четверг, 5 сентября 2013 г.

Виртуальная книжная выставка по произведениям Льва Николаевича Толстого

К 185-летию со дня рождения Льва Николаевича Толстого (род. 28 августа (9 сентября по н. с.) 1828 г.) - виртуальная книжная выставка по некоторым знаковым произведеним писателя.

Толстой Л. Н. «Севастопольские рассказы» (Год написания: 1855. Публикация: 1855-1856 гг. в журнале «Современник»)
Рассказы описывают оборону Севастополя в Крымскую войну. Толстой пишет как о героизме защитников города, так и о бесчеловечной бессмысленности войны. Достоверность и точность изображения жизни осаждённого города были обеспечены не только писательским мастерством автора, но прежде всего тем, что Толстой с ноября 1854 по август 1855 находился в Севастополе и его окрестностях, дежурил в течение полутора месяцев на батарее на Четвёртом бастионе под артиллерийскими обстрелами (в т.ч. во время второй усиленной бомбардировки 28 марта (9 апреля), участвовал в сражении на Чёрной речке и в боях во время последнего штурма города.
Книга «Севастопольские рассказы» из севастопольской городской библиотеки им. Л. Н. Толстого побывала в 2010 году в космосе на орбитальной станции. Книга вернулась обратно, хранится в Фонде ценных книг ЦГБ



«Главное, отрадное убеждение, которое вы вынесли, - это убеждение в невозможности взять Севастополь, и не только взять Севастополь, но поколебать где бы то ни было силу русского народа, - и эту невозможность видели вы не в этом множестве траверсов, брустверов, хитросплетенных траншей, мин и орудий, одних на других, из которых вы ничего не поняли, но видели ее в глазах, речах, приемах, в том, что называется духом защитников Севастополя. 
Вы понимаете, что чувство, которое заставляет работать их, не есть то чувство мелочности, тщеславия, забывчивости, которое испытывали вы сами, но какое-нибудь другое чувство, более властное, которое сделало из них людей, так же спокойно живущих под ядрами, при ста случайностях смерти вместо одной, которой подвержены все люди, и живущих в этих условиях среди беспрерывного труда, бдения и грязи. Из-за креста, из-за названия, из угрозы не могут принять люди эти ужасные условия: должна быть другая, высокая побудительная причина. И эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого, - любовь к родине. Только теперь рассказы о первых временах осады Севастополя, когда в нем не было укреплений, не было войск, не было физической возможности удержать его и все-таки не было ни малейшего сомнения, что он не отдастся неприятелю, - о временах, когда этот герой, достойный древней Греции, - Корнилов, объезжая войска, говорил: "Умрем, ребята, а не отдадим Севастополя", - и наши русские, неспособные к фразерству, отвечали: "Умрем! ура!" - только теперь рассказы про эти времена перестали быть для вас прекрасным историческим преданием, но сделались достоверностью, фактом. Вы ясно поймете, вообразите себе тех людей, которых вы сейчас видели, теми героями, которые в те тяжелые времена не упали, а возвышались духом и с наслаждением готовились к смерти, не за город, а за родину. Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский».

Толстой Л. Н. «Анна Каренина» (Год написания: 1873-1877. Публикация: 1875-1877 гг. в ж-ле «Русский вестник». Отдельное издание: 1878 г.)

Роман Льва Толстого о трагической любви замужней дамы Анны Карениной к блестящему и подающему надежды офицеру Вронскому. Роман о женщине из высшего общества, «потерявшей себя». На характер, судьбу героини оказали влияние не только реально увиденные Толстым социально-исторические условия жизни 1870-х годов, трагизм разобщенности людей в семье и обществе, но и лежащие в основе авторской интерпретации событий романа традиционные народные религиозно-нравственные представления.
Анна одновременно привлекательная, правдивая, несчастная, жалкая и виноватая. В первой части романа героиня предстает примерной матерью и женой, уважаемой светской дамой и даже примирительницей неурядиц в семье Облонских. Жизнь Анны Аркадьевны более всего наполняла любовь к сыну. Встреча с Вронским меняет жизнь Анны… Что принесет ей эта страсть? Счастье, и покой, или душевный разлад и полное отчаяние? И возможно ли достижение собственного счастья за счет несчастья других и забвения своего долга и нравственного закона… А так же - масштабная картина нравов и быта дворянской среды Петербурга и Москвы второй половины XIX века.
«Как часто счастье браков по рассудку разлетается, как пыль, именно оттого, что появляется та самая страсть, которую не признавали».
«— О моралист! Но ты пойми, есть две женщины: одна настаивает только на своих правах, и права эти твоя любовь, которой ты не можешь ей дать; а другая жертвует тебе всем и ничего не требует. Что тебе делать? Как поступить? Тут страшная драма».


Толстой Л. Н. «Война и мир» (Год написания: 1863-1869. Публикация: 1865-1869 гг.)

Роман-эпопея Льва Николаевича Толстого, описывающий события войны против Наполеона: 1805 года и Отечественной 1812 года. Перед читателем разворачиваются события войны 1812 года, грандиозные по охвату и масштабности картины сражений. Признанный критикой всего мира величайшим эпическим произведением новой европейской литературы, «Война и мир» поражает уже с чисто технической точки зрения размерами своего беллетристического полотна. В романе Толстого представлены все классы общества, от императоров и королей до последнего солдата, все возрасты, все темпераменты и все это на пространстве царствования Александра I. Что ещё более возвышает достоинство романа как эпоса — это данная им психология русского народа.


«Было морозно и ясно. Над грязными, полутемными улицами, над черными крышами стояло темное, звездное небо. Пьер, только глядя на небо, не чувствовал оскорбительной низости всего земного в сравнении с высотою, на которой находилась его душа. При въезде на Арбатскую площадь, огромное пространство звездного темного неба открылось глазам Пьера. Почти в середине этого неба над Пречистенским бульваром, окруженная, обсыпанная со всех сторон звездами, но, отличаясь от всех близостью к земле, белым светом, и длинным, поднятым кверху хвостом, стояла огромная яркая комета 1812-го года, та самая комета, которая предвещала, как говорили, всякие ужасы и конец света. Но в Пьере светлая звезда эта с длинным лучистым хвостом не возбуждала никакого страшного чувства. Напротив Пьер радостно, мокрыми от слез глазами, смотрел на эту светлую звезду, которая, как будто, с невыразимой быстротой пролетев неизмеримые пространства по параболической линии, вдруг, как вонзившаяся стрела в землю, влепилась тут в одно избранное ею место, на черном небе, и остановилась, энергично подняв кверху хвост, светясь и играя своим белым светом между бесчисленными другими, мерцающими звездами. Пьеру казалось, что эта звезда вполне отвечала тому, что было в его расцветшей к новой жизни, размягченной и ободренной душе».
«Весь мир разделен для меня на две половины: одна — она и там все счастье, надежда, свет; другая половина — все, где ее нет, там все уныние и темнота…»
«Над ним не было ничего уже, кроме неба, — высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками. «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, — подумал князь Андрей, — не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, — совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!..»

Толстой Л. Н. «Воскресение» (последний роман Л. Н. Толстого. Год написания: 1889-1899. Публикация: 1899 г.)
Роман практически сразу за публикацией был переведён на основные европейские языки. Подобный успех во многом объяснялся остротой выбранной темы (судьба продажной женщины) и колоссальным интересом к творчеству Толстого, который не печатал романов после «Войны и мира» и «Анны Карениной».
В романе «Воскресение» нашли отражение духовные и творческие искания последних лет жизни писателя. В русской печати многие сцены и даже главы были запрещены к публикации. Роман «Воскресение» оказался в числе тех произведений Толстого, из-за которых он был отлучен от Церкви. После революции 1917 года ситуация резко изменилась: роман, где прозвучала критика духовенства и изображались ссыльные революционеры, охотно печатали большими тиражами, в советских трактовках он превратился едва ли не в политическую агитку, а история воскресения князя Нехлюдова и Катюши Масловой предстала назидательно-неправдоподобной.
«Люди, как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем непохож на себя, оставаясь все между тем одним и самим собою».
«В любви между мужчиной и женщиной бывает всегда одна минута, когда любовь доходит до своего зенита, когда нет в ней ничего сознательного, рассудочного и нет ничего чувственного».

Толстой Л. Н. Трилогия: «Детство», «Отрочество», «Юность»
В 1852 г. в журнале «Современник» выходит повесть Толстого «Детство», которая вместе с повестями «Отрочество» и «Юность» впоследствии составила трилогию. Литературный дебют сразу приносит автору настоящее признание. Правда, в журнале повесть опубликована под заглавием «История моего детства», чем Толстой был возмущен: «Кому какое дело до истории моего детства?» Опираясь на семейные воспоминания, называя многих прототипов своих персонажей, Толстой пишет все-таки не автобиографию и не мемуары.
Эту трилогию Толстой очень тщательно продумывал. Ему было важно высказать свои мысли о русской жизни, о русском обществе, о литературе. Поэтому в этих произведениях все очень важно, нет ничего ненужного — Толстой продумал каждую деталь, каждую сцену, каждое слово. Его задача — показать развитие личности человека, становление его характера, убеждений. Мы видим главного героя, Николеньку Иртеньева, в разные периоды его жизни. Тема семьи — это ведущая тема трилогии. Именно связь с семьей, с домом сильно влияет на главного героя.
«Детство» — первая повесть в псевдо-автобиографической трилогии Льва Толстого, впервые напечатана в 1852 году в журнале Современник, № 9. Эта книга описывает большие психологические переживания, которые испытывают многие мальчики в детстве: первая влюблённость, чувство несправедливости, обида, стеснение.
«Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели — невинная веселость и беспредельная потребность любви — были единственными побуждениями в жизни».
«Отрочество» — вторая повесть в трилогии Льва Толстого, впервые напечатана в 1854 году в журнале Современник. Эта книга описывает события, происходящие в жизни подростка во время отрочества: первое предательство, смена моральных ценностей.
«Едва ли мне поверят, какие были любимейшие и постояннейшие предметы моих размышлений во время моего отрочества, — так как были несообразны с моим возрастом и положением. Но, по моему мнению, несообразность между положением человека и его моральной деятельностью есть вернейший признак истины.»
«Юность» — третья и последняя повесть в трилогии Льва Толстого, впервые напечатана в 1857 году в журнале Современник № 1. Книга описывает университетские годы жизни главного героя и его сокурсников.
Толстой Л. Н. «Казаки» (Год написания: 1862. Публикация: 1863 в ж-ле «Русский вестник»)
В повести «Казаки» нашли отражение впечатления Толстого от его трехлетней службы на Кавказе. В 1851 году он отправился туда к старшему брату Николаю, офицеру действующей армии, и почти три года прожил в казацкой станице на берегу Терека.
 «Казаки» - по праву называют главным произведением Л. Н. Толстого 1850-х годов, над которым он работал, с перерывами, 10 лет. Главный герой повести - Дмитрий Оленин, близок автору и по духовному опыту, и по нравственным устремлениям. Как и Толстой, он оказывается на Кавказе в попытке начать новую жизнь, «в которой уже не будет больше ошибок, не будет раскаяния, а, наверное, будет одно счастье». Но вместо воображаемых по пути на Кавказ картин в духе русской романтической литературы герою повести предстояло увидеть настоящую жизнь и ощутить себя чужим в нетронутом цивилизацией мире.
«Три месяца прошло с тех пор, как я в первый раз увидал казачку Марьяну. Понятия и предрассудки того мира, из которого я вышел, еще были свежи во мне. Я тогда не верил, что могу полюбить эту женщину. Я любовался ею, как красотою гор и неба, и не мог не любоваться ею, потому что она прекрасна, как и они. Потом я почувствовал, что созерцание этой красоты сделалось необходимостию в моей жизни, и я стал спрашивать себя: не люблю ли я ее? Но ничего похожего на то, как я воображал это чувство, я не нашел в себе. Это было чувство, не похожее ни на тоску одиночества и желание супружества, ни на платоническую, ни еще менее на плотскую любовь, которые я испытывал. Мне нужно было видеть, слышать ее, знать, что она близко, и я бывал не то что счастлив, а спокоен».

Толстой Л. Н. «Крейцерова соната» (Год написания: 1887(?)-1889. Публикация: 1890 г.)
«Крейцерова соната» — повесть Льва Толстого была сразу подвергнута цензуре царскими властями. Книга провозглашает идеал воздержания. Автор посвятил повесть теме чувственной любви, борьбы с плотью, которую призвано победить христианское начало любви, лишенной всякого своекорыстия.
«Удивительное дело, какая полная бывает иллюзия того, что красота есть добро. Красивая женщина говорит глупости, ты слушаешь и не видишь глупости, а видишь умное. Она говорит, делает гадости, и ты видишь, что-то милое. Когда же она не говорит ни глупостей, ни гадостей, а красива, то сейчас уверяешься, что она чудо как умна и нравственна».
«Что такое музыка? Что она делает? И зачем она делает то, что она делает? Говорят, музыка действует возвышающим душу образом, вздор, неправда! Она действует, страшно действует, я говорю про себя, но вовсе не возвышающим душу образом. Она действует ни возвышающим, ни принижающим душу образом, а раздражающим душу образом. Как вам сказать? Музыка заставляет меня забывать себя, мое истинное положение, она переносит меня в какое-то другое, не свое положение: мне под влиянием музыки кажется, что я чувствую то, чего я, собственно, не чувствую, что я понимаю то, чего не понимаю, что могу то, чего не могу... тот, кто писал хоть бы Крейцерову сонату, - Бетховен, ведь он знал, почему он находился в таком состоянии, это состояние привело его к известным поступкам, и потому для него это состояние имело смысл, для меня же никакого... И оттого музыка так страшно, так ужасно иногда действует».

Толстой Л. Н. «Посмертные записки старца Федора Кузьмича» (Год написания: 1905. Публикация: 1912 г.) 
В 1905 году Толстой приступил к работе над повестью «Посмертные записки старца Фёдора Кузьмича», которая осталась незаконченной.
Одна из легенд дома Романовых гласит, что Фёдор Кузьмич — это император Александр I, скоропостижная смерть которого в Таганроге породила в народе массу слухов. По другой легенде, Фёдором Кузьмичом был в действительности не Александр I, а Фёдор Александрович Уваров по прозванию «Чёрный». Его репутация была подорвана затеянным им судебным процессом о наследстве. 7 января 1827 года находившийся в Петербурге Ф. А. Уваров неожиданно исчезает. С тех пор живым, а равно и мёртвым, Уварова никто не видел, факт его смерти установлен не был. Существует и третья версия, выдвинутая великим князем Николаем Михайловичем, по которой Фёдором Кузьмичом был внебрачный сын Павла I от Софьи Степановны Ушаковой — некто Симеон (Семён Афанасьевич) Великий.
Автограф Л. Толстого
«Посмертные записки старца Фёдора Кузьмича»
Так, Л. Н. Толстой весьма интересовался легендой об исчезновении и «перевоплощении» императора и неоднократно беседовал на эту тему с великим князем Николаем Михайловичем (последний подарил писателю свою книгу «Легенда о кончине императора Александра I в Сибири в образе старца Федора Кузьмича»). По мнению Толстого (который сам склонялся к тому, что Александр I и Феодор — разные люди), «…пускай исторически доказана невозможность соединения личности Александра и Кузьмича, легенда остаётся во всей своей красоте и истинности».

Не исключено, что легенда о Фёдоре Кузьмиче заставила писателя творчески осмыслить тему «ухода» и отречения от мира, которая ярко проявляется в его позднем творчестве: «Отец Сергий», «Живой труп», «Записки сумасшедшего». Нельзя исключать, что уход Толстого в конце жизни из Ясной Поляны и был реализацией модели поведения, показанной в данных произведениях.

Голос Льва Толстого

В январе 1908 года в знак уважения ко Льву Толстому Томас Эдисон прислал в Ясную Поляну свой усовершенствованный фонограф для записи голоса великого писателя. Писатель решил использовать это «чудо техники» прежде всего для диктовки ответов на письма, чтобы запечатлеть свои первые эмоции. Ещё Л. Толстой использовал фонограф для записи художественных произведений. Благодаря этому его голос был сохранен для потомков.
В музее-усадьбе «Ясная поляна хранятся копии этих записей. А сами валики, на которых записан голос Льва Толстого, находятся в фондах Государственного музея Л. Н. Толстого, в «стальной» комнате Академии художеств, где лежат рукописи писателя. На 19 валиках, покрытых воском, звуковые бороздки хранят голос великого писателя-философа. Для того чтобы снять с них звук, сотрудники лаборатории механической записи Всесоюзного научно-исследовательского института телевидения и радио собрали очень чувствительный звукосниматель, оказывающий минимальное давление на валик, чтобы не испортить восковые бороздки фонограммы. Всего по хранившимся в архиве валикам было восстановлено 33 записи голоса Толстого. Но еще несколько были восстановлены по валикам, которые были найдены в футлярах в Ясной Поляне. Это были куски валиков, но и по ним удалось многое воссоздать. Ученые выяснили, что Толстой сделал более 70 записей на своем фонографе, и сегодня его почитатели могут услышать настоящий голос писателя.
Вот одна из таких записей 1908 года, на которой Л. Толстой читает свою сказку «Волк».

Волк
Был один мальчик. И он очень любил есть цыплят и очень боялся волков. И один раз этот мальчик лег спать и заснул. И во сне он увидал, что идет один по лесу за грибами и, вдруг, из кустов выскочил волк и бросился на мальчика. Мальчик испугался и закричал: «Ай, ай! Он меня съест!». Волк говорит: «Постой, я тебя не съем, а я с тобой поговорю».
И стал волк говорить человечьим голосом. И говорит волк: «Ты боишься, что я тебя съем. А сам ты, что же делаешь? Ты любишь цыплят?»
– «Люблю».
– «А зачем же ты их ешь? Ведь они, эти цыплята, такие же живые, как и ты. Каждое утро – пойди, посмотри, как их ловят, как повар несет их на кухню, как перерезают им горло, как их матка кудахчет о том, что цыплят у нее берут. Видел ты это?» – говорит волк.
Мальчик говорит: «Я не видел».
«А не видел, так ты посмотри. А вот теперь я тебя съем. Ты такой же цыпленочек – я тебя и съем». И волк бросился на мальчика, и мальчик испугался и закричал: «Ай, ай, ай!» Закричал и проснулся.
И с тех пор мальчик перестал есть мясо – не стал есть ни говядины, ни телятины, ни баранины, ни кур.

Комментариев нет:

Отправить комментарий