понедельник, 28 апреля 2014 г.

Красная Горка


Знаменитая Красная горка — первое воскресенье после Пасхи, иначе она называется «Антипасха» или «Фомина неделя»


Старинное народное поверье молодоженам, справившим свадьбу в этот день, обещает счастливый брак: «Кто на Красную горку женится, тот вовек не разойдется». Правда, не стоит забывать и другую присказку: «Что красен? – Жениться хочу. Что бледен? – Да женился». Тут уж как повезет, или кто как постарается.

Правило первое – дома не сидеть, а то лучших разберут
Праздник Красная горка, который гуляется вовсе не один день, был любимым праздником молодежи на Руси и в языческие времена, когда пелись хвалебные песни богу солнца Яриле, и после принятия православия. Никто в этот праздник не работал, накрывались столы, приглашались гости из соседних деревень, из сундуков доставались самые нарядные одежды, украшения. Для влюбленных, которые приметили друг друга еще на Масленицу, выждали долгий пост, наступили радостные денечки – можно засылать, ждать сватов и готовиться к свадьбе. А кто еще не нашел себе пару – добро пожаловать на парад невест и женихов, на те самые «красные» горки. Даже самые строгие родители, не просто разрешали гулять до третьих петухов, но еще и силой выпихивали засидевшихся в девках дочерей и попусту топчущих отцовский двор сыновей на гулянки. Считалось, что просидевшие все праздники обречены: парню достанется кривая, рябая, а девушке распоследний деревенский дурачок.

Правило второе – не переусердствовать
Вот какой случай был описан в одной из газет тех благословенных дней. «В районе 4-го стана Московского уезда, в селе Костине Мытищинской волости, произошел несчастный случай, чуть не стоивший жизни двум 19-летним девицам «на выданье», традиционно восхваляющим свои прелести на Фомину неделю». Итак, на лужайке у местной церкви девушки пели песни, когда к ним подошел молодой крестьянин, некто Гавриил Разоренов. Как и положено, стал развлекать барышень рассказами и шутками. Затем засучил рукава и стал демонстрировать упругие мышцы, но этого ему показалось мало и, сбегав домой и, притащив ружье, решил еще показать свою меткость. В результате две певуньи свалились как подкошенные. Одну отправили в больницу, другую унесли и выхаживали дома родители. Впоследствии девушки перед полицией защищали красавца, и наказание он понес пустяковое: местные надавали по шее и отобрали ружье.

Правило третье – не родись красивой, а родись активной
Конечно, певуньям и певунам первый почет и пристальные взгляды. Но и не обладая слухом и голосом, можно было показать себя. В конце концов, невесту выбирали не голосистую, а здоровую, шуструю и ловкую. Вот тогда-то в ход и шли игры. Был обычай обливать избранницу водой — которую обольёшь, за ту и свататься должен непременно. Если парень не посватается, тем самым он опозорит девушку, и за это будет бит родственниками невесты батогами или оглоблей по спине (можно догадаться, что парни старались не прикасаться к воде, если поблизости находилась какая-нибудь не та девица).
Горожане присматривали себе невест и женихов также на игрищах, которые устраивались на заставах и пустошах. В мещанской городской среде в воскресенье устраивались вечеринки. На них пели под гитару или гармонь романсы, играли в увлекательные игры – флирт цветов, краски, телефон и танцевали польку, кадриль и краковяк.
 И уж если где замешаны дела сердечные, то не обойтись без трагедий. Так, после праздника Красной горки в Москве в 1913 году один мещанин, получив отказ от родителей возлюбленной, бросился с галереи памятника Александру II. Через некоторое время на том же месте решил свести счеты с жизнью еще один несчастный, оставив после себя записку: ««Дорогая Зинушка! Умираю, любя тебя. Шурик».

Правило четвертое – праздник для всех
Красная горка не была фиксированным праздником одного дня. Гулянья продолжались в течение нескольких дней и поэтому были настоящим событием в жизни не только молодых людей, но и всех остальных. Во Владимирской области после обедни собирались бабы, в некотором отдалении от них становились год назад поженившиеся парочки и начинали баб подзывать к себе. Женщины начинали петь песни и медленно подходить к «новоженам», которые давали им по куску пирога и яичку. А в северном Поволжье было принято, чтобы молодожены всем кто зайдет к ним в дом в эти дни, наливали еще и по стопочке. В Пензенской области на Красную горку устраивалось «опахивание села». В полночь все деревенские женщины шли с песнями за околицу, где дожидались их три молодые бабы с сохой и три старухи с иконой Казанской Божьей Матери. Тащили соху таким образом, чтобы обвести бороздой все село и на перекрестках сделать сохой крест — напасти останавливались за бороздой и не смели ее переступать. Дальше к женщинам присоединялись парни, и начиналась славная пирушка. Она продолжалась до третьих петухов, а затем все расходились по домам, так как гулять после петухов считалось грешно. источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий