суббота, 26 апреля 2014 г.

Лучшие литературные мистификации XX века


Литературные мистификации — всегда поле для экспериментов как над читателем и писателем, так и над рынком, обществом и государством.



Черубина де Габриак
1909 год, в редакцию петербургского журнала «Аполлон» пришло письмо в лиловом надушенном конверте со стихами неизвестной поэтессы, подписанное одной буквой Ч. Произведения оказались очень талантливыми, тонкими, и их сразу опубликовали. Потом таинственная незнакомка иногда звонила в редакцию и рассказывала о себе: ее зовут Черубина де Габриак, она красавица-испанка, пишет по-русски, очень несчастна. Литературный Петебург сходил от нее с ума.
Мистификация была придумала поэтом Максимилианом Волошиным и преподавательницей гимназии Елизаветой Дмитриевой, талантливой, но некрасивой и хромой девушкой. Она писала яркие критические статьи о Черубине, подогревая интерес публики. Однако вскоре обман раскрылся, и влюбившиеся в красавицу-испанку петербуржцы были разочарованы. Дмитриева исчезла из литературы.

Эмиль Ажар

Один из самых знаменитых выдуманных авторов в мировой литературе XX века, созданный Роменом Гари. Благодаря этой мистификации Гари под именем вымышленного писателя Эмиля Ажара стал единственным французским прозаиком, дважды удостоенным Гонкуровской премии. У Гари, кроме имени Эмиль Ажар были и другие псевдонимы: Шатан Бога, Фоско Синибальди. А настоящее его имя - Роман Кацев.
В 1974 году вышел первый роман Ажара «Голубчик», восторженно принятый критикой. Вторая книга «Вся жизнь впереди» получает престижную литературную награду Франции – Гонкуровскую премию, правда, писатель от нее отказывается. Для широкой публики роль Ажара по просьбе Гари играл его племянник Поль Павлович, впоследствии написавший об этом в книге «Человек, которому верили». До самоубийства Гари в 1980 году было непонятно, кто такой Эмиль Ажар. Незадолго до смерти Гари написал эссе «Жизнь и смерть Эмиля Ажара», где подробно рассказал о причинах мистификации.
В 70-х годах критика считала Гари исписавшимся автором и, придумав псевдоним, писатель решил доказать, что это не так. Но слава Ажара стала причиной самоубийства Гари: чужой успех, который должен был достаться ему самому, стал угнетать писателя.
Михаил Агеев
В 1934 году в Париже вышел «Роман с кокаином», откровенная история взросления главного героя в до- и послереволюционной Москве, рассказанная на фоне исторических событий. Книга понравилась ведущим критикам русской эмиграции Ходасевичу и Мережковскому.
В 80-х роман выходит на Западе, а в 90-х и в России. Книгой зачитывались, но вопрос об авторе оставался открытым. Считалось, что под именем Агеева скрывается Владимир Набоков: факты биографии Набокова и главного героя «Романа с кокаином» совпадали, структурно книга была похожа на ранние работы Набокова, а имена персонажей часто встречались в набоковских текстах. И только в 1996 году литературоведы Габриэль Суперфин и Марина Сорокина выяснили, что автор — писатель и переводчик Марк Леви (1898-1973).
Биография самого Леви туманна и загадочна, возможно, он сотрудничал с советской разведкой, изменял гражданство с советского на парагвайское и обратно, после войны жил в Ереване. Создание подставного автора избавляло писателя от каких-либо объяснений.
Макс Фрай

Издательство «Азбука» с 1996 года публиковало романы-фэнтези писателя Макса Фрая, которые быстро стали бестселлерами. Уже в 2001 году Фрай стал одним из самых популярных русских писателей-фантастов. В итоге возникла необходимость показать его публике. Иностранных авторов с таким именем не было, фамилия — явно нерусская, возникли подозрения насчет псевдонима.
Макс Фрай — литературный псевдоним двух авторов — Светланы Мартынчик и Игоря Стёпина. В серии «Лабиринты Ехо» и «Хроники Ехо» входят около 40 повестей, где от первого лица рассказывается о приключениях обычного, на первый взгляд, молодого человека, который резко меняет свою жизнь, дав согласие на предложение своего нового знакомого из снов — переехать в другой мир и поступить к нему на службу. Таким образом, Макс Фрай является и псевдонимом, и главным действующим лицом. Некоторые причины, по которым главный герой является одновременно и автором книг, раскрываются позже.
Осенью того же года Светлана Мартынчик — она же Макс Фрай, впервые появилась на публике, разоблачая мистификацию в телеэфире.
Вскоре начался скандал: писательница обвинила издательство в том, что они пытаются зарегистрировать имя Макса Фрая как торговую марку, наняв «литературных негров» писать романы вместо нее. Создание образа Фрая было обусловлено большим наплывом зарубежной фантастики на российский книжный рынок в 1990 годы, в котором отечественные авторы казались издателям менее важными.
Борис Акунин
Первый роман Акунина «Азазель» появился в 1998 году. Интеллигентный исторический детектив с петербургским сыщиком Эрастом Фандориным в качестве главного героя оказался удачным. Книги о его приключениях становятся бестселлерами в 2000-е годы, их экранизируют. Читатели и критики выдвигают разные предположения об авторе: называют то политика Владимира Жириновского, то писательницу Татьяну Толстую.
Однако, игра быстро раскрылась: под маской Акунина скрывался переводчик-японист, заместитель главного редактора журнала «Иностранная литература» Григорий Чхартишвили. С тех пор он выступает на публике в двух ипостасях: как Чхартишвили и как Акунин.
Затем Акунин выпустит романы под именами Анатолий Брусникин и Анна Борисова. Позже Григорий Чхартишвили у себя в блоге официально заявил, что Анатолий Брусникин и Анна Борисова — это он. Два писательских проекта, развивавшиеся параллельно с 2008 года, оказались в буквальном смысле авторскими — придуманными Чхартишвили и реализованными им при конспирологическом содействии издательства «АСТ». Причем один из них стал успешным: стартовый роман никому не известного Брусникина разошелся тиражом больше 600 тыс. экземпляров. источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий