пятница, 13 марта 2015 г.

День православной книги. Традиции православия в художественной литературе





14 марта (1 марта по старому стилю) – православными христианами России отмечается «День православной книги». Праздник был установлен 25 декабря 2009 г. решением Священного Синода Русской Православной Церкви с целью привлечения общественного внимания и издательского интереса к популяризации духовно-нравственной литературы, направленной на воспитание подрастающих поколений в духе истинных христианских ценностей.
Дата праздника – 14 марта выбрана не случайно: именно в этот день в 1564 г. в нашей стране увидела свет первая печатная книга «Апостол», а имя первопечатника диакона Ивана Федорова хорошо известно многим со школьной скамьи.





Традиции православия в художественной литературе

Антонов А. «Князья веры»
Смутное время на рубеже XVI-XVII вв. Дилогия «Князья веры» состоит из романов «Патриарх всея Руси» и «Держава в непогоду», повествует о нелегкой судьбе первых патриархов России святых Иове и Гермогене.

Данилевский Г. «Беглые в Новороссии»
Популярность романов известного русского писателя Григория Петровича Данилевского (1829-1890) обусловлена занимательностью сюжетов его произведений и их исторической достоверностью. Занимая высокие посты в Министерстве внутренних дел, он получил доступ к секретным материалам своего времени и воспользовался ими для написания романов.
Романы о беглых крепостных — «Беглые в Новороссии» и «Воля» («Беглые воротились»), написанные под свежим впечатлением накаленной атмосферы предреформенных лет и волны крестьянских восстаний, прокатившейся по России после объявления крестьянской реформы. В романе «Беглые в Новороссии» Данилевский показал крестьянскую «волю», добытую побегом. Герои романа - крестьяне, бежавшие от крепостной зависимости, от хозяев-притеснителей, и попавшие в еще более страшную кабалу, поднимаются до активного протеста. Они выступают за честь, за доброе имя, за истинные христианские ценности.
Данилевский Г. «Княжна Тараканова». «Сожженная Москва»
«Княжна Тараканова» и «Сожженная Москва». Первый роман знакомит с авантюрной историей XVIII века, героиня которой выдает себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны и претендует на Российский престол, а второй рассказывает о «грозе двенадцатого года», о страшных картинах надругательства «просвещенной нации» над нашими святынями и, главное, о стержне русского характера: христианском понимании долга перед Отечеством.
Роман о подвиге, навеки оставшемся одним из ярчайших в российской истории. Роман о высоком патриотизме самых обычных людей. Они принадлежат к разным сословиям и классам. Они - совсем не герои. Просто - москвичи, совсем не идеальные, любящие, любимые, мечтающие быть счастливыми и успешными... Но когда в Москву входят войска Наполеона - обычные москвичи становятся героями, способными на колоссальный риск и высокое самопожертвование. И - горит Москва, подожженная ее собственными жителями. Разверзается огненный ад под ногами у захватчиков...

Данилевский Г. «Святочные вечера»
В 1879 году писатель объединил несколько своих произведений («безгрешных сказок о привидениях, явлениях духов и прочей бесовщине») в цикл «Святочные вечера», в котором обратился к жанру святочного рассказа - одному из самых популярных в литературе XIX века.
Загоскин М. «Аскольдова могила»
«Аскольдову могилу», по словам Аксакова, люди «благочестивые» ценили «выше всех других сочинений Загоскина». Это предпочтение легко понять. Ведь роман посвящен исторической победе христианства в древнерусском государстве.
В романе М. Н. Загоскина «Аскольдова могила» изображены времена великого князя Киевского Владимира Святославовича. Сюжет развивается на фоне основной проблемы той эпохи – борьбы отживающего язычества с новой, побеждающей религией – христианством. На этот конфликт накладывается еще и конфликт династический — в нем участвуют тайные приверженцы давно свергнутых древнерусских князей Аскольда и Дира. С этой борьбой и оказываются связанными судьбы главных героев романа — княжеского дружинника, благородного Всеслава, и его прекрасной возлюбленной Надежды.

Загоскин М. «Рославлев, или Русские в 1812 году»
Михаил Николаевич Загоскин (1789-1852) — известный русский беллетрист, по праву считающийся основателем русского исторического романа. В каждом из романов — патриотических по духу — он показывал картину русской народной жизни.
Роман М. Н. Загоскина «Рославлев» был опубликован впервые в 1831 г. Это произведение отличают захватывающий сюжет, интрига, благородство храбрых воинов, роковая страсть и нерушимость дружбы русских офицеров на фоне трагических событий войны 1812 года. Душа народная открылась Загоскину во всех взлетах и падениях, в горячей преданности Православной вере, в единении перед лицом врагов Отечества.
Загоскин М. «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году»
Действие романа М. Н. Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» происходит в начале XVII века, в годы, которые вошли в историю России как одна из ярких страниц борьбы за ее независимость.

Лажечников И. «Ледяной дом»
Роман «Ледяной дом» занимает почетное место среди лучших русских исторических романов. Его автор, Лажечников Иван Иванович (1790-1869), один из основоположников жанра исторического романа в России, по праву может быть назван нашим отечественным Вальтером Скоттом по построению захватывающей интриги, непредсказуемости сюжета, тонкости психологизма, а также по мастерству изображения атмосферы разных исторических эпох.
Действие романа «Ледяной дом» происходит в последний год царствования императрицы Анны Иоанновны (1730-1740). В романе изображается мрачная эпоха ее царствования, засилье временщика Бирона и немцев при русском дворе, получившее название «бироновщины». Как и другие романы Лажечникова, «Ледяной дом» основан на серьезном изучении исторических источников, быта и нравов того времени.


Лесков Н «Очарованный странник»
В одной книге собраны лучшие произведения Николая Семеновича Лескова, дорогие сердцу русского человека. Сюда вошли повести «Очарованный странник», «Запечатленный Ангел», «На краю света».
По дороге к Валааму на Ладожском озере встречаются несколько путников. Один из них, одетый в послушничий подрясник и по виду «типический богатырь», рассказывает, что, имея «Божий дар» к приручению лошадей, он, по родительскому обещанию, всю жизнь погибал и никак не мог погибнуть. По просьбе путников Иван Северьяныч Флягин, рассказывает свою жизнь...
Происходя родом из дворовых людей графа К. из Орловской губернии, Иван Северьяныч с детства пристращается к лошадям и однажды «смеха ради» забивает до смерти монаха на возу. Монах является ему ночью и корит за лишение жизни без покаяния. Он же рассказывает Ивану Северьянычу, что тот — «обещанный» Богу сын, и даёт «знамение», что будет он много раз погибать и ни разу не погибнет, до того как придёт настоящая «погибель» и Иван Северьяныч пойдёт в чернецы...
На корабле Иван Северьяныч оказывается потому, что монахи отпускают его на богомоление в Соловки к Зосиме и Савватию. Закончив рассказ, Иван Северьяныч впадает в тихую сосредоточенность, вновь ощущая в себе наитие таинственного вещательного духа, открывающегося лишь младенцам.

Сенкевич Г. «Камо грядеши»
Роман польского писателя Генрика Сенкевича, ставший классикой мировой литературы, повествует о жизни первых христиан в Римской империи. Роман воспроизводит исторические реалии нероновского Рима. На фоне языческого разгула того времени особенно впечатляющим выглядит подвиг людей, услышавших сердцем проповедь апостолов и пошедших за Христом на крестные мучения.
Чудаков А. «Ложится мгла на старые ступени»
В 2000 году в журнале «Знамя» был напечатан роман Александра Чудакова «Ложится мгла на старые ступени», который был выдвинут на Букеровскую премию в 2001 году. В 2011 году роман «Ложится мгла на старые ступени» решением жюри конкурса «Русский Буккер» признан лучшим русским романом первого десятилетия нового века.
Выдающийся российский филолог Александр Чудаков (1938-2005) написал книгу, которую и многие литературоведы, и читатели посчитали автобиографической - настолько высока в ней концентрация исторической правды и настолько достоверны чувства и мысли героев. Но это не биография - это образ подлинной России в ее тяжелейшие годы, «книга гомерически смешная и невероятно грустная, жуткая и жизнеутверждающая, эпическая и лирическая. Со страниц романа предстает нам подлинная, сохраненная Россия. О детстве потомка дворян и попов в североказахстанском городе Чебачинске в 1930-1940-е годы и о его же студенческой юности в Москве 1950-1960-х.
«Ложится мгла на старые ступени» – замечательная русская книга, которую не без оснований сравнивали с «Былым и думами» Герцена. С ее страниц предстала нам не только подлинная, сохраненная Россия, но и сам ее автор - в неожиданном для многих образе, таким, каким его не очень знали в «узких научных кругах». Потом, когда книга снискала безусловный успех и признание, он, как будто оправдываясь, говорил, что просто вынужден был ее написать - настолько распирали его приобретенные за жизнь познания. А познания эти были и вправду необозримы и порой ошеломительны - и в естественных науках, и в гуманитарных, и в теории, и в практике. «Я хотел как-то освободиться от всего этого, - говорил, как бы стесняясь, Чудаков, - и вот нашел такую форму: роман». Чудаков умер 3 октября 2005 от травмы головы, полученной при неизвестных обстоятельствах.
В «Новой газете» о последней книге А. Чудакова сказано: «Интеллигентская робинзонада, роман воспитания, «человеческий документ»».

Шмелев И. «Лето Господне»
Иван Роман И. С. Шмелева «Лето Господне» является самым известным произведением автора. В полном варианте он был издан в Париже в 1948 г. Состоит из трех частей: «Праздники», «Праздники – Радости», «Скорби».
В романе «Лето Господне» чрезвычайно полно и глубоко воссоздан церковно-религиозный пласт народной жизни. Смысл и красота православных праздников, обрядов, обычаев, остающихся неизменными из века в век, раскрыт настолько ярко и талантливо, что роман стал подлинной энциклопедией жизни русского православного человека. Язык Шмелева органически связан со всем богатством и разнообразием живой народной речи, в нем отразилась сама душа России. И. А.Ильин отмечал, что изображенное в романе Шмелева — не то, что «было и прошло», а то, что «есть и пребудет... Это сама духовная ткань верующей России. Это — дух нашего народа». Шмелев создал «художественное произведение национального и метафизического значения», запечатлевшее «источники нашей национальной духовной силы» (Ильин И.А. «О тьме и просветлении»).
Книга Ивана Сергеевича Шмелёва «Лето Господне» — вершина творчества замечательного русского писателя. В ней — мир его воспоминаний, целая вселенная, наполненная светом, добром и верой. В каждом произведении писатель выражает православный взгляд на мир и отдает родине пыл своего сердца, любовь и талант, полученный им от Бога. Осознавая ответственность своего служения, особенно в изгнании, центром своего творчества Шмелев делает Россию — и дух, и быт ее, и все, что с ней связано.
В книге как будто открывается душа народа: неповторимая по выразительности речь, сладость традиций, красота радостей и проникновенность скорбей.
Однако, как только переходишь от светлых, радостных страниц «Лета Господня» к письмам и воспоминаниям о жизни писателя, начинаешь поражаться исключительному обилию испытаний и страданий, перенесенных Шмелевым.
Шмелев И. «Пути небесные»
Роман «Пути небесные» является, по выражению самого автора, «опытом духовного романа», над которым он работал более 15 лет. К сожалению, роман остался незавершенным автором. Первый том был написан в мае 1936 г., второй — создавался в 1944-1947 гг. Смерть писателя в 1950 г. помешала ему завершить последнюю часть этой трилогии.
В основе романа подлинная история двух людей — инженера Виктора Алексеевича Вейденгаммера и Дарьи Королевой, живших в конце XIX в. рядом с Оптиной Пустынью. Дарья, кроткая и глубоко верующая девушка, духовная дочь известного оптинского старца Иосифа, способствовала нравственному перерождению Виктора Алексеевича. После ее внезапной смерти Виктор становится монахом Оптиной Пустыни.
Это роман о человеческих чувствах и нравственном выборе, о тайнах духовного пути и духовном возрождении. Иван Шмелев уже давно снискал себе славу писателя, который в своем творчестве выражает православный взгляд на мир. Но это книга и для тех, кто не отвык еще от обаяния хорошей русской прозы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий