среда, 27 января 2016 г.

«Сатиры смелый властелин». 190 лет со дня рождения М. Е. Салтыкова-Щедрина


…был он «суров, честен, умен, а правды никогда не замалчивал, как бы она ни была прискорбна» (М. Горький о М. Е. Салтыкове-Щедрине)

Писатель – один из классиков русской литературы, журналист, редактор журнала «Отечественные записки», Рязанский и Тверской вице-губернатор – Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин родился 15 (27) января 1826 года.
Настоящая фамилия Салтыкова-Щедрина – Салтыков, а псевдоним Николай Щедрин. Писатель М. Е. Салтыков, как вспоминает его сын, избрал псевдоним Щедрин по совету жены как производное от слова «щедрый». Еще есть такая версия – псевдоним «Щедрин» писатель предположительно взял в своем Заозерском имении, где жили заозерские крестьяне Щедрины, щедро награжденные самой жизнью многочисленными бедами, несчастьями, нуждой, горем и бедностью. А есть и такая…по долгу службы М. Салтыков вел дела раскольников Вятской, Пермской, Нижегородской и Казанской губерний. Его тогда впечатлил дородный купец Трофим Щедрин – мудрец и острослов. В память об этой встрече Салтыков взял литературный псевдоним – Щедрин. Так или иначе, но в литературу Михаил Евграфович вошел с двойной фамилией.

Первые литературные попытки начались со стихов в период обучения в Царскосельском, а затем в Александровском лицее. Примечательно, что стихи, которые он писал в то время, характеризовались учителями как «неодобрительные». И касалось это не стиля, а содержания, уже тогда Михаил начинал проявлять свою склонность к высмеиванию недостатков окружающего его мира. Эти стихи в сочетании с далеко не идеальным поведением заставили Михаила окончить Александровский лицей по второму разряду. Хотя с его знаниями он вполне мог получить и первый разряд. Салтыков-Щедрин скоро понял, что у него нет призвания к поэзии, перестал писать стихи, и не любил, когда ему о них напоминали. Однако в этих ученических упражнениях чувствуется искреннее настроение, большей частью грустное, меланхоличное.
Одно из первых произведений писателя – повесть «Запутанное дело», которая высмеивала некоторые порядки тогдашней России. В 1848 году за это сочинение Салтыкова-Щедрина отправляют на службу в Вятку. Официально это был служебный перевод, но на самом деле – ссылка подальше от столицы.
1856 год – женитьба на Елизавете Аполлоновне Болтиной, дочери вице-губернатора Вятки. Начало публикации серии рассказов из сатирического цикла «Губернские очерки». Общественное признание. В 1858 году Салтыкова-Щедрина назначают рязанским вице-губернатором, а спустя два года переводят в Тверь на аналогичную должность. К Михаилу Евграфовичу очень хорошо относилось местное общество, он был желанным гостем в каждом доме. Репутация его как чиновника была безупречной: работал по справедливости взяток и подношений не брал. Наблюдения за жизнью серой провинции давали богатый материал для следующих произведений. Служба отнимала много времени, но он активно занимается творчеством, начинает сотрудничать с несколькими отечественными журналами. В ноябре 1864 г. он был назначен управляющим Пензенской казённой палатой, два года спустя переведён на ту же должность в Тулу, а в октябре 1867 – в Рязань.
В этот период Салтыков-Щедрин все больше и больше увлекается литературой. Его произведения публикуются в журналах «Московский вестник», «Русский вестник», «Библиотека для чтения», «Современник». Этот период получился крайне плодотворным. Из-под пера писателя выходят обозрения, статьи, отзывы о литературных произведениях. Писал Салтыков-Щедрин действительно много, но не мог удовлетвориться тем мизерным вознаграждением, которое предоставлял за его труд журнал. Сотрудники редакции вспоминали, что Салтыков-Щедрин однажды устроил скандал, заявив о том, что труд литератора может привести только к голодной смерти.
Как только «Отечественные записки» перешли с 1 января 1868 г. под редакцию Некрасова, Салтыков-Щедрин стал одним из их самых усердных сотрудников, а в июне 1868 г. окончательно покинул службу и занял должность одного из главных сотрудников и руководителей журнала, официальным редактором которого стал десять лет спустя, после смерти Некрасова. В 1868 году начинается новый период творчества, во время которого были написаны одни из самых знаменитых произведений: «История одного города», «Пошехонская старина», «Дневник провинциала в Петербурге» и другие.
Став в 1877 году главным редактором «Отечественных записок», Салтыков-Щедрин просто поражает сотрудников огромной работоспособностью. Ничто не могло заставить его хоть на некоторое время отказаться от работы. Создавалось впечатление, что он трудится всегда, не прерываясь даже на сон. В то же время Салтыков-Щедрин посещает Западную Европу, знакомится со многими известными современниками – Золя, Флобером и другими. В 1880-х годах сатира писателя находится на вершине своей остроты. Самые злободневные произведения («Господа Головлевы», «Современная идиллия») написаны именно в этот период.
Очень болезненно писатель переживает закрытие журнала «Отечественные записки» в 1884 году. Публикации Салтыкова-Щедрина теперь печатаются в «Вестнике Европы». В это время писатель чувствует себя все хуже и хуже, силы заметно оставляют его. Он часто болеет, но упорно трудится над своими произведениями.
В мае 1889 года Салтыков-Щедрин в очередной раз заболел простудой. Ослабленный организм не смог сопротивляться болезни. 10 мая 1889 года Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин умер. Он завещал похоронить себя рядом с И. С. Тургеневым, что и было исполнено 14 мая. Тело Салтыкова-Щедрина покоится на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.
Салтыкову-Щедрину удалось прекрасно справляться с задачей обличения пороков общества своего времени. На протяжении двух десятков лет его произведения, как губка, впитывали в себя все недостатки жизни Российской Империи. По сути, эти сочинения являются историческими документами, ведь достоверность в некоторых из них практически полная.
Проза Салтыкова-Щедрина – один из самых ценных образцов мировой сатиры. Стиль критики, оформленной в сказке, применялся писателем очень активно и стал образцом для подражания для многих писателей в будущем. Сказка, направленная на критику социального несовершенства, использовалась как литературный прием и до Салтыкова-Щедрина, но именно он смог сделать этот прием классическим.
Салтыков-Щедрин рядом с нами и в нашей повседневной жизни. Мы до сих пор пользуемся его хлесткими афоризмами…
«Чего-то хотелось: не то конституции, не то севрюжины с хреном, не то кого-нибудь ободрать». («Культурные люди»)
«…литератор пописывает, а он, читатель, почитывает» («Пестрые письма»)
Слова «мягкотелость», «головотяп» и «головотяпство» пустил в оборот Салтыков-Щедрин в «Истории одного города»: «Был в древности народ, головотяпами именуемый… Головотяпами же прозывались эти люди от того, что имели привычку тяпать головами обо всё, что бы ни встретилось на пути».
«Во всех странах железные дороги для передвижения служат, а у нас сверх того и для воровства».
«Российская власть должна держать народ свой в состоянии постоянного изумления. Если на Святой Руси человек начнет удивляться, то он остолбенеет в удивлении, и так до смерти столбом и простоит».
«Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения».
«Всякому безобразию своё приличие».
«Барышня спрашивают, для большого или малого декольте им шею мыть?» («Пошехонская старина»)
«Страшно, когда человек говорит и не знаешь, зачем он говорит, что говорит и кончит ли когда-нибудь». («Господа Головлевы»)
«Родина не там, где лучше, а там, где больнее. Отечество – тот таинственный, но живой организм, очертания которого ты не можешь для себя отчетливо определить, но которого прикосновение к себе непрерывно чувствуешь, ибо ты связан с этим организмом непрерывной пуповиной».

2 комментария:

  1. Спасибо за интересную информацию. Думаю, что Салтыков-Щедрин и его труды так подходят к нашему времени. Как он так сумел попасть в точку про нас!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наверное, потому, что мы не изменились со времен Салтыкова-Щедрина)))

      Удалить