среда, 14 октября 2015 г.

Финалисты национальной литературной премии «Большая книга» 2015


«Большая книга» — российская национальная литературная премия. Является крупнейшей в России литературной наградой и второй по величине литературной наградой в мире по размеру призового фонда (вместе со специальными премиями — 6,1 млн руб.) после Нобелевской премии по литературе.
На соискание премии принимаются произведения всех прозаических жанров, включая мемуары, жизнеописания и другую документальную прозу.
Варламов, А. Мысленный волк [Текст]: Роман / Алексей Николаевич Варламов.- М.: АСТ, 2014.- 512 с.
Алексея Варламова называют самым разносторонним писателем — его романы и
повести легко уживаются рядом с мастерски написанными биографиями в серии «ЖЗЛ». Лауреат премии «БОЛЬШАЯ КНИГА», премии Александра Солженицына и Патриаршей литературной премии. Действие нового романа Алексея Варламова происходит в один из самых острых моментов в российской истории — «бездны на краю» — с лета 1914 по зиму 1918. В нем живут и умирают герои, в которых порой угадываются известные личности: Григорий Распутин, Василий Розанов, Михаил Пришвин, скандальный иеромонах-расстрига Илиодор и сектант Щетинкин; мешаются события реальные и вымышленные. Персонажи романа любят — очень по-русски, роковой страстью, спорят и философствуют — о природе русского человека, вседозволенности, Ницше, будущем страны и о... мысленном волке — страшном прелестном звере, который вторгся в Россию и стал причиной ее бед...

Вирабов, И. Андрей Вознесенский [Текст]: Биографическая повесть / Игорь Николаевич Вирабов.- М.: Молодая гвардия, 2015.- 736 с.- (Жизнь замечательных людей)
Когда-то молодой поэт Андрей Вознесенский потребовал: «Уберите Ленина с денег!» Сановные ленинцы от такой ереси онемели, Сбербанк призвал автора к ответу. Времена сменятся, и за те же строки поэта обвинят в «пособничестве режиму». «Убирайтесь вон из страны!» - громыхал в его адрес Хрущев. Поэт не «убрался». Спустя годы потомки Хрущева приедут к нему из США за знаменитой фотографией, на которой вождь грозит анафемой поэту. Вознесенский прожил 77 лет (1933-2010), и судьба его навсегда переплелась с судьбой страны, где для одних он - слишком «западник», для других - слишком «патриот». Собратья-ровесники будут спорить за звание «ученика» Пастернака, но лишь Вознесенскому он напишет: «Счастлив, что дожил до Вашего первого успеха». Знаменитая четверка поэтов-шестидесятников, собиравшая стадионы поклонников, обросла мифологией, но вопросы остались. Вознесенский и Евтушенко были друзьями или недругами? Что находили в молодом Вознесенском поэт Арагон и художник Пикассо, экзистенциалист Сартр и битник Гинзберг, философ Хайдеггер и драматург Миллер? Отчего в Вознесенском души не чаяли председатель белорусского колхоза товарищ Бедуля и... Жаклин Кеннеди? Правда ли, что Бродский не только злословил о нем, но приглашал к себе на кофе и обсуждал любимых кошек? Почему Вознесенскому не дали Нобелевскую премию, хотя собирались?..
Игорь Вирабов, филолог и журналист, с азартом детектива расследует в книге эти и другие, не менее важные и сенсационные темы. Воспоминаниями с ним делятся композитор Щедрин, актер Смехов, писатель Гладилин, поэты Сулейменов, Кублановский, Кедров, сестра режиссера М. Тарковская, муза поэта Оза и другие музочки, дочь поэта Арина... Об Андрее Вознесенском известно всё – и о нем неизвестно ничего. Попробуем познакомиться с Вознесенским заново! https://bookmate.com/reader/gk7IYoLD

Екимов, Б. Осень в Задонье [Текст]: Повесть / Борис Петрович Екимов // Новый мир.- 2014.- № 9-10.
Новая повесть Екимова; действительно, новая – уже знакомые нам по прежним рассказам и очеркам Екимова мотивы запустения, развала донских сел и хуторов вплетены в сюжет героя повести, который делает попытку вернуть себе – уже в условиях сегодняшней жизни – эту землю; то есть новый в творчестве Екимова мотив – надежда на возрождение жизни в донских степях.
Чёткий сюжетный рисунок, скупые словесные мазки мастера, передающие и красоты донской природы, и безобразье современного человеческого бытия, запечатлевшие сплетённое в единое целое семью и землю, жизнь и смерть. Всё как в настоящей литературе – ладно сделано, плотно пригнано. Серьёзных вопросов, затронутых в этом, не слишком большом по объёму произведении, предостаточно – это и судьба человека в современном обществе, и тема будущего России, и образ Церкви, неслышно, тихо пребывающей в лице своих пастырей рядом с народом во все исторические изменения, тут и тема, говоря официальным языком, межнациональных отношений, и вопрос о будущем молодёжи, детей наших, связанный с образом Тимоши Басакина. Традиция и современность, Дон, старый и новый, Россия, возрождающаяся и рушащаяся – много чего возникает в этой простой истории возвращения Ивана Басакина к земле своих предков. https://bookmate.com/reader/ajRyWhaD

Залотуха, В. Свечка [Текст]: Роман в двух томах / Валерий Александрович Залотуха.- М.: Время, 2015.- 1696 с.
В читателе, воспитанном великой русской литературой, всегда живет мечта о настоящем романе. Вот он, самый настоящий — современный, полновесный, густонаселенный, остросюжетный, насыщенный большими идеями и небанальными мыслями. Талантливый по самому строгому счету — по толстовским, по достоевским меркам. Рассчитанный на долгое, внимательное, трудное прочтение — когда хочется остановиться, перевести дух, подумать. О чем роман? Обо всех нас, о нашей перевернувшейся жизни, о нашей прекрасной и окаянной эпохе. О несправедливости человечьих судеб и о вечной надежде и шансе на высшую, итоговую справедливость. О тебе, читатель — даже если ты не увидишь в этой книге своей конкретной судьбы, своего дома и своего лица.
Герой романа «Свечка» Евгений Золоторотов — ветеринарный врач, московский интеллигент, прекрасный сын, муж и отец — однажды случайно зашел в храм, в котором венчался Пушкин. И поставил свечку. Просто так. И полетела его жизнь кувырком, да столь стремительно и жестоко, будто кто пальцем ткнул: а ну-ка испытаем вот этого, глянем, чего стоит он и его ценности.
Работа над «Свечкой» продолжалась более 12 лет. Итогом стал грандиозный роман «обо всем», «о том, что с нами происходило и происходит, о вере и неверии». По философской глубине, беспредельной искренности и правдивости повествования, наряду с захватывающим сюжетом и идеально выстроенной композицией, роман, безусловно, занимает достойное место в ряду лучших образцов классической русской прозы.

Матвеева, А. Девять девяностых [Текст]: Сборник рассказов / Анна Александровна Матвеева.- М.: АСТ, 2014.- 352 с.
Героев новой книги застали врасплох девяностые: трудные, беспутные, дурные. Но для многих эти годы стали «волшебным» временем, когда сбывается то, о чем и не мечталось, чего и представить было нельзя. Здесь для сироты находится богатый тайный усыновитель, здесь молодой парень вместо армии уезжает в Цюрих, здесь обреченной на бездетность женщине судьба все-таки посылает ребенка, а Екатеринбург легко может превратиться в Париж...
«У всех, кому приходится писать о книгах Анны Матвеевой, возникает один и тот же вопрос — почему она до сих пор не стала главной российской писательницей? Почему ее книги не продаются такими же тиражами, как книги Толстой или Улицкой? В чем причина? У нее есть все необходимое, чтобы получить корону российской литературы и стать главной писательницей страны. У нее редчайшее литературное мастерство, вкус, такт, юмор, внимание к деталям, и прочие писательские добродетели…»

Пелевин, В. Любовь к трем цукербринам [Текст]: Роман / Виктор Олегович Пелевин.- М.: Эксмо, 2014.- 448 с.
«Любовь к трем цукербринам» заставляет вспомнить лучшие образцы творчества Виктора Пелевина. Этой книгой он снова бьет по самым чувствительным, болезненным точкам представителя эры потребления. Каждый год, оставаясь в тени, придерживаясь затворнического образа жизни, автор, будто из бункера, оглушает читателей новой неожиданной трактовкой бытия, в которой сплетается древний миф и уловки креативщиков, реальность и виртуальность. Что есть Человек? Часть целевой аудитории или личность? Что есть мир? Рекламный ролик в планшете или великое живое чудо? Что есть мысль? Пинг-понговый мячик, которым играют маркетологи или проявление свободной воли? Каков он, герой Generation П, в наши дни? Где он? Вы ждете ответы на эти вопросы? Вы их получите.

Рубина, Д. Русская канарейка [Текст]: Роман в трех книгах / Дина Ильинична Рубина.- М.: Эксмо, 2014.- 1438 с.

Кипучее, неизбывно музыкальное одесское семейство и - алма-атинская семья скрытных, молчаливых странников... На протяжении столетия их связывает только тоненькая ниточка птичьего рода - блистательный маэстро кенарь Желтухин и его потомки.
На исходе XX века сумбурная история оседает горькими и сладкими воспоминаниями, а на свет рождаются новые люди, в том числе «последний по времени Этингер», которому уготована поразительная, а временами и подозрительная судьба.
«Желтухин» - первая книга трилогии Дины Рубиной «Русская канарейка», красочной, бурной и многоликой семейной саги...
Леон Этингер – обладатель удивительного голоса и многих иных талантов, последний отпрыск одесского семейства с весьма извилистой и бурной историей. Прежний голосистый мальчик становится оперативником одной из серьезных спецслужб, обзаводится странной кличкой «Кенар Руси», («Русская канарейка»), и со временем – звездой оперной сцены. Но поскольку антитеррористическое подразделение разведки не хочет отпустить бывшего сотрудника, Леон вынужден сочетать карьеру контратенора с тайной и очень опасной охотой. Эта охота приводит его в Таиланд, где он обнаруживает ответы на некоторые важные вопросы и встречает странную глухую бродяжку с фотокамерой в руках.
«Голос» – вторая книга трилогии Дины Рубиной «Русская канарейка», семейной саги о «двух потомках одной канарейки», которые встретились вопреки всем вероятиям.
Леон Этингер, уникальный контратенор и бывший оперативник израильских спецслужб, которого никак не отпустят на волю, и Айя, глухая бродяжка, вместе отправляются в лихорадочное странствие — то ли побег, то ли преследование — через всю Европу, от Лондона до Портофино. И, как во всяком подлинном странствии, путь приведет их к трагедии, но и к счастью; к отчаянию, но и к надежде. Исход всякой «охоты» предопределен: рано или поздно неумолимый охотник настигает жертву. Но и судьба сладкоголосой канарейки на Востоке неизменно предопределена.
«Блудный сын» — третий и заключительный том романа Дины Рубиной «Русская канарейка», полифоническая кульминация грандиозной саги о любви и о Музыке.

Сенчин Р. Зона затопления [Текст]: Роман / Роман Валерьевич Сенчин.- М.: АСТ, 2015.- 384 с. о книге см. здесь


Яхина, Г. Зулейха открывает глаза [Текст]: Роман / Гузель Шамилевна Яхина.- М.: АСТ, 2015.- 512 с. о книге см. здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий