пятница, 15 апреля 2016 г.

Правда чувств. К 200-летию со дня рождения Шарлотты Бронте

В библиотеке прошел Литературный час "Правда чувств" - к 200-летию со дня рождения английской писательницы Шарлотты Бронте  (21.04.1816-31.03.1855)
Шарлотта Бронте родилась в семье бедного священника Патрика Бронте, 21 апреля 1816 года, в Йоркшире. Шарлотта, четыре ее сестры и младший брат остались сиротами, когда в 1820 году умерла их мать – Мэри Бронте. Они поселились в Хоуорте, унылом доме с видом на кладбище. Кресты и пустоши – вот, что видели они из окна. Суровая, лишённая разнообразия и тёплых красок окружавшая их болотистая местность, невесёлая картина кладбища, неприветливость и грубость немногих обывателей, с которыми детям приходилось сталкиваться – такова была безотрадная действительность, побуждавшая детей ещё глубже уйти в свой внутренний идеальный мир, в котором ничего не было похоже на окружающее. Из окна комнаты Шарлотты были видны замшелые крыши, кладбище и печально склоненные лица ангелов, обнимающих тонкими пальцами массивные кресты. Слабый здоровьем и любивший уединение, Патрик Бронте мало обращал внимания на воспитание детей, которые вообще очень редко видели его. Дети были предоставлены самим себе и заботам 8-летней старшей сестры Марии, на которую пала обязанность вести скудное хозяйство. 
Событие, оставившее глубокий след в замкнутой жизни этой странной семьи – было поступление старших сестёр, Марии и Елизаветы, в школу в Ковэн-Бридже (1824), недалеко от их селения Гаворт. Неприветливая Ковэн-Бриджская школа для детей духовенства, не давшая никакой пищи для умственного развития была яркими красками описана Шарлоттой в романе «Джейн Эйр». При поступлении Шарлотты в школу в возрасте 8 лет гувернантка дала девочке следующую характеристику: «Пишет неразборчиво. Немного считает, шьёт аккуратно. Не знает ничего о грамматике, географии, истории или этикете. В целом умней своего возраста, но ничего не знает систематически».
Через год старшая – Мария, больная вернулась домой и умерла, а через несколько месяцев за ней последовала в могилу и вторая сестра – Елизавета. Оставшись старшей в доме, 9-летняя Шарлотта продолжила дома своё образование, в тиши и уединении отдаваясь своей склонности к писательству.

Шарлотта была невысокого роста, хрупкого телосложения, она носила очки, чтобы исправить близорукость, и считала себя дурнушкой. Она была политическим консерватором, строга, умна и честолюбива, а также – обладала высокими моральными принципами, и, несмотря на скромное поведение в обществе, всегда была готова отстоять свою точку зрения.
В 1835 году Шарлотта поступила на место гувернантки, но слабое здоровье и непривлекательность жизни в чужом доме вынудили её отказаться от этих занятий. Шарлотта задумала вместе с младшими сёстрами открыть школу, и, чтобы подготовиться к этому делу, она с сестрой Эмилией решилась пополнить свои знания по французскому языку и литературе на континенте, с этой целью в 1842 году они едут в Брюссель. Вернувшись на родину, сестры, наконец, решились выступить с первыми плодами своей литературной деятельности. Весной 1846 г. появился небольшой томик их стихотворений под псевдонимом Коррер (Шарлотта), Эллис (Эмилия) и Актон (Анна) Белль, оставшийся незамеченным публикой. Неудача эта не обескуражила сестёр писательниц, и они с тем же увлечением взялись за написание прозы: Шарлотта написала роман «Учитель», Эмилия – «Грозовой перевал», а Анна – «Агнес Грей». Последние два романа нашли себе издателя, «Учитель» был отвергнут всеми. Несмотря на это, Шарлотта со свойственным ей пылом и страстью продолжила свою литературную деятельность. В октябре 1849 года появился её новый роман «Джейн Эйр», сразу завоевавший решительный успех. Немного книг с неизвестным именем автора на заголовке было встречено с таким общим и бесспорным одобрением. «Джейн Эйр» – история маленькой гувернантки, бедной и некрасивой, но сумевшей завоевать сердце богатого, почти разочарованного в жизни, хозяина замка с башнями – Эдварда Рочестера.
История создания романа начиналась в долгие, скучные вечера, когда весь дом в Хауорте отходил ко сну и ровно в девять Патрик Бронте запирал входную дверь. В такие часы сестры читали друг другу написанное за день, обсуждая все перипетии жизни, борьбы и любви своих персонажей. Однажды Шарлотта упрекнула сестер: почему их героини обязательно хороши собой? «Но ведь иначе читателя не привлечешь», – наивно ответили те. «Вы ошибаетесь. Хотите, моя героиня будет некрасивой внешне, но по-человечески настолько интересной, достойной и привлекательной, что ее полюбят?» Задуманное ею полностью удалось воплотить в жизнь. Именно такой героиней стала её Джейн Эйр.
Сама история, которая легла в основу романа «Джейн Эйр» произошла в действительности. Шарлотта Бронте впервые услышала ее в то время, когда сама она преподавала в школе Маргарет Вулер в Роу Хеде. В ту пору, как раз в самый разгар рабочего семестра, недалеко от Лидса случилось весьма любопытное происшествие, надолго переполошившее округу. Служащий одного почтенного владельца фирмы женился на молодой девушке, гувернантке своего хозяина. А через год после венчания открылось, что у человека, которого гувернантка по праву считала своим законным супругом и от которого она к тому времени уже родила ребенка, была другая жена. Его союз с этой сомнительной особой заключался много лет назад, и все это время держался в строжайшей тайне, так как вскоре после свадьбы врачи признали женщину умалишенной. По той же причине брак между нею и ее супругом не мог быть расторгнут законным путем. Однако же сам несчастный мужчина был убежден, что факт сумасшествия его жены дает ему право на новое супружество, которое, по существу, и должно быть признанно законным. Эта печальная история в свое время потрясла впечатлительную Шарлотту до глубины души. Сколько бессмысленных толков, пересудов сплетников вызвало это прискорбное происшествие в округе! История о страданиях бедной гувернантки переходила из области в область в разных вариантах, постепенно обрастая все новыми и новыми подробностями. Наконец сплетни докатились и до Роу Хеда. Как бы то ни было, положение несчастной молодой женщины – безвинной матери внебрачного ребенка возбуждало всеобщее сочувствие. Взволнованные разговоры об этом случае еще долго не стихали ни в Роу Хеде, ни в других околотках английских провинций.
Готически пасмурное поместье Тернфилд, вероятно, создано с оглядкой на Норт Лис-Холл, расположенный поблизости от Хэйзерсэйджа. Шарлотта посетила его со своей подругой Эллен Нассей летом 1845 г. Поместье Ферндин – второе имение, принадлежавшее мистеру Рочестеру, где он поселился после трагедии, произошедшей в Тернфилде, по-видимому, описано под впечатлением, навеянным местностью под названием Уайколлер-Холл.
Ранние события романа «Джейн Эйр», где осиротевшая Джейн посылается в суровую школу, основаны на личном опыте автора. Две её сестры умерли в детстве в результате плохих условий в школе в Коуэн-Бридже, в порядках и установках которой легко узнается Ловудская школа из «Джейн Эйр». Образ основателя школы, мистера Брокльхерста, создан благодаря его реальному прототипу – преподобному Уильяму Кэрусу Уилсону, а прототипом подруги Джейн Эйр – Элен Бернс послужила Мария Бронте, старшая сестра писательницы. Эти факты были опубликованы в книге «Жизнь Шарлотты Бронте», написанной её подругой Элизабет Гаскелл.
Еще при жизни Шарлотты Бронте критиков смущало посвящение второго издания «Джейн Эйр» известному писателю Уильяму Теккерею. В связи с чем в прессе появились язвительные намеки на то, что, возможно, Теккерей и является прототипом мистера Рочестера, а героиня романа Теккерея «Ярмарка Тщеславия» Бекки Шарп – никто иной, как Каррер Белл (т. е. Шарлотта Бронте, которая издала «Джейн Эйр» под этим псевдонимом). Такому выводу способствовало также и то, что трагическая история мистера Рочестера в некотором смысле совпадала с внешними фактами личной жизни Теккерея, у которого, как и у героя «Джейн Эйр», была психически больная жена.
В романе «Джейн Эйр» столько переливающейся через край жизни, столько тепла и красок, несмотря на скудные пейзажи северного Йоркшира. В нем торжество любви. А еще – холод северной Англии и людских сердец, голод, презрение, разбитое сердце, разочарование и мучительное состояние, когда надо сдерживать свои чувства. Только цельные, независимые натуры, искренние и честные до конца, могут с этим жить и не сломаться. Такой была Джейн Эйр. Такой была Шарлотта Бронте, потому что она и Джейн – одно лицо. Как она смогла совместить всё это – преданность, любовь к мужчине и верность своим нравственным принципам? Кто ее научил, вдохновил, кто был ей примером, если девочка-сирота выросла в чужих домах среди людей холодных, как йоркширский ветер? Кто объяснил ей, что она носит в себе настоящую любовь, а не мимолетную страсть, которая разрушает всё снаружи и изнутри? Как не прожить чужую жизнь, как не запереть свои желания глубоко внутри, чтобы они исковеркали душу до неузнаваемости, и в то же время – как взять себя в руки, заставить бороться с собой и не быть рабой желаний? У Джейн это получилось. О романе будут много спорить, писать, исследовать, экранизировать… и каждый раз восхищаться. Потому что эта книга из тех, которые способны менять душу вдумчивого и отзывчивого читателя.


«Шерли» – роман Шарлотты Бронте, повествующий о движении луддитов и вызвавший к себе особый интерес мастерски нарисованной картиной жизни рабочих в провинции, был написан при крайне грустных обстоятельствах жизни писательницы; в сентябре 1848 года умер её брат – Бренуэлл Бронте, много обещавший талантливый юноша. В декабре 1848 года умерла Эмилия, и в мае 1849г. – Анна. В двух героинях нового произведения, Шерли и Каролине, писательница воссоздала образы ушедших сестер. Она щедро одарила их к концу романа личным счастьем, которого они оказались лишены в реальной жизни.
В 1853-м на свет появился ее новый роман под названием «Вильетт». В бельгийском пансионе работает наставницей молчаливая, замкнутая Люси. Полюбив преподавателя литературы, достойного и благородного человека, девушка не смогла связать с ним свою судьбу, хотя любимый человек и ответил на ее чувство.
Когда после появления второго её романа псевдоним Шарлотты Бронте был раскрыт, перед ней открылись двери лучших литературных кружков Лондона, но для болезненной и привыкшей к уединению девушки было тягостно общественное внимание, и она большую часть времени проводила в старом церковном доме в Гаворте. В 1853 появился её последний роман «Городок».
В июне 1854 года Шарлотта вышла замуж за Артура Белла Николса. Брак был счастливым, но коротким. В январе 1855 года состояние её здоровья резко ухудшилось. В феврале месяце врач, осматривавший писательницу, пришёл к выводу, что симптомы недомогания свидетельствуют о начале беременности и не представляют опасности для жизни. Шарлотту мучила постоянная тошнота, отсутствие аппетита, чрезвычайная слабость, что привело к быстрому истощению. Однако только в последнюю неделю марта стало ясно, что Шарлотта умирает. Шарлотта Бронте умерла на раннем сроке беременности 31 марта 1855 года в возрасте 38 лет. Это случилось после того как она с супругом попала под сильный дождь во время прогулок по любимым вересковым полям. Беременность и сильная простуда, возможно, спровоцировали обострение туберкулёза – семейной болезни Бронте. В свидетельстве о смерти причиной значился туберкулёз, однако, как предполагают многие биографы Шарлотты, она могла умереть от обезвоживания и истощения, вызванного тяжёлым токсикозом. Можно также предположить, что Шарлотта скончалась от тифа, которым её могла заразить старая служанка Табита Эйкройд, скончавшаяся незадолго до смерти Шарлотты. Писательница была похоронена в фамильном склепе в Церкви Св. Михаила, расположенной в Хауорте, Западный Йоркшир, Англия.

После её смерти был издан её первый литературный опыт – роман «Учитель». В том же 1854 году Шарлотта начала роман «Эмма», который, по оценкам критиков, должен был стать такой же сенсацией, как и «Джейн Эйр». Шарлотта написала всего лишь две главы этой книги.
Шарлотта Бронте по праву считается одной из самых талантливых и значительных представительниц английского романтизма и реализма. Обладая крайне нервным и впечатлительным темпераментом, она в высокой степени владела тем, что Гёте называл секретом гения – «способностью проникнуться индивидуальностью и субъективным настроением постороннего лица». При ограниченном кругозоре наблюдений, она с поразительной яркостью и правдой изображала всё, что ей приходилось видеть и чувствовать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий