среда, 7 августа 2013 г.

Крылатые выражения, фразеологизмы, пословицы и поговорки. Афоризмы. Цитаты. Чтобы понимать. Чтобы помнить


Зачем козе барабанщик, почему обещанного ждут три года и вся правда о квасном патриотизме и разведении антимоний
Отставной козы барабанщик
Так называли в XIX веке людей без определенных занятий, а иногда и просто маленьких, забытых людей, кое-как кормящихся какими-нибудь случайными и никому не нужными поделками. Откуда взялось это шуточное определение? Почти до самой революции в России можно было увидеть бродячую труппу нищих: поводыря с ученым медведем, показывавшим разные «штуки», «козу» - человека, на голове которого было укреплено грубое подобие козьей головы из мешковины, и «барабанщика», часто из отставных солдат, барабанным боем призывавшего публику. Оказаться на положении «отставного барабанщика при козе», то есть потерять и эту работу, было уже окончательным пределом бедствия.
Обещанного три года ждут
Так говорят, когда не верят в скорое выполнение кем-то данных обещаний или когда исполнение того, что обещано, затягивается на неопределённое время. По одной из версий — отсылка к тексту из Библии, к книге пророка Даниила. Там сказано: «Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи тридцати пяти дней», т. е. трех лет и 240 дней. Библейский призыв к терпеливому ожиданию был шутливо переосмыслен в народе, ведь полностью поговорка звучит так: «Обещанного три года ждут, а на четвертый отказывают».
Квасной патриотизм

С «легкой руки» поэта Петра Вяземского в наш речевой оборот вошло выражение квасной патриотизм. Он писал: «Многие признают за патриотизм безусловную похвалу всему, что свое. Тюрго называл это лакейским патриотизмом... У нас можно бы его назвать квасным патриотизмом». Под квасным патриотизмом понимается слепая приверженность отжившим и нелепым «традициям» национального быта и безапелляционное неприятие чужого, иностранного, «не нашего». Квас имел с древних времён самое широкое распространение на Руси и считался «народным напитком». В разгоревшемся в XIX веке противостоянии славянофилов и западников последними выражение «квасной патриотизм» было быстро подхвачено для иронизирования над оппонентами. Так квас стал напитком «патриотическим» и стал символизировать «коренное», истинное славянство, отечестволюбие и восторженный патриотизм. Именно в таком контексте читались строки в рассказе Тургенева «Два приятеля»: «Квас любил он, по собственному выражению, как отца родного, а вина французские, особенно красные, терпеть не мог и называл их кислятиной».
Антимонии разводить
Болтать, пускаться в лишние, отвлекающие разговоры. Занудничать, долго, с бесконечными повторами заниматься делом, на которое и пары минут потратить жалко, тягомотно читать нотации либо не менее скучно хвалить кого-то.
Возможно, странное слово происходит от греческого «антифон» - заунывное церковное пение с бесконечными повторами. То есть, первоначально разводили антифонии.
Есть, впрочем, и другое объяснение. Антимоний (буквально: средство против монахов) - алхимическое название сурьмы и её препаратов. Наиболее известным препаратом сурьмы было рвотное вино, введённое в практику Парацельсом. Сурьма была одним из традиционных и широко известных лекарственных веществ, её название легко превратилось в обобщённое обозначение растираемых и растворяемых гомеопатических средств. Сурьма плохо растворяется, поэтому процесс её разведения длителен и трудоёмок. Пока он длился, люди вели разные пустые разговоры. Традиционные лекари и аптекари отрицательно относились к гомеопатам с их своеобразной фармакотерапией, основанной на многочисленных разведениях и растираниях лекарственных веществ. По их мнению, многократное растирание и разведение лекарств, обобщённым названием которых стало слово антимония, было занятием бесполезным, ненужным и нерезультативным. В 1556 году Парижский парламент запретил использовать в медицине антимоний. Французские аптекари, торговавшие рвотным вином, не пожелали терпеть убытков и подали в суд. Дело об антимонии тянулось ровно сто лет и закончилось в 1656 году победой аптекарей. Это был самый долгий судебный процесс за всю историю человечества, и он достоин войти в поговорку.

Комментариев нет:

Отправить комментарий