возле эфеса шпаги.
4. На брюках широкие красные лампасы, сверху обшитые золотыми лаврами.
Само собой разумеется, что это высшее военное звание Правительство присваивает лучшему из лучших командиров Красной Армии, имеющему неизмеримые заслуги перед Родиной, и я смею полагать, что одновременно с присвоением высшего военного звания Правительство учредит и вручит высший военный орден Отечественной войны - Победа.
Таким образом, если Президиум Верховного Совета Союза ССР решит учредить высшую командную должность Генералиссимус и это утвердит своим Указом, то весь Народ Советского Союза и вся Красная Армия будут счастливы видеть Верховного Главнокомандующего, Маршала Советского Союза тов. Сталина Иосифа Виссарионовича возведенным Правительством в высший военный чин Генералиссимус.
Война окончилась. Победа за Красной Армией. Фашизм как таковой уничтожен. Международная Дипломатическая миссия занимается устройством послевоенного мира, а Красная Армия - упорядочением послевоенного хозяйства и переходом к мирному строительству.
Во всей стране Советского Союза Красная Армия свою победу над звериным фашизмом ознаменовывает торжественными Парадами Победы. Знамя Победы веет над Советской страной, и дети в школах изучают историю побед Красной Армии в Великой Отечественной войне.
Через 60-70 лет после окончания войны вновь подрастающему поколению о великих героических подвигах Красной Армии напомнят История и бронзовые памятники Отечественной войны - героям и великим людям Родины…
Непорент. гор. Караганда, 25 декабря 1943 г.
Итак, что мы имеем? Всё предначертанное этим удивительным человеком свершилось впоследствии почти с точностью один к одному. Даже то, что касалось элементов формы генералиссимуса, хотя Сталин так и не расстался с маршальской формой одежды. Историк Д. Волкогонов пишет, что форма, предложенная Сталину, наполовину состояла из золотых галунов, золотых лампасов, золотого шитья повсюду... Это же можно сказать и о варианте Непорента.
Василий Непорент поистине оказался провидцем советской эпохи в ее трагический военный период 1941-1945 годов, пророком в своем Отечестве. Что это было? Дар свыше? Озарение? Мудрость человека, прожившего нелегкую жизнь? Наконец, просто случайность?..

Книга Л. В. Непорент «На гребне мечты» вышла в 2013 году – это романтическая повесть, основанная на документальных фактах и исторических событиях и посвященная памяти сына писательницы Игорю Шмондину – романтику, поэту, штурману дальнего плавания.
Игорь Александрович Шмондин учился в МГТУ (тогда еще МВИМУ – Мурманском высшем инженерном морском училище им. Ленинского комсомола) с 1981 по 1987 годы. С 1987 по 1995 годы работал на судах РПО «Мурманрыбпрома» третим, вторым, старшим помощником капитана.
Это не правда, что время лечит… есть такие раны, что не затянутся никогда. Можно только научиться жить с этой болью и разговаривать с сыном как с живым своими стихами:
Пепелище
Чем мне заполнить пустоту,
Что пропастью зияет
в срезе жизни?
И нет покоя,
И тихо я по-бабьи вою,
И, воздух ртом хватая на лету,
Несусь при жизни
К своей печальной тризне.

Всепоглощающий огонь
мне пал на долю.
Сама ступила я в него
собрав всю волю.
Тот жар мечты мои крушил,
Костра искрящие метели
Сжигали цели,
И укрощало пламя боль души.

На опустевшем пепелище
Я стала нищей.
Теперь я – оболочка, пепел, прах,
Молчат обугленные струны...
И кто сказал, что расставанье –
страх?! (Л. Непорент)
А еще - можно подарить сыну книгу, адресовав ее всем мальчишкам. «На гребне мечты» - это обращение автора к молодому поколению, волнующее повествование о том, как находят друг друга мальчики и море. Еще ценно в этой повести то, как автор показывает воздействие книги на ум и душу маленького человека, какое влияние оказывает книга на формирование характера и выбор профессии.
Шестой поэтический сборник Людмилы Васильевны «Я – Женщина!». В этой поэтической исповеди отражены самые светлые страницы жизни женщины. И горькие – тоже.
Как хочется оваций!
К ногам – цветов без счёта,
И верных почитателей
Живительных страстей!
И –  головокружительного взлёта
К хмельным высотам
Над судьбой своей!

Всего-всего –  хочу!
И даже –  быть счастливой!
И к этому иду не по чужим стопам…
Тайком нарезав роз,
Под окнами своими,
Нахально вру друзьям,
Что –  кто-то преподнёс…

И каждую возможность,
Используя как праздник,
Пред зеркалом трельяжным
Колдую, чуть дыша.
И дорогого стоит,
Освоив макияж свой,
В очередной раз слышать:
«Ах, как Вы хороша!»

Но женская природа
Нерукотворно писана.
Сильней от Сотворения
Не дал Бог существа.
Мадонна ли Сикстинская,
Венера ли Милосская,
Иль женщина сибирская –
А всё одна судьба!

А тернии… шипы…
В бессонье с кофе  ночи…
Кому всё это нужно?
Зачем об этом знать?
И позабыв под утро
Всю горечь между строчек,
Я во всю мочь стараюсь
Вновь женщиной предстать!..


Комментариев нет:

Отправить комментарий