воскресенье, 27 октября 2013 г.

Дети богов. Грибные суеверия


В одном немецком травнике XVI века так и было написано: «Грибы называются детьми богов, ибо родятся они без семян, не так, как другие». Греки называли грибы пищей богов, а ацтеки – божьей плотью. В даосизме они считаются пищей гениев и бессмертных. Происхождение грибов связывается и с пищей, которую втайне от Христа ели и выплюнули апостолы. Так, у немцев, украинцев, белорусов и словаков существует легенда о том, что женщина даёт св. Петру хлеб, тот ест украдкой; Христос спрашивает, что Петр ест, тот давится, хлеб превращается в грибы.

Грибы на столе люди всегда уважали, но всегда относились к ним с величайшей осторожностью. Это сейчас, когда появилась наука микология, мы кое-что о них узнали, а наши далекие предки насочиняли о грибах сотни легенд и суеверий. Больше всего их сбивала с толку способность грибов вырастать из «ниоткуда». Ее пытались объяснить действием росы, ударов молнии, испарений гниющей органики, игрой природы. Не обошлось без легенд о божественном происхождении. Появлялись и теории альтернативного толка, утверждающие, что грибы – от лукавого. И им находилось гораздо больше подтверждений. Грибов в мифах, легендах и преданиях разных народов множество: то в качестве героев, то в виде магических знаков.
Представления о принадлежности грибов к потустороннему миру имеют место у славян. Чешское присловье «тогда ты еще ходил по грибы» или «…еще грибы пас» употребляется в значении «тебя еще на свете не было». В палеоазиатской мифологии широко распространены сюжеты о «мухоморных людях», на Чукотке тоже сохранились предания о лесных девушках-мухоморах, которые заманивают охотников в лес.

На Чукотке археологи однажды обнаружили наскальные изображения человекоподобных мухоморов. Так, наверное, древние северяне старались отобразить графически шаманский обычай поедать мухоморы – мощный галлюциноген во время обрядов. В ненецкой ворожбе по количеству съеденных шаманом мухоморов определялось число изгнанных им злых духов. Индейцы и сибирские народы с давних времен принимали галлюциногенные грибы во время религиозных праздников. В Индонезии считалось, что поев неких грибов, люди обретают способность говорить на разных языках. В Америке на рубеже новой эры появились скульптуры грибов-идолов, а за 3,5 тыс. лет до этого – изображения танцующего шамана с грибом в руках. Согласно летописям, мухоморов не чурались и викинги. Большими знатоками ядовитых свойств грибов были римляне и пользовались ими как бесшумным и безотказным оружием. Грибы фигурировали в сюжетах самых утонченных политических интриг. По преданиям, грибами были отравлены король Карл VI, Папа римский Климент VII, император Клавдий. Последний отведал их из рук собственной жены Агриппины, матери будущего императора Нерона. 
В славянской народной демонологии грибы являются живыми существами, обладают даром речи, превращаются то в жаб и червей, то в золото, способны отбирать у людей силу и здоровье. Растущие кругами грибы русичи испокон веку называли «ведьмиными кольцами». В лесу вдруг обнаруживался участок земли, по форме напоминающий круг. В его центре не росло ни единой травинки, одна голая земля, зато по краям – щедрые россыпи крепких грибных шляпок. Круги с каждым годом увеличивались, могли разрастаться и до двадцати, и до пятидесяти, и до двухсот метров в диаметре, а их возраст исчислялся десятками и даже сотнями лет. Было подмечено, что чаще других круги образуют дождевики, рыжики, лисички, шампиньоны, мухоморы и луговые опята. Люди верили, что по ночам в этих кругах собираются ведьмы. Грибочки с краешку народ потихоньку подбирал, но внутрь «ведьминого круга» заходить остерегался. Наиболее бесстрашные пробовали доказать, что грибные круги указывают на места хранения заколдованных кладов. Чтобы найти такой клад полагалось сначала запастись разрыв-травой и натереть ею глаза, иначе клада не увидишь. Годилась лишь цветущая разрыв-трава, а цвела она… в полночь на Ивана Купалу. Цветы раскрывались лишь на несколько мгновений, а потом опадали. И за фантастически короткое время нужно было трижды прочесть специальную молитву и потом протягивать руку к заветному цветку. Случаи успешного выполнения данной боевой задачи истории неизвестны.
Голландцы закрепили территории грибных кругов за чертями: они-де там веселятся и масло взбивают. Не дай бог, внутрь круга корова забредет – молоко будет напрочь испорчено, придется выдоить и вылить в помои. Более здравомыслящая часть населения полагала, что круги возникают от удара молнии. И лишь в XIX веке ученые раскрыли их секрет. В виде круга разрастается грибница, постепенно отмирая в центре и обильно плодонося по краям. Так было покончено с одним из самых распространенных «грибных» суеверий.
Поляки и белорусы считали грибы заколдованными ведьмами или карликами. На русском Севере, напротив, верили, что грибов в лесу не будет, если под дождем искупалась ведьма. Зато освященные грибы служили оберегом от нечистой силы, от сглаза, использовались в народной медицине.
Широко распространена версия о происхождении грибов от грома, например, в результате наказания богом-громовержцем своих детей (античные государства, Индия, Аравия, Дальний Восток, Океания, Северная Америка и т.д.). Это отразилось и в названиях грибов: русский «громовик», словенский – «молнийный гриб», маорийский whatitiri.
На Руси наши предки ходили за грибами, как за искуплением. Тихая охота была таинством. Почему?.. Ответ на этот вопрос нужно искать в мировосприятии наших предков. В Заволжской Руси от стариков до сих пор можно услышать старое поверье, что съедобные грибы – это грехи. Только воплотившиеся в эукариотические, так говорят в биологии, организмы. Боровики – это самые большие наши грехи, а лисички, опята – незначительные, рутинные, шалости. Поганки, мухоморы и прочие – это грехи других людей. Съесть такой гриб – значит лишить возможности другого человека исповедовать свой грех. Расплата за это беспощадная.
Из этого следует, что «тихая охота» — это бессознательное воспоминание о собственной грешности. Ну а поглощение приготовленных, а главное – найденных лично тобой – грибов, является аллегорией исповеди. Неизвестно откуда пошло это поверье. Точно можно сказать, что у него языческие корни. И все же…
Старики говорили, что обилие грибов в лесу – примета близкой беды. В смысле, что неисповеданные грехи могут обернуться общим горем. Именно поэтому заволжские крестьяне никогда не заканчивали сезон «тихой охоты» до того момента, пока не возвращались домой с пустой корзинкой. Есть у православных и грибной праздник – День Тита Грибного.
Приметы, пословицы и поговорки о грибах
Святой Тит последний гриб растит.
Зимой съел бы грибок, да снег глубок.
Много за морем грибов, да не по нашему кузову.
Много комаров – готовь коробов (плетёнок, по ягоду), много мошек – готовь лукошек (по грибы).
На Троице дождь – много грибов.
Гриб не хлеб, а ягода не трава.
Со счастьем на клад набредёшь, без счастья и гриба не найдёшь.
Не поклонясь до земли, и гриба не подымешь.
На бору, на яру, стоит старичок, красненький колпачок.
Кто босиком по грибы пойдёт, тому одни старые грибы дадутся.
Ленивому и гриб поклона не стоит.
Кто раньше встает – тот грибов наберет, а сонливый да ленивый идут после за крапивой.
Кто раньше встанет – крепыши застанет, кто проспит восход – трухляки найдет.
Кто любит земле кланяться – без добычи не останется.
Трудягам – ядреные вершки, лентяям – червивые корешки.
На Руси грибы всегда служили существенной добавкой к основному рациону питания. Особенно актуальны грибы в постные дни. Мудрый русский всегда помнил:
Наберешь грибов, и зимою голодным не останешься.
Коли грибовно, так и хлебовно.
На Руси всегда уважительно относились к труду специалистов по заготовке грибов. Это и грибонизы — специалисты по сушке грибов, грибосолы и грибовары. Опытные грибники обучали новичков и передавали им свои знания.
Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут.
Торговля в день Святого Тита шла полным ходом. К грибному дню сельские умельцы спешили наплести лукошек. «Лыковый промысел» приносил хороший доход в это время, ведь лукошко плетеное грибы бережет.
Клади грибы в лукошко – пусть подышат немножко.
Будет дождик, будут и грибки, а будут грибки, будет и кузовок.
Сбор грибов – увлекательное занятие. Бывает, что увлеченные грибники заблудятся в лесу и не возвращаются до темноты. Чтобы сориентироваться на местности и найти дорогу к дому, каждому любителю ходить по грибы следует запомнить следующие поговорки:
Коль сбираешь грибы – смотри и на дубы.
Чтоб не заблудить вдруг, знай, где север, где юг.
С глубокой древности эти дары природы привлекали людей своими вкусовыми качествами. Конечно, не обходилось и без отравлений. Но любовь к вкусным блюдам побудила научиться отличать съедобные грибы от несъедобных. На Руси особенно популярными грибами стали в X веке с принятием на Руси христианской веры, которая предписывала поститься около 200 дней в году.
Не все грибы пользовались авторитетом у славян. Не были почитаемы шампиньоны, дождевики, навозники, зонтики.
В древней Руси слово грибы не употреблялось. Говорили: «губы ломать», т. е. «идти по грибы». Слово грибы появилось в русском языке в начале XVI века, но еще долго в народной памяти оставалось прежнее название грибов – «губы».
Пожалуй, ни в одной стране не было таких грибных промыслов, как в России. С наступлением грибного сезона целые деревни уходили на сборы грибов, а затем огромный караван, груженный свежими, солеными и сушеными грибами, направлялся в губернские и уездные города. Была даже на Руси своя грибная столица – город Судиславль в Костромской губернии.
Иностранцы, жившие в России, восторгались вкусовыми качествами русских грибов. Грибных блюд уже в то время знали множество. Так, на званом обеде 17 марта 1699 года столы патриарха Андриана украшали «три пирога с грибами, два пирожка с груздями, грибы холодные с маслом, грузди гретые соком да с маслом, капуста шотковая с грибами, галушки грибные на два наряда грибов в тесте».
Отношение к употреблению грибов на Руси у разных народов было разное. Совсем не употребляли их в пищу татары, якуты, ненцы. Евреи предпочитали лисички, в которых никогда не бывает червей (треф), так как согласно законам иудейской религии трефную пищу есть воспрещалось.
В Западной Европе грибы называли мясом бедняков. В Англии и Франции употребляли только трюфели, которые рассказывали специально обученные собаки таксы.
Каково же современное отношение к грибам? Оказывается, в ряде районов России не собирают волнушки, считая их ядовитыми. К несъедобным грибам в большинстве северных областей причисляют дождевики и опята. В некоторых местностях Северного Кавказа и Закавказья население относится подозрительно к подберезовикам, подосиновикам и даже белым грибам. Немцы употребляют в основном лисички. Англичане признают лишь шампиньоны, трюфели и сморчки. Французы все опята причисляют к ядовитым грибам. В Италии считают вредными маслята, а в Швейцарии относят к поганкам даже белый гриб.

Комментариев нет:

Отправить комментарий