вторник, 29 ноября 2016 г.

Предновогодние посиделки

В библиотеке-филиале №12 ГБУК г. Севастополя «ЦБС для взрослых» для учащихся Педагогического колледжа №2 прошли мастер-классы, которые провели севастопольские мастерицы из АНО «Живая Русь» по возрождению и сохранению народных ремесел и промыслов.
 

 
 
Уже совсем скоро в каждый дом постучатся долгожданные, любимые праздники – Новый год и Рождество. Все мы любим дарить и получать подарки. Как сделать новогодний подарок своими руками? Вас научат этому в библиотеке на воскресных мастер-классах!
 


 
 
Предновогоднюю сказку подарили нашим читателям – учащимся Педагогического колледжа №2 севастопольские мастерицы: Татьяна Бахирева, Наталия Кручевская, Оксана Долгирева и Анжелика Коршун.
В рамах проекта «Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой народов Крыма и историей Севастополя» студенты колледжа знакомились с русскими и украинскими народными промыслами.
В читальном зале были развернуты две интерактивные выставки: учащиеся выставили свои работы – кукол в народных костюмах, а мастера АНО «Живая Русь» продемонстрировали предметы быта в техниках Тагильской и Петриковской росписи, детских игровых кукол, домотканые дорожки и пояса, плетеную из травы посуду… яркие новогодние игрушки-поделки в народном стиле.
 
Директор АНО «Живая Русь» Татьяна Бахирева рассказала о различных техниках народных ремесел, которые были представлены на трех мастер-классах. Поскольку, не за горами Новый год Петуха – учащимся предложили самим сделать стилизованные игрушки на елку: в технике Петриковской росписи (мастер-класс Наталии Кручевской), сплести травяные круги-«шарики» с аппликацией петуха – символа Нового года (мастер-класс Анжелики Коршун); сделать из ткани петушков и птичек, которых можно повесить на новогоднюю елку (мастер-класс Оксаны Долгиревой).
 
Петриковская роспись родилась в селе Петриковка Днепропетровской области. Женщины этого села расписывали печи, стены хат красочными цветочными узорами. А также украшали бытовые предметы, посуду. Раньше в Петриковке никто не считал себя художником. Каждая хозяйка к большому празднику заново белила хату и заново ее расписывала, стремясь сделать свой дом самым живописным. А если хата оставалась белой, с хозяйкой в селе переставали здороваться.
Основными орнаментными мотивами Петриковской росписи являются цветы с преобладанием ярких, насыщенных тонов. Их рисовали палочками из стеблей болотных трав, кистями, сделанными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой материей и просто пальцами. Краску делали, вываривая травы, листья, цветы, ягоды. Разводили краску на яйцах и молоке, закрепляли вишневым клеем или свекольным сахаром.




  
 Мастер-класс Наталии Кручевской. Украшаем Петриковской росписью деревянные сердечки и домики, которые можно повесить на новогоднюю елку. Вот, что получилось!
 
Плетение из сухих трав – старинное ремесло, на которое вернулась мода вместе с желанием жить в согласии с окружающим миром. На Руси, Украине, Белоруссии для плетения самых различных вещей применялись растения: рогоз, камыш, ситник, аир, различные травы. Плели экологичные и практичные вещи: туеса и корзинки, посуду, обувь (лапти), шляпы (например, брыль – традиционный сельский головной убор, сплетенный из соломы или камыша). Брыль считался ценным нарядом. Не в каждом селе можно было найти мастера брыляра, который сплел бы хорошую шляпу. Плетением занимались преимущественно мужчины – пастухи, пасечники, изготовители корзин.
Распространенной детской игровой куклой являлась «стригушка». Делалась она из стриженой травы. Крестьянка, уходя в поле, брала с собой ребенка и, чтобы занять его, делала ему из травы куклу. Еще такую куклу использовали в медицинских целях, вплетая в нее лечебные травы – запах травы оказывал на ребенка целительное действие.










Мы же на мастер-классе Анжелики Коршун плели из луговой травы универсальные кружочки, их и на новогоднюю елку повесить можно и использовать, как подставку под горячее.
 
Русская народная кукла всегда участвовала в праздничных и бытовых народных обрядах, служила игрушкой для детей. Считалось, что если дети много играют с куклами – в семье будет лад и достаток. Русские народные куклы изготавливались из ткани, ниток, пряжи, дерева, мха, соломы, травы. По предназначению существовали: обрядовые, обереговые и игровые русские куклы.
Считается, что первая народная игрушка была Коллодия, с ней связана такая история. Во времена язычества был обычай приносить жертву богам. Куклы – ряженые полена (колоды) заменяли людей в обрядах жертвоприношения.
На праздник Ивана Купалы делали на крестообразной основе куклу Купавку, наряжали в женские одежды (рубаху, сарафан, пояс). На руки Купавки вешали ленточки – символ заветных девичьих желаний, потом их отправляли плыть по реке. Ленточки, плывущие по реке, забирали с собой несчастья и невзгоды.
Костромой звали куклу из соломы или лыка. Ее выставляли в окно, которое выходило на ворота, либо при входе в жилище, чтобы идущий в дом мог её увидеть. Кострома встречала гостя, забирала на себя негативные мысли, взгляды, помыслы. Через год куклу сжигали и выставляли другую. В летнее время девушки брали Кострому, водили с ней хоровод, пели ей специальные обрядовые песни, а затем топили ее в воде или сжигали на костре. Огонь в народе всегда считался очистительной силой. Предполагают, что под видом Костромы, сохранялся в народе древний обычай весеннего жертвоприношения богу Яриле.
Куклы служили оберегами от болезней, несчастий, плохой охоты, голода и бесплодия. В русских избах обязательно возле печки висели двенадцать куколок-«лихорадок», оберегающих хозяев от разных болезней. На Руси делали куклу в Новый год и приносить в дар Морозу, все знали, насколько опасны весной заморозки, и во время праздника, чтобы задобрить Мороза, березовое полено, облаченное в цветные лоскуты, раздевали, приговаривая: Мороз, мороз, приходи в Рождество. Не губи весной жито, пшеницу, всякую пашницу. Под Новый год делалась обереговая кукла «День и Ночь». На день хозяйка оборачивала её голову светлым платком, а на ночь – тёмным. Считалось, что такая кукла оберегала дом.

А как привить ребенку важные нравственные ценности – только через игру. Маленьким детям можно сделать зайчика на пальчик. Это и друг ребёнка, и одновременно его оберег. Эту игрушку в старину родители давали детям, когда уходили из дома, чтобы, оставаясь один, ребёнок не скучал, и ему не было страшно. Зайчик одевается на пальчик, и нужно прятать его в ладошке, как бы загораживая от всех. С Зайчиком можно поговорить, пожаловаться или поиграть.









На мастер-классе Оксаны Долгиревой мы сделали из разноцветных лоскутков петушков-птичек, их также можно «пристроить» на новогоднюю веточку.
Народная кукла развивает фантазию и воображение, является замечательным средством эстетического воспитания детей, формирует навыки работы с лоскутом. Рисунок и плетение развивают мелкую моторику. Сегодня очень важно приобщать детей к русской народной культуре, им обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью.
 



 

У наших девчонок получились замечательные работы! Приобретенные на мастер-классах навыки обязательно пригодятся им – будущим воспитателям и педагогам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий