вторник, 16 февраля 2016 г.

Житие русского праведника. Николай Семенович Лесков – 185 лет со дня рождения


Мастер языка, новатор и тончайший стилист, он до сих пор является одним из самых непрочитанных «пророков» русской литературы. Любовь к жизни, к просторам русской земли, очарование душой и удалью русского человека – вот главное, что всегда волновало писателя. Его герои – простые люди, настоящие «праведники» Земли русской. Саму жизнь Лескова можно обозначить, как «Житие русского праведника».
Николай Лесков родился 4 (16 февраля) 1831 года в селе Горохово Орловской губернии. Его дед был священником, а отец – заседателем Орловской уголовной палаты, получившим потомственное дворянство. Детские годы Лескова прошли в Орле. А в 1839 году, когда отец вышел в отставку, семья переехала на хутор Панино Кромского уезда. Лесков плохо учился в школе – в Орловской гимназии, куда был отдан в 10 лет – в 1841 году. Несмотря на способности, он оказался в числе отстающих. В гимназии Лесков проучился пять лет, а аттестат получил за окончание всего двух классов, так как не выдержал переводных экзаменов. Много и часто спорил он с преподавателями и говорил всем, что ненавидит зубрёжку. Бросив школу, науки он постигал в домашних условиях, что, впрочем, для того времени считалось делом обычным.

В юности Николаю Лескову пришлось поработать в Орловской уголовной палате. Этому поспособствовал отец будущего писателя. Он и сам ранее работал там и, списавшись со знакомыми, сумел трудоустроить сына. Должность Николаю дали самую маленькую. Он был одним из писцов, начинавших карьеру «на табуретке за шкафом в углу».
На творческий путь Лескова подтолкнула служба в коммерческой фирме «Шкотт и Вилькенс». Произошло это в 1857 году, и к тому времени прошло уже восемь лет, как Николай перебрался из Орла в Киев. Во главе фирмы стоял англичанин Шкотт, женившийся на тёте будущего писателя и управлявший имениями Нарышкина и графа Перовского. Лескова в фирму приняли на должность агента. По роду службы ему пришлось много, как сказали бы сейчас, бывать в командировках. В пути Лесков стал делать наблюдения и пометки, которые затем превратились в заметки, а после – и в очерки. Так, работая агентом, он набирался писательского духа и опыта, и новое начинание явно пришлось ему по душе. Три года путешествовал Лесков по всей стране, представляя свою фирму. За плечами к тому же был не один год казённой службы. И однажды настал час, когда Лескову нашлось, что выплеснуть на бумагу.
Исследователи считают, что Лесков первым в русской литературе ввёл персонаж вегетарианца, сделав это в повести «Фигура», и использовал в других произведениях. Особенно ярким получился диалог в рассказе «Полуношники». В нём заложена сама философия Лескова:
 – Мне кажется, вы слабы и нездоровы?
 — Нет, — говорит она, — я совершенно здорова.
 — Вы, говорят, мясо не едите?
 — Да, не ем.
 — А отчего?
 — Мне не нравится.
 — Вам вкус не нравится?
 — И вкус, и просто я не люблю видеть перед собою трупы.
Лесков не только являлся убеждённым вегетарианцем, но и разделил сторонников
такого питания на категории. К одному типу отнёс тех, кто не ест мясо из «гигиенических соображений», ко второму тех, кто делает это из чувства жалости к убитым животным. Последних писатель величал «сердобольниками», и относил себя к сей категории. Теорию свою Лесков в 1889 году опубликовал в заметке, в которой почти на научной основе доказывал разделение вегетарианцев на типы.
Писатель глубоко интересовался старообрядчеством. Интерес проявился в годы его киевской жизни. Лесков-писатель видел в старообрядцах сильные образы. По его мнению, старая вера несла в себе тайну. Лесков настоятельно искал встречи со старообрядцами, о чём на склоне лет написал в малоизвестной заметке «Лексинские доживалки». Лесков в итоге съездил в Ригу, где обитали, как он сам их называл, «практические старообрядцы». Но, познакомившись с ними поближе, писатель понял, что тайны никакой и нет. Если раньше величал он старообрядцев революционерами, ушедшими в мир подвижников, то после общения стал называть их «последними верующими, самыми полными из верующих на земле». Однако несомненно, что интерес к Старой Вере нашёл отражение в творчестве писателя.
Дебют Лескова-публициста случился довольно поздно, в 26 лет. Первые заметки, написанные им, появились в газете «Петербургские ведомости» (1859-1860 годах), а также несколько заметок в киевском издании «Современная медицина». Потом стали появляться заметки и в других изданиях – в «Отечественных записках», в «Северной пчеле», сотрудником которой становится Лесков, в «Русской речи». Сам Лесков главной своей публицистической работой считал статью о питейных бунтах – «Очерки винокуренной промышленности (Пензенская губерния)». Дебют Лескова-писателя состоялся еще позже, в 1863 году, когда в журнале «Библиотека для чтения» была опубликована его первая короткая повесть «Житие одной бабы». При жизни писателя оно не переиздавалось, и лишь в 1924 году, уже под другим заголовком «Амур в лапоточках» оно было опубликовано вновь.
В начале своей литературной деятельности Николай Лесков взял себе несколько вымышленных имен, которыми подписывал очерки. Первый псевдоним – Стебницкий. Затем последовали Лесков-Стебницкий, Л. С., М. С., Фрейшиц, Николай Понукалов, Кто-то, Николай Горохов, Любитель старины и другие, всего около двадцати. Произведения Лескова, тем не менее, были узнаваемы по стилю и не нуждались в псевдонимах, однако он упорно подписывался вымышленными именами.

Лесков очень ценил и тщательно изучал безграничную и богатую стихию народной речи и русского языка. Свои произведения он украшал неологизмами собственного сочинения, жаргонными словечками и народными выражениями. Его излюбленным приемом была «народная этимология» – прием, основанный на переосмыслении слова, исходя из его внешнего, случайного звукового совпадения. Микроскоп – «мелкоскоп», аксельбанты – «выксельбанты», таблица умножения – «долбица умножения». Цветистость и украшенность лесковских произведений непривычно резала слух, критики совершенно необоснованно обвиняли писателя в порче языка, вульгарности и шутовстве.
Незадолго до смерти Лесков составил и издал у Суворина полное собрание своих сочинений в 12 томах(12 том вышел уже посмертно). Издание было молниеносно распродано и принесло писателю не только значительный гонорар, но и писательский успех. Но с успехом было связано и горькое происшествие. Шестой том, содержавший в себе церковные произведения писателя, был задержан по настоянию цензуры. Эта весть настигла писателя на лестнице типографии и стала причиной первого тяжелого сердечного приступа.
Роман «Некуда» предопределил политическое будущее писателя. Радикализм повествования, жесткая сюжетная линия и сатирический подтекст в описании героев сделали произведение околополитическим. Литературное сообщество неоднозначно отреагировало на роман, но большинство петербургских авторов склонялись к обвинению Лескова реакционером и приписывали ему антидемократические настроения. Левая пресса и вовсе оклеветала писателя, предположив, что роман «Некуда» был написан по заказу Третьего политического отделения Петербурга. Эта гнусная ложь, по мнению самого Лескова, осложнила всю его дальнейшую творческую жизнь. И действительно, после выхода в свет романа все популярные журналы Северной столицы закрылись для писателя. Однако это стало поводом для сближения Николая Лескова с издателем газеты «Русский вестник», что в дальнейшем послужило на пользу обоим.
В 1870 был опубликован роман Лескова «На ножах», высмеивающий нигилистов, которым сам автор остался недоволен, считая его худшим своим произведением. В 1872 напечатан был роман «Соборяне» и повесть «Запечатленный ангел», которая стала единственным литературным произведением, избежавшим редакторского вмешательства. Несмотря на критику властей, повесть произвела фурор в официальных структурах и даже при императорском дворе. В том же году была написана еще одна повесть под названием «Очарованный странник», которая также была признана достаточно одиозным произведением, но, тем не менее, имела успех. Писатель не утруждался соблюдением литературных канонов, повествование было свободным, фабула не имела завершения, различные сюжетные линии хаотично переплетались. После выхода в свет «Очарованного странника» Лесков порвал с Катковым, и его материальное положение стало катастрофическим. Возникшую к тому времени вторую семью писателя не на что было содержать. И вот случилось чудо: в начале 1874 года Николая Семеновича Лескова вдруг назначили на высокую должность в Министерстве народного просвещения. По роду службы он должен был давать заключения по вопросу соответствия книг библиотечным нормам. Так Николай Лесков вновь обрел смысл существования.
Одним из самых заметных произведений писателя стал сказ о Левше – тульском оружейнике-самородке. Повесть была написана в изысканной манере, насыщенной неологизмами с сатирическим оттенком. Насмешливость сопровождает произведение от начала до конца. Искусство русских мастеров противопоставляется неумению английских коллег, которые, в конце концов, оказались унижены и посрамлены.
Произведения Николая Лескова, которые были написаны им в конце жизни, отличаются остросатирической направленностью. Они не слишком нравились публике своей прямотой и цинизмом, что, впрочем, Лескова совершенно не огорчало.
Умер Николай Лесков 21 февраля (5 марта) 1895г. от приступа астмы, которая мучила писателя последние 5 лет его жизни. Похоронен в Санкт-Петербурге на Волковом кладбище.
источник1,  2

Комментариев нет:

Отправить комментарий